Формирование УУД (универсальных учебных действий) на уроках изобразительного искусства средствами интерактивных методик


Формирование УУД (универсальных учебных действий) на уроках изобразительного искусства средствами интерактивных методик Учитель изобразительного искусства работает не только с историей искусства, элементами его грамоты, но и с душой и сознанием ребенка – строит тончайшие нити связи его сознания с богатейшим и сложнейшим миром искусств… Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является формирование универсальных учебных действий, как важной составляющей фундаментального ядра образования.В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В соответствии с ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты) представлено четыре вида УУД: - личностные -регулятивные -познавательные -коммуникативные Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели - через планирование действий - к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции. Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации. В процессе формирования УУД учитель:-учит ставить цели и искать пути их достижения,- показывает достижения ребенка по сравнению с его ранними достижениями;- привлекает к открытию новых знаний;- обучает приемам работы в группах;- обучает самопроверке;- знакомит с разными источниками информации, используемыми для поиска знаний;- учит делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом,- учит самостоятельно выбирать критерии для оценки,- учит отстаивать собственное мнение и уважать мнения других,- организует формы деятельности, в рамках которой дети усваивают нужные знания и ценностный ряд,- учит сотрудничеству между учениками, учениками и учителем. -метод проектов-исследовательский метод -дискуссии- игра -метод -«мозгового штурма"-коллективно-творческие дела -информационно-компьютерные технологии -здоровьесберегающие технологии и др.При изучении предмета "Изобразительное искусство" в школе, можно использовать различные интерактивные методы с точки зрения формирования УУД. Например: Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся: -индивидуальнуюПарную- групповуюВ основу этой технологии положена идея развития познавательных навыков учащихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы. Проектная деятельность предполагает подготовку докладов, рефератов, проведение исследований, создание видеофильмов, альбомов, плакатов, статей в газете, инструкций, театральных инсценировок, игр (спортивная, деловая), web-сайтов и др Исследовательский метод направлен на развитие активности, ответственности и самостоятельности в принятии решений.Исследовательская деятельность позволяет сформировать такие учебные действия, как умения творческой работы, самостоятельность при принятии решений, развитие наблюдательности, воображения, умения нестандартно мыслить, выражать и отстаивать свою или групповую точку зрения . Дискуссии представляют собой такую форму познавательной деятельности, в которой учащиеся упорядоченно и целенаправленно обмениваются своими мнениями, идеями по обсуждаемой проблеме. Содержание докладов может быть связано с изучаемым материалом или выходить за рамки программы, в том числе иметь профессиональную направленность.Во время дискуссии формируются следующие УУД: коммуникативные (умения общаться, формулировать и задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, уважение и принятие собеседника и др.), способности к анализу и синтезу, брать на себя ответственность, выявлять проблемы и решать их, умения отстаивать свою точку зрения, т.е. навыки социального общения и др. Игра как средство интерактивного обучения способствует появлению непроизвольного интереса к познанию основ изобразительного искусства. Использование разных типов игр, вызывает формирование положительной мотивации изучения данного предмета. Игра стимулирует активное участие ребят в учебном процессе и вовлекает даже наиболее пассивных.В результате игры формируются коммуникативные умения, способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, толерантность, ответственность."Мозговой штурм" является эффективным методом стимулирования познавательной активности, формирования творческих умений обучающихся как в малых, так и в больших группах. Кроме того, формируются умения выражать свою точку зрения, слушать оппонентов, рефлексивные умения. Коллективно-творческие дела (КТД) на уроках позволяет интенсивно накапливать положительный опыт в решении коммуникативных и регулятивных задач: здесь важно умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения, считаться с мнением партнёра, ориентироваться на конечный результат, причём не индивидуальный, а общий.Информационно-компьютерные технологии (ИКТ) дают много возможностей для творчества. Учащиеся могут составлять свои презентации и осуществлять образовательные проекты, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогут разнообразить уроки искусства. Это могут быть небольшие Web-странички, слайд-шоу и мультимедиа презентации по творчеству художника, а также тесты-опросники по различным темам. Заключение.Применение интерактивных методик и педагогических технологий на уроках ИЗО способствуют формированию учебной мотивации, творческой и познавательной активности, самостоятельности, ответственности; критического и художественно-образного мышления учащихся, умению самостоятельного поиска информации.Учебный предмет "Изобразительное искусство" вносит особый вклад в формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, через организацию совместной учебной деятельности, использование проектных, игровых, поисковых, диалоговых методов, ИКТ, активизирующих учебно-познавательную деятельность учащихся.Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса в школе.