Презентация по Художественной культуре Урала на тему Творчество П.И.Субботина-Пермяка (11 класс)


П.И.Субботин-Пермяк Петр Иванович Субботин-Пермяк – один из самых ярких художников начала ХХ века. Его творчество, как ослепительный метеор, вспыхнуло в 1910-х и угасло в начале 20-х годов. В неполные 37 лет художник умер от туберкулеза, но успел сделать очень и очень многое. Он оставил в наследство замечательные картины, рисунки, теоретические труды и музеи. Он создал искусство, которое и сейчас волнует воображение, будит эмоции, вдохновляет и радует. Художник родился в г. Кудымкаре Пермской губернии в 1886 году, девятым ребенком в семье мельника, служившего у Строгановых. Учился в Пермском реальном училище, по его окончании в 1907 году уехал в Москву, в императорское Строгановское художественно-промышленное училище, которое окончил со званием художника 1 разряда. Параллельно посещал частную студию Юона и Дудина. Влияние этих мастеров, а также Коровина, Архипова и Малявина было весьма ощутимым. Освоив экспрессионистскую технику, он создал целый ряд выразительных портретов, пейзажей и жанровых сцен по мотивам коми-пермяцкого быта. Стремление работать в сильных, ярких, так называемых основных цветах сделало его живопись на редкость своеобразной. Не случайно за композицию «Песнь Перуну» (1914) он получил золотую медаль и направление на стажировку в Германию, которая не осуществилась из-за начавшейся вскоре Первой мировой войны. «Песнь Перуну» С 1914 по 1918 год Субботин-Пермяк преподавал в Строгановском училище, но после революции был направлен в Пермскую губернию для организации художественных мастерских, которые, преобразовавшись в Пермский художественный техникум, просуществовали до Великой Отечественной войны. До сих пор живет и здравствует основанный Субботиным Кудымкарский окружной коми-пермяцкий музей, для которого он собирал экспонаты по деревням и селам родного коми-пермяцкого края. Несмотря на труднейшие условия жизни и рано начавшуюся болезнь, Субботин-Пермяк не оставлял и творческую работу. За свою короткую жизнь он создал более 40 живописных и около 100 графических произведений. Это многочисленные жанровые сцены, прежде всего, многоцветные зачарованные «чаепития», а также портреты, пейзажи и натюрморты. Авторской манере Субботина свойственна большая экспрессия, выраженная в напряженности колорита, энергии мазка, упругости линии. «Отдых над рекой» «Натюрморт с кувшином» «Натюрморт» На рубеже 1910–20-х годов художник явно склонялся к кубофутуристическим построениям. В это время он создает несколько теоретических сочинений: «Приемы и системы нового искусства», «Материальная культура живописи», «Кухня живописного мастерства», – где формулирует свое новое представление о выразительных возможностях живописи, которая, по его мнению, должна соответствовать новому, «кинетическому», восприятию мира. «В природе, – пишет Субботин-Пермяк, – нет ни одной прямой линии, нет ни одного предмета, который находится в состоянии покоя, линии все двигаются, наклоняются, падают; все вращающиеся предметы кружатся около своих осей, рычагов и шестеренок»[2]. Проблема передачи движения стала во главу угла творческих поисков Субботина на рубеже 1910–20-х годов. Это видно по всем живописным и графическим произведениям мастера. Таковы городские пейзажи, написанные в Перми. «Город» «Город будущего» В.ХлебниковСвоеобразным поэтическим эквивалентом пейзажу «Город» может считаться стихотворение В. Хлебникова «Город будущего». Между картиной «Город» и знаменитым стихотворением В. Хлебникова – множество тонких взаимосвязей и параллелей. Оба произведения, созданные в 1920 году, исполнены пафосом революционного утопизма. «Город» Субботина-Пермяка современен, но увиден как бы из будущего. Он показан при быстром движении сверху, поэтому мостовых нет – только стены домов, наслаиваясь друг на друга, образуют подвижную городскую среду, напоенную золотом солнца и синевой прохладных теней. Близко Субботину и поэтическое творчество Василия Каменского, который был двоюродным братом его жены, тоже художника, Евстолии Ивановны Волковой.Здесь площади из горниц, в один слой,Стеклянною страницею повисли,Здесь камню сказано «долой»,Когда пришли за властью мысли.Прямоугольники, чурбаны из стекла,Шары, углов, полей полет,  Прозрачные курганы, где леглаТолпа прозрачно-чистых сот,Раскаты улиц странного чурбанаИ лбы стены из белого бревна — Мы входим в город Солнцестана,Где только мера и длина.Где небо пролито из синего кувшина,Из рук русалки темной площади,И алошарая вершинаСветла венком стеклянной проседи,Ученым глазом в ночь иди! Ее на небо устремленный глазВ чернила ночи ярко пролит.Сорвать покровы напоказДворец для толп упорно волит,Чтоб созерцать ряды созвездийИ углублять закон возмездий.Где одинокая иглаНа страже улицы угла,Стеклянный путь покоя над покоемБыл зорким стражем тишины,Со стен цветным прозрачным роемСмотрели старцы-вещуны.В потоке золотого, куполе,Они смотрели, мудрецы,Искали правду, пытали, глупо лиС сынами сеть ведут отцы.И шуму всего человечестваВнимало спокойное жречество.Но книгой черных плоскостейРазрежет город синеву,И станет больше и синейПустотный ночи круг.Над глубиной прозрачных улицВ стекле тяжелом, в глубинеСвященных лиц ряды тянулисьС огнем небес наедине.Разрушив жизни грубый кокон,Толпа прозрачно-светлых оконПод шаровыми куполамиБылых видений табуны,Былых времен расскажет сны. За свои авангардистские устремления и поиски Субботин-Пермяк был наказан долгим, почти полувековым забвением, ярлыком «формалиста» и значительной утратой наследия, остатки которого уцелели практически чудом. Но через полвека «прерванная нить времен» восстановилась. В 1970-е годы поиски, прерванные Субботиным-Пермяком, продолжил талантливый пермский живописец А. И. Репин, а вслед за ним появилась целая плеяда оригинальных «авангардистов» новейшего времени. По сути, стилистические изыскания в данном случае не столь уж важны. Творчество Субботина