Исследовательская работа по русскому языку Чеченская письменность: прошлое,настоящее и будущее


Чеченская письменность:прошлое, настоящее и будущее. Исследовательская работа Выполнила: Адамова Тамила, ученица 10 класса МБОУ «СОШ №50»Научный руководитель: Адамова Н.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №50» г. Грозного. Родной чеченский язык… Красивый, звучный, до боли любимый… Читаю материалы «Всемирного атласа вымирающих языков»…:ЮНЕСКО относит чеченский язык к числу исчезающих…Жизнеспособность языка специалисты рассчитывают по числу носителей, передаче языка от поколения к поколению, доступности учебных материалов, отношению к языку государства и самого общества. Актуальность темы. История письма – одна из важных страниц в истории развития культуры человечества. Знание этой истории необходимо, так как оно позволяет наглядно представить, как шел человек по пути прогресса. Объект исследования: история развития чеченской письменности.Предмет исследования: история развития алфавита чеченского языка. Цель работы: изучение истории происхождения чеченской письменности. Задачи:проанализировать научно-популярную литературу по истории письменности;проследить историю возникновения письма и письменности чеченского языка в связи с развитием общества;  Практическая значимость:Возможность использования фактического материала при изучении курса чеченского языка на уроках в школе. Чтобы ответить на эти вопросы, я с помощью своего научного руководителя составила следующий план: Вот что я узнала в результате исследованияПисьмо – явление очень сложное; оно прошло длительный, измеряемый тысячелетиями путь развития. Время и место его возникновения точно не установлены. История возникновения чеченской письменностиНахские языки считаются родственными древнейшим хуррито-урартским языкам. История письменности чеченского языка берет свое начало в глубокой древности. Следы языков-предков зафиксированы в надписях древневосточных государств Митани и Урарту. Для расшифровки памятников письменности этих государств используются чеченский и ингушский языки. С появлением Ислама в XVI в. в Чечню продвигается арабская письменность. Первые попытки создания вайнахской письменности относятся к периоду существования чечено-дагестанского имамата. Наиб Шамиля в Чечне, аварец Лачинилау, пытался приспособить арабский алфавит к чеченскому языку. Но в арабском 26 букв, в нем отсутствуют 12 букв, имеющихся в чеченском языке: п1, кх, г, к1, у, г1, о, ч, и, аь, оь, уь. Для массового использования арабская письменность не подошла. 1862 год. Создан первый чеченский букварь на основе кириллицы («Нохчийн жуз ду х1ара»),авторы – Кеди Досов и крупнейший кавказовед, ученый-лингвист и педагог-просветительПетр Карлович Услар. Успешно использовалсядля обучения родной грамоте. 1866 г.,Бартоломей И.А. Чеченский букварь 1908 г. Чеченский букварь соcтавленТ. Эльдархановым на основе русской графики. Внесены некоторые изменения: в алфавите 36 букв, вместо грузинских букв, которые у Услара обозначали ч1 и ц1; использованы русские буквы со знаком «птичка» сверху ч и ц; убрана буква дж. Азбука не получила распространения. Возникает первый чеченский алфавит на арабской основе. В нем 31 буква. Он неудобен: проблемы с обозначением смычно-гортанных звуков. Зачастую используется арабский алфавит.1910г. Гайсумов Сугаип реформирует арабский алфавит, который просуществовал до 1920 года 1921 г. А. Турчаев иТ. Эльдарханов выпустили букварь на этом же алфавите. Сделаны изменения: добавлены звуки ч1 ,ц1; исключены звуки Сод и Зод. Букварь просуществовал один год. 1921 г. Арабский алфавит подвергнут реформе Сугаиповым Шабахом. Количество букв – 39; вошли звуки оь, уь и некоторые смычно-гортанные. Чеченский алфавит, составленный в 1925 году Х.Ошаевым.1920 г. Первая попытка создания чеченского алфавита на основе латинской графики. 1925 г. утвержден проект чеченского алфавита,составленный Х. Ошаевым и М. Сальмурзаевым. Латинская графика имела преимущество перед арабской. Вплоть до 1927 г. в газетах печатались статьи с использованием русской, арабской и латинской график. 1928 г. Советская власть берет курс на унификацию письменностей народов Сев. Кавказа, и в первую очередь , унификацию чеченской и ингушской. . В 1928 г. во Владикавказе созывается конференция по вопросам унификации чеченского и ингушского алфавитов. Конференция поставила перед собой задачу – ликвидировать расхождения в алфавитах. 1934 год. Создан единый алфавит. Распространения не получил. 1938 г. Профессором Яковлевым был составлен алфавит на основе русской графики, применённый (с небольшими изменениями) для всех языков Северного Кавказа. Частая смена графики вызывала трудности в формировании устойчивой грамотности населения.1944-1957 гг. -язык предан забвению.1957 г.-школы восстановлены, но обучение ведётся только на русском языке. 1980 гг.-возрождение полноценной национальной школы. Латинский алфавит чеченского языка, принятый в 1992 году.Своим постановлением Парламент принял этот алфавит. Правительство и Президентский совет поддержали это постановление и утвердили его, но официальный указ, вводящий окончательно алфавит, так и не был издан. В настоящее время ведется обсуждение вопроса об изменении графики написания букв чеченского алфавита: Ё (йо), Я(йа), Яь (йаь), ю (йу), юь (йуь). Что из этого получится, покажет время… На этом история нашего языка и письменности не остановилась. Но я абсолютно уверена, что чеченский язык и письменность не "затеряются" в этом мире и получат широчайшее распространение во всех сферах жизни нашего народа. Сколько же пришлось тебе выдержать испытаний, изменений и вмешательств со стороны; сколько ещё их ждёт тебя впереди, мой многострадальный, измученный, но очень любимый, родной чеченский язык … Указ Президента Чеченской Республики №207С 25 апреля 2007г. ДЕНЬ ЧЕЧЕНСКОГО ЯЗЫКА Список литературыУслар П. К. Этнография Кавказа. Языкознание. Абхазский язык. 1887. 12.Бартоломей И. Чеченский букварь. - Тифлис, 1866. 13.Солтаханов Э. Х История обучения чеченской грамоте. Вестник Института проблем образования. Выпуск 1. - Грозный, 2003. 14.Очерки истории Чечено-Ингушской АССР. В двух томах. Т. 15.Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. - М., 1999. 16.Культура чеченского народа и школа. Тезисы докладов и выступлений научно-практической конференции 18 мая 1994 года. - Грозный, 1994.