Презентация по логопедии на тему: Методические рекомендации для учителей-логопедов по преодолению трудностей в формировании навыков чтения у младших школьников с ОВЗ.


Методические рекомендации для учителей-логопедов по преодолению трудностей в формировании навыков чтения у младших школьников с ОВЗ.Учитель-логопед Паршакова Марина СергеевнаМАОУ «ООШ № 10»г. Соликамск Упражнения для увеличения скорости чтения:1. Многократное прочтение текста вслух2. Упражнение «МОЛНИЯ».Чередование чтения в комфортном темпе с чтением в максимально быстром темпе. Переход на чтение в максимальном темпе осуществляется по команде «МОЛНИЯ».3. Чтение "канон". Один человек начинает читать абзац текста, другой читает этот же абзац вместе с первым, но опаздывая от него на 3-4 слова (как при пении канона). 4.  Чтение "Спринт". Учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав губы и зубы, а после прочтения отвечают на сформулированные перед чтением вопросы. Проводится такое упражнение перед чтением вслух каждого текста. Природный темп деятельности –это скорость, с которой работают все психические процессы. 5. Упражнение "Чтение-разведка"Дети на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы. Так дети учатся находить в тексте главное.6. "Жужжащее" чтение. 7. Чтение со звуковыми помехами.8. За одну минуту найти в тексте слова на какую-либо букву.9. Чтение за учителем (упражнение вырабатывает скорость произношения слов).10. Многократное прочтение текста.11. Чтение в темпе скороговорки.12. Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. 13. Чтение про себя.14. Чтение текста с прикрытой верхней частью строчки.Увеличение скорости чтения Приемы развития антиципации:1.Тексты с пропущенными буквами в окончаниях, тексты с пропущенными словами.2. Тексты с ошибками в содержании или несуразицами.3. На доске 2- 3 пословицы, необходимо закончить. Дома стены ___________________ . 4. Восстанови слово. МА . . НА (Машина, Марина, малина)3.Чтение предложений текста с пропущенными словами. Собака грызёт _____________.  Антиципации (предвосхищение, смысловая догадка) - прием, используемый для осмысления текста. Упражнения на преодоление регрессии. 1. Чтение с окошечком. 2. Упражнения на развитие концентрации внимания:«Посмотри и запомни».Показ цифр или букв по таблице по порядку.«Посмотри и распутай линии».Переписать без ошибок сочетания букв АММАДАМА и др.«Найди спрятанное слово или букву». Регрессии – возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Нади спрятанное слово Стилизованные буквы Узнай буквы по зеркальному изображению Наложенные буквы. «Сложи слова из слогов» Чтение слов с усложнением «Цветок» (чтение через один лепесток), «Солнышко» (чтение через один лучик), 1. Игра на развитие периферического зрения: «Что вокруг?» Лист бумаги с нарисованным в центре кругом (1-2 см в диаметре), точка будет помогать фиксировать взгляд перед собой. Попросить ребенка назвать те предметы, которые он видит справа и слева от себя. Это могут быть цифровые и буквенные пирамиды или таблицы.2. Какая буква, слог, слово лишние?3. Что общего в словах и чем они различаются? Мел – мель, мал- мял, мыл- мил4. Написать буквы и прочитать их. Звуковая разминка.ПОЛЕ ЗРЕНИЯПовышение скорости чтения – это увеличение объема воспринимаемой информации при остановке глаз во время чтения. Упражнения с фиксацией зрения на средней линии. Конь │ ки Лыж │ ня Снего │ вик м 1 а м 2 о м 3 у м 4 и м 5 е м 6 ы __________________________________ {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}АУКСОТДЕИСТМФЯЭЮНИГШБВЛШЖХЩЙРБЦЕЫЮЗКМНПЬМетод динамического чтения. Динамическое чтение – читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы  слов, то есть блоки. Это чтение только глазами про себя.ЗАДАНИЕ: ПРОЧИТАЙТЕ ПРО СЕБЯ, УКАЗЫВАЯ БУКВЫ КАРАНДАШОМ.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}10142418422212523153121769811622013511197Таблицы Шульте, которые развивают боковое зрение учащихся. Дети за 1 минуту находят цифры по порядку.  