Развивающие каноны — как средство развития связной речи, познавательных процессов у детей с ЗПР.


МДОУ № 55 «Полянка»РАЗВИВАЮЩИЕ КАНОНЫ - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ дошкольного возраста с ЗПР.Подготовили:учитель-логопедШинкарева Нина Алексеевнаучитель-логопедБульбова Татьяна Сергеевна Есть все основания полагать, что роль обучения в развитии ребенка заключается в том, что обучение создает зону ближайшего развития. Один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии. Л.С. ВыготскийВпервые вопрос о необходимости создания более эффективной системы обучения, влияющей на развитие дошкольников, была поставлена в 50 – е г. xx в. Российским педагогом и психологом, учеником Л.С. Выготского, Леонидом Владимировичем Занковым. Л.В. Занков стал продолжателем идеи Л.С. Выготского и руководителем Научно – практического института (ныне – Института коррекционной педагогики РАО), где проводились экспериментальные исследования развития аномальных детей, в которых выявились условия их эффективного обучения. В разработке своей системы обучения Л.В. Занков исходил из положения Л.С. Выготского: обучение должно вести за собой развитие. В 60 – е годы Л.В. Занковым были разработаны программы обучения. Они показали возможности строить процесс обучения как развивающий, используя ряд методов и приемов в организации учебной деятельности с детьми.По словам Л.С. Выготского, движущаяся сила психического развития – обучение. Важно отметить, что развитие и обучение – это разные процессы. Процесс развития , по словам Л.С. Выготского имеет внутренние законы самодвижения. Л.В. Занков рассматривал общее развитие дошкольников, таким образом, предполагалось, что - это развитие способностей, а именно наблюдательности, умение воспринимать явления, факты «естественные, речевые, математические» и др. Это отвлеченное мышление, способности к анализу, синтезу, сравнению, обобщению. Развитие восприятия и мышления.Принципы обучения по Л.В. ЗанковуВ отличие от традиционных дидактических принципов они направлены на достижение общего развития детей, которое обеспечивает формирование знаний. Принцип ведущей роли теоретических знаний в обучении детей.Принцип обучения на определенном уровне трудности. Принцип обучения более быстрым темпом.Принцип целенаправленной и систематичной работы над общим развитием всех детей, в том числе наиболее слабых. Означает, что формирование фактических, прикладных знаний, умений происходит на базе осмысления научных понятий, отношений, зависимостей, на основе глубокой теоретической вооруженности и общего развития. Высокий уровень трудности связан и с принципом обучения быстрым темпом. Суть его не в увеличении объема учебного материала или сокращении сроков учения, а в постоянном обогащении ума дошкольника разносторонним содержанием, включением новых и старых сведений в систему знаний.Особое значение придается принципу обучения на высоком уровне трудности. Согласно ему, содержание и методика обучения строятся так, чтобы вызвать активную познавательную деятельность в овладении учебным материалом. Трудность понимается как препятствие. Проблема заключается в познании взаимосвязи явлений, их внутренних связей, в переосмыслении сведений. Это прямо связано с принципом ведущей роли теоретических знаний. Развивающие каноныРазвивающий канон – это форма задания, целенаправленно развивающего интеллектуальные качества ребенка, необходимые для творчества ребенка. Это упражнение, игра или задача, состоящая из шести пространственных элементов, связанных между собой логическими, ассоциативными или иными связями.Принцип фронтальности. Над заданием работают все дети.Принцип трудности, но доступности. В процессе работы над каноном решается несколько задач. Принцип прохождения материала быстрым темпом. Принципы развивающего обучения. Развивающие каноны используются как элемент игры. Позволяют решать несколько учебных и развивающих задач одновременно. Активизируют умственную деятельность детей, развивает творческие способности. Развивающие каноны используют по сенсорике, ФЭМП, развитию речи, обучению грамоте, ознакомлению с окружающим.12??
В учебном процессе используют развивающие каноны для оживления творческого отношения к самым разным предметам. Применяют для развития памяти, аналитических способностей, творческого воображения. Дети за короткий промежуток времени выполняют сразу несколько заданий: воспринимают, осмысливают, устанавливают логические и ассоциативные связи между словами и предметами. К составлению и содержанию заданий необходимо подходить дифференцированно, облегчая и усложняя задания. При выполнения используем как самостоятельное выполнение задания, так и коллективное. Использование такого рода заданий позволяет решать следующие задачи:Развитие мышления и памяти;Решение логической задачи;Увеличение активного словаря детей;Закрепление пройденного материала;Введение в новую тему;Синтез и анализ. Обобщение и классификация предметов, выделение лишнего из группы предметов.Развитие монологической речи.Развитие познавательных процессов.Задачи развивающих канонов Методические рекомендации по использованию развивающих канонов.Подбор развивающих канонов осуществляются в соответствии с программным содержанием. Используются по разделам: «Сенсорика», «Математика», «Развитие речи», «Ознакомление с окружающим миром».Применение картинок – подсказок, так как канон – это упражнение, задание на уровне мышления дошкольника с одним неизвестным или двумя неизвестными. Инструкция дается четко. «Попробуйте разгадать канон, используя подсказки, объясните, почему вы пришли к такому выводу?» На что указывают подсказки? Темп выполнения задания умеренный.Один из элементов – игровое действие. Направлено на внесение элементов воображаемой ситуации. Речевое развитие предполагаетРазвивающие каноны по лексическим темам.направленияСловарь признаков.Слова антонимы (по вкусовым качествам, тактильным ощущениям, цвету, величине). классификация предметов.Словообразование (прилагательных от словосочетаний, существительных от существительных, глаголов от звукоподражаний).Задания на закрепление букв.Нахождение слогов в слове.Мягкость – твердость звука.подготовка к обучению грамоте Познавательное развитиеМатематика. Сенсорное развитие детейЦвет предметов (Подбери по цвету, посади бабочку на цветок).Форма предметов (сколько углов? Какой фигуры не стало?).Величина предметов.Количество и счет.Соседи числа.Времена года.Природные явления.Среда обитания животных.Назначение предметов.Происхождение предметов.Экология.Ознакомление с окружающим миром(по лексическим тема):Временные соотношения. Предполагаемый результат работы использования развивающих канонов.Ребенок может: решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.Применять усвоенные знания и способы деятельности для решения определенной игры, задачи, задания.Планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.Овладевает некоторыми предпосылками учебной деятельности:Умение понимать тот или иной вид деятельности;При помощи педагога или самостоятельно решать проблемную ситуацию, задание;Осуществлять самоконтроль и самооценку выполненной работы, руководствуясь пояснениями взрослого.развивающее обучение ведет за собой развитие.Всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста , его интеллектуальных способностей, речевого развития процесс продуктивный и творческий . Именно развивающее обучение представленная педагогом ставит соответствующие цели, задачи, выдвигает новые требования, стимулирует развитие интеллекта, речевых процессов детей.