Презентация Упражнения, направленные на устранение акустической дисграфии


УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА УСТРАНЕНИЕ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ Акустическая дисграфия в своей основе имеет чаще всего нарушение слуховой дифференциации звуков речи. Проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. Чаще всего на письме наблюдаются замены букв, обозначающие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и их компоненты, входящие в их состав (ч-ть,ч-щ, ц-т,ц-с).При этом виде дисграфии учащиеся испытывают трудности в обозначении мягкости согласных с помощью гласных второго ряда: я,ю,е,ё,и, буквы Ь. Дифференциация данных звуков осуществляется по следующему плану: изолированных,в слогах,словах,в предложениях,в связной речи Логопедическая работа по дифференциации звонких и глухих звуков (Ш-Ж)1.Дифференциация изолированных звуков Сравнение звуков.Упражнения с использование зрительных символов (карточки со звонком и пустые, красный и синий кружки, карандаши, картинки- символы с изображением жука и змеи, маленькие звоночки) 2.Дифференциация Ш-Ж в слогах Послушай и повтори слоги (ша-ша-жа; жу-шу-жу и т.д)Послушай, повтори и запиши.Повтори и запиши ударный слог (ша-жа-жа, жа-ша-жа, жи-ши-жи)Послушай и запиши лишний слог (ЖА-ШО-ЖУ-ЖИ)Пальчики поздоровались.Запись слогов в 2 столбика под соответствующими символами (красный и синий кружки)Нарисуй кружок. Л.произносит слоги , а учащиеся рисуют кружки. Затем учащимся предлагается придумать и назвать свои слоги.Чтение слогов парами. Запись слогов парами с выделением звонких и глухих согласных красным и синим цветом.Игра «Наоборот» (с мячом)Найди слог с Ш или Ж и запиши его (выделение слога из начала слова: шапка, жаба, шутка, жучок, из середины слова: катушка, пижама, мышата, из конца слова: пишу, сижу, каша) Добавь и запиши слогША или ЖА (ко-жа, но-ша, са-жа и т.д)ШИ или ЖИ (мы-ши,е-жи, малы-ши)ШУ или ЖУ ШОК или ЖОК 3.Дифференциация Ш-Ж в словах Найди картинке свой домик и запиши слова.Спиши слова. Вставь слоги ША или ЖА, ШИ или ЖИ, ШУ или ЖУ, ШОК или ЖОКСпиши слова. Вставь букву Ш или Ж (с комментарием, пиши и говори, объяснение и подчёркивание)Картинный, словарный диктанты (для самоконтроля показывают символ)Встань, если услышишь в слове Ш, хлопни в ладоши, если ЖЗамени первый звук в слове на Ш или ЖТина – шина баба- жабаМир- губа- Загадки. Ребусы, кроссворды, доскажи словечкоРабота с цифровым рядом ш1 2 3 4 5 6 7 8 9Графический диктант ш ж ш ___ ___ , ____ ______, ______ _____ _____Составление слов из слогов, из буквЗаполнение таблицы Одежда Животные Игрушки ФруктыЯгоды Имена Задания, направленные на совершенствование грамматического строя речи, формирование навыков словообразования:Подбери картинки к местоимениям мой, моя, моё, мои и запиши слова. Скажи и запиши, чего у тебя много, чего нет. сосчитай предмет до 5, назови ласково, образование названий детёнышей животных,образование притяжательных, относительных и качественных прилагательныхИ т.д.Работа с перфокартами.Собери картинку и запиши слово.Ответь на вопросы одним словом. Рассмотри картинку и запиши все слова с буквами Ш и Ж. 4.Дифференциация Ш-Ж в словосочетаниях и предложениях. Подбери к словам предметам слова признаки и наоборот. Конфета шоколадная, рубашка жёлтая, забор железный, суп жидкий, шторы шёлковые и т.д Измени предложение по образцу. (Я жую. Ты- …., Я сижу. Ты - Спиши предложения. Вставь Ш ли Ж.Дополни и запиши предложение. (Дети рисуют …..)Составь предложение по картинке и запиши его.Вставь подходящее по смыслу слово (шар-жар, шаль-жаль, уши-ужи и т.д Запиши предложение графически. ш ж ш ж ________ ________ _______ _________ .Бабушка вяжет Даше жакет.Составление предложений из данных слов.Подбери предложение к соответствующей схеме.Прочитай предложение и выпиши слова, обозначающие предмет, признак, действие предмета.Запись предложений под диктовку. 5. Дифференциация Ш-Ж в связных текстах. Составление рассказа по сюжетной картинке (серии)и его запись.(с включение слов с буквами Ш и Ж)Вставь в текст пропущенные буквы.Работа с деформированным текстом. Восстанови последовательность предложений, чтобы получился связный текст.Слуховые диктанты. Проверочная работа 1.Вставь буквы «Ш» или «Ж»Ви_ня, _ук, кало_а, гру_и, _урнал, ме_ок, кру_ок, эта_и, кры_а, _каф, ча_ка, камы_и, дру_ить, _и_ки, _ирный, _тани_ки, _а_ки, дока_и, мы_и, фла_ок, сту_а, _аба, спе_у.2.Замени первую букву на «Ш» или «Ж»лук – мало– мир – губы – печь – дар – чашка – гора – мишка – 3.Составь предложения из слов.Чи___ик, в, __ивёт, клетке.На, ___кольники, доро___ку, выбе___али, беговую.По, ___еребёнок, лу___айке, ры___енький, бе___ал.4.Вставь буквы «Ш» или «Ж» в предложения.Ми_а на_ёл е_а. Ко_ка ле_ит в углу. Бабу_ка _ивёт на втором эта_же. Ле_ебока ры_ий кот, отле_ал себе _ивот. _апка и _убка - вот он на_ Ми_утка.