Чтение слов, записанных разновеликим шрифтом  Словесные лабиринтыДеКабрь ВоРоБьИ лЕСТнИЦаСНегоВИк ЛаСтОЧКа ТрАМвАЙВ П А О КЛ ЗЕ Ё В РЫ ЕР БО АС Л  КУМАНТУЗКАСШАТАТИНБОЛТОКАРТОННАФЕЛЬЛИККАНИЗкуман виккасшататинпольтокартонболфельликвеснизканиполиснегожириямонлылокна Прочитать слова двигаясь по стрелкамУпражнение «Словесные лесенки» - чтение слов в столбик, расположенных в порядке возрастания букв. Слова постепенно усложняются по слоговому составу и значению. Упражнение направлено на чтение целыми словами, расширение словарного запаса, формирует навык чтения в «щадящем режиме».УЖ НОС РАМА КОШКА СОБАКАРОМАШКА КАРУСЕЛЬ КРЫЖОВНИК чтение слов со «сквозной буквой»:    садик    ведро    падать    лодочка    чтение слов, начинающихся на одну букву: газ град город глобус граница  «Найди спрятанное слово» сок оски   сам    Чтение слов, различающихся одной буквой:мак — лак — рак — какслов, различающихся несколькими буквами:белка — булка — балка — палка — скалка;слов, имеющих общую часть: вода — водный — водяной;слов с разным корнем, но с одинаковыми окончаниями:чистота — частота; Найти схожую часть:МАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ЗАЙЧИК.МЕДАЛЬ, ПЕДАЛЬ, ДЕТАЛЬ, ДАЛЬЧтение слов-перевертышей и предложений-перевертышей (палиндромов):лакал, топот, шалаш, казак, комокФокусники»Измените слоги в словах и вы, как настоящие фокусники, получите новые слова. КИРА – РАКИ На развитие памяти использовать упражнения, в которых запись информации заключается в ее переводе в образную форму.(у детей со зрительной памятью высокая скорость чтения, высокий уровень грамотности)1. «Представь себе» (мысленные образы и эмоции) – после каждого прочитанного предложения представить соответствующую картину.2. «Вспомни картинки».3. «Послушай и опиши» - представить то, что называет взрослый.4. «Сочини рассказ» - слова, данные взрослым объединить одной темой и сочинить рассказ.5. «Запомни слова» - запомнить слова не связанные между собой.6. Зрительный диктант.ПАМЯТЬ Дети с трудностями в формирования навыка чтения, имеют недостатки в развитии устной речи. Упражнения на развитие фонематического слуха:1. «Назови слово на определенный звук».2. «Покажи букву соответствующую звуку».3. «Игра со словом». Упражнения на развитие грамматических навыков:1. «Угадывающее чтение» (окончания слов, конец фразы).2. «Чтение второй половины слова».3. «Составь предложение (слова в нач. форме).4. «Найди ошибку» (нарушена логика или структура предложения).5. Составить рассказ по серии сюжетных картинок.6. «Подбери рифму».РАЗВИТИЕ РЕЧИ Упражнения:1. Проговаривание звуковых рядов АОУЫИЭ З-С-Ж С-Ч-Щ Б-Д-П-Т Г-Ж-К-Ш2. Чтение чистоговорок шепотом и медленно.  3. Чтение тихо и умеренно.4. Чтение громко и уверенно.5. Игры на звукоподражание..6. Скороговорки на проговаривание согласных звуков (меняя интонацию).7. Читать скороговорки, каждый раз увеличивая темп.Артикуляция Четкая артикуляция способствует увеличению темпа чтения. Упражнения на развитие словарного запаса:«Что из чего»«Подбор синонимов, антонимов»«Один и много»«Скажи ласково»«Объясни значение слова»РАЗВИТИЕ РЕЧИ Чтение строчек наоборот по словам и по буквам.Поочередное чтение слов нормально и наоборот. Чтение только второй половины слов.Чтение «зашумленных» слов (линии и рисунки пересекаются).Чтение пунктирно написанных слов.Чтение наложенных друг на друга слов.Чтение строк с прикрытой нижней или верхней половиной.Отделение слов от псевдослов.Поиск в тексте заданных слов.Выбор карточек со словами, совпадающих с эталоном.Классификация карточек со сходными псевдословами.Чтение перевернутого текста.УПРАЖНЕНИЯ, ПОВЫШАЮЩИЕ СКОРОСТЬ ЧТЕНИЯ.(журнал «Вопросы психологии»№6, 95г.) Восполнение пропусков слов в предложении с подсказкой некоторых букв.Использование предложение с нарушенной логикой.Прохождение словесных лабиринтов. Складывание слов из половинок, слогов.Составление предложений из отдельных слов.Чтение текста через слово.При чтении 2 раза повторять одно и тоже слово.Чтение с повторным произнесением только некоторых слов.Быстрое многократное произнесение предложений.Восполнение пропусков букв в словах, а также слов в предложении.Классификация прочитанных слов на группы.УПРАЖНЕНИЯ, ПОВЫШАЮЩИЕ СКОРОСТЬ ЧТЕНИЯ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!