Презентация ЕГЭ по обществознанию. Написание учащимися эссе: отработка навыка подбора аргументации как доказательной базы рассуждения учащегося» (из опыта работы учителя).


«ЕГЭ по обществознанию. Написание учащимися эссе: отработка навыка подбора аргументации как доказательной базы рассуждения учащегося» (из опыта работы учителя). Учитель истории и обществознания МБОУ «Школа № 5» г.Дзержинска Нижегородской области Романова Ирина Юрьевна Эссе в практике ЕГЭ по обществознанию Эссе – задание высокого уровня сложности. Единственное задание с альтернативным выбором. Эссе предполагает умение творчески применять полученные знания, формулировать собственные обоснованные суждения, целостные высказывания, аргументированную позицию по сложным содержательным проблемам. Эссе позволяет проверить качественное овладение содержанием курса обществознания и сложными интеллектуальными умениями. Жанровые особенности эссе по обществознаниюналичие конкретной темы;личностный характер восприятия проблемы и её осмысления;небольшой объём;свободная композиция;непринуждённость, свободное владение темой;внутреннее смысловое единство; согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость тех суждений, в которых выражена личная позиция;открытость, оно не претендует на полный законченный анализ. Основная часть эссеСамая сложная в структуре эссе, т.к.требует ответа на поставленный вопрос (поднятую проблему). Ответ предполагает наличие доказательств (аргументацию)представленной учащимся позиции по проблеме.Доказательство —это рассуждение, использующее факты, истинные суждения, научные данные и убеждающее нас в истинности того, о чём идёт речь. Структура аргументации (доказательства)Тезис — это суждение, которое надо доказать.Аргументы - это категории, которыми пользуются при доказательстве истинности тезиса.Вывод — это мнение, основанное на анализе фактов.Оценочные суждения — это мнения, основанные на наших убеждениях, верованиях или взглядах. Структура аргументации (доказательства)Группы аргументов:удостоверенные факты (например: данные статистики и т.д.);определения или описание понятий, связанных с тезисом;законы науки.Вывод: Для того, чтобы расположить тезисы и аргументы в логической последовательности, необходимо знать способы их взаимосвязи. Виды связей в доказательствеСвязь предполагает взаимодействие тезиса и аргумента. Прямое доказательство — доказательство, при котором истинность тезиса непосредственно обосновывается аргументом.Метод прямого доказательства можно применять, используя технику индукции, дедукции, аналогии и причинно-следственных связей. Виды связей в доказательствеИндукция—процесс рассуждения, в результате которого мы движемся от особенного к общему, от предположения к утверждению. Общее правило индукции гласит: чем больше фактов, тем убедительнее аргументация (пример: действие закона спроса и предложения). Дедукция — процесс рассуждения, где вывод обычно строится с опорой на две предпосылки (пример: все люди, ставящие перед собой ясные цели и сохраняющие присутствие духа во время критических ситуаций, являются великими лидерами. По свидетельству многочисленных современников, такими качествами обладал А.Линкольн — один из самых ярких лидеров в истории Америки). Виды связей в доказательствеАналогия — способ рассуждений, построенный на сравнении (необходимо помнить, что направления сравнения должны касаться наиболее значительных черт двух сравниваемых объектов). Причинно-следственная аргументация - предполагает постановку вопроса, требующего объяснения причин происходящего явления. Иногда это может быть целый ряд причин (например: Почему в 1917 г. большевики взяли власть в России? Что позволило Дмитрию Донскому одержать победу на Куликовом поле? Что явилось причинами роста безработицы в стране? Каковы причины девиации в поведении человека? и т.п.). Умения и навыки, необходимые для написания эссеСистема требований к выпускникам по обществознанию предполагает, что знание является необходимой базой для развития критического мышления личности, способности формулировать и аргументировать свою позицию с опорой, как на научное знание, так и на собственный опыт. Требования к знаниям учащихся на репродуктивном уровне составляют примерно 28% , остальные предполагают овладение сложными приёмами интеллектуальной деятельности. Умения и навыки, необходимые для написания эссеРепродуктивные требования: знать основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их и правильно использовать в условиях письменной речи; называть (перечислять) изученные социальные явления и объекты и их существенные свойства. Знание и подбор обществоведческих терминовТема эссе «Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждениях к совершенствованию» (У.Годвин). 1 шаг - определяем основную проблему - речь идёт о сложной системе взаимоотношений человека и общества, о том, что вне общества становление и развитие личности невозможно.2 шаг - подбор понятий «социализация», «индивид», «личность».3 шаг - обобщения и примеры, показывающие, что только в обществе и под влиянием общества человеческий индивид становится личностью, способной к самосовершенствованию и испытывающей в нём потребности. Умения и навыки, необходимые для написания эссеТребования применения приёмов сложной интеллектуальной деятельности:сравнивать изученные социальные объекты; характеризовать изученные социальные объекты и процессы; объяснять (интерпретировать) изученные социальные явления и процессы; приводить собственные примеры; давать оценку изученных социальных объектов и процессов. Успешность формирования умений и навыков, необходимых для написания эссе: Проявляется в том, что учащиеся:владеют теоретическими знаниями и понятийным аппаратом в области обществознания; 2) владеют на высоком уровне приёмами анализа, сравнения, синтеза, навыками аргументации собственной позиции и ведения дискуссии; 3) понимают, чем эссе по обществознанию отличается от сочинения по литературе; 4) понимают, в чём состоят особенности обществоведческого эссе; 5) владеют практическими навыками, в том числе стилем, присущим эссе по обществознанию. Методические приёмы формирования умений и навыков написания эссе Умения и навыки написания эссе закладываются в основной школе (8-9 кл.) и окончательно формируются в старшей школе (10-11 кл.). Основная школа: 8 - 9 классы:1. Обучение развёрнутому ответу с элементами аргументации посредством приёма «незаконченного предложения»: «Я считаю (думаю и др.,), что..., так как...» 2. Введение понятий «тезис», «аргумент».Обучение подбору аргументов в поддержку или опровержение какого-либо положения, позиции и т.д. с опорой на изученные обществоведческие понятия и термины.Обучение приёмам аргументации собственной позиции в ходе ведения учебных дискуссий. 8-9 класс8 класс. Тема: «Долг и совесть», задание №51. «Мы часто говорим, что люди держат ответ перед своей совестью. Но ведь есть люди, про которых говорят: «Бессовестный!» Что же это за человек? Можно ли вообще его назвать человеком, личностью? Какие последствия имеет его поведение для окружающих и для него самого?»Тема: «Моральный выбор-это ответственность», задание № 42. «Слову «карьеризм» придают отрицательный оттенок. Может ли стремление сделать карьеру сочетаться с моралью? Да или нет?» 3. «Человек совершает хороший поступок в расчёте на вознаграждение. Можно ли оценить этот поступок как нравственный? Почему вы так думаете?»Учащимся предлагается следующая схема построения ответа:1. «Я думаю, что такого человека …назвать человеком, личностью, т.к. считаю, что… Его поведение … для окружающих, т .к. … Оно …ему самому.»2. «Карьеризм на мой взгляд ...сочетаться с моралью, потому что…»3. «Я думаю, что такой поступок можно оценить как..., потому что...». 8-9 классСхема первичной отработки вводимых понятий предполагает следующий алгоритм учебной деятельности: ученикам предлагается выполнить письменно задание по изучаемой теме по уже освоенному ими «шаблону» «незаконченного предложения» (пример: «Образование нельзя рассматривать исключительно как средство подготовки к будущему. Образование должно обеспечить возможность решения обучающимися значимых для них проблем»);введение непосредственно самих понятий «тезис», «аргумент»; учащимся предлагается в своих ответах выделить тезис и аргумент (возможен обмен тетрадями - форма взаимопроверки); обсуждение полученных результатов с обязательным словесным поощрением и при необходимости с корректировкой; в качестве домашнего задания предлагается письменно выполнить задания из изучаемой темы (обязательно на выбор), предполагающие конструирование ответа по шаблону с выделением в ответе тезиса и аргумента (аргументов). 8-9 класс Обучение подбору аргументов для поддержки или опровержения какого-либо положения, позиции с опорой на изученные обществоведческие понятия и с использованием терминологии. Задание: «Какой точки зрения вы придерживаетесь: «Человек живет, чтобы трудиться» или «Человек трудится, чтобы жить»? Свою точку зрения объясните». Учащимся предлагается использовать в ответе следующие понятия и теоретические обобщения: «человек — существо биопсихосоциальное»; «трудовая деятельность»; «самореализация личности»; «материальные потребности»; «социальные потребности»; «ценностные ориентации».Опережающие задания: 1) произвести подбор понятий и терминов, с помощью которых можно раскрыть суть предлагаемого суждения или афоризма; 2) произвести подбор суждений, афоризмов по изучаемой теме. 8-9 класс Обучение приёмам аргументации собственной позиции проводится в ходе учебных дискуссий.Тема: «Образование»Задание № 5: После окончания основной школы ты можешь избрать один из путей продолжения образования: переход в 10 класс средней школы с возможностью профильного обучения; поступление в профессиональное учебное заведение; самообразование. Раскрой, в чём, по-твоему, состоят преимущества и недостатки каждого пути. Какой путь и почему тебе кажется предпочтительным? Методические приёмы формирования умений и навыков написания эссе Старшая школа: 10-11 классы:1.Введение понятия «эссе», определение его существенных характеристик.2.Определение структуры эссе. 3.Определение требований к содержанию эссе. 4.Отработка навыка написания эссе. Приём «Своя опора»Методический приём при характеристике особенностей жанра эссе и его структуры. Учитель даёт учащимся различные определения понятия «эссе».ЭССЕ - это разновидность очерка, в которой главную роль играет не воспроизведение факта, а отображение собственных впечатлений, раздумий и ассоциаций. Далее характеризуются особенности эссе: образность, афористичность, близость к разговорному (литературному) языку, изображение собственных впечатлений, раздумий, ассоциаций. Приём «Своя опора»Работа учащихся с памяткой.ПАМЯТКА Афористичный - построенный на афоризмах, содержащий афоризм. Афоризм - краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение.Образность (образ) - живое, наглядное представление о чём-либо. Ассоциация - связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое.Философский - глубокомысленный, серьёзный. Раздумье - состояние сосредоточенности, задумчивости.Впечатление - след, оставленный в сознании, в душе чем-нибудь пережитым, воспринятым. Приём «Своя опора»Учащимся предлагается выбрать из перечня слов и фраз те, которые относятся к эссе по обществознанию: фантазия, образность, ассоциации, раздумья, переживания, впечатления, характеристика героя, воспроизведение фактов, подробный анализ произведения, литературоведческий анализ, сочетание художественного и научного стилей, структурное соотношение частей является жестким, вывод вытекает из анализа произведения, структурное соотношение частей не является жестким. Ребята убирают лишние и в результате остаются только следующие слова и фразы: фантазия, образность, ассоциации, раздумья, переживания, впечатления, структурное соотношение частей не является жестким. Приём «ПОПС - формула»Для выдвижения аргументов в основной части эссе можно воспользоваться так называемой ПОПС - формулой: П - Положение (утверждение) — Я считаю, что ... О - Объяснение — Потому что…П - Пример, иллюстрация — Например, ...С - Суждение (итоговое) — Таким образом, ... Рекомендации учителюПри подготовке учащихся к написанию эссе можно/нужно: требовать от учащихся написания работы на черновике (с широкими полями);использовать приём «корзина идей» (в свободной форме писать всё, что может понадобиться в эссе: понятия, противоречия, ассоциации, цитаты, примеры, тезисы, мнения, аргументы, имена, события…);требовать ведения «копилки аргументов»;коллекционирование клише;ведения ученических портфолио с эссе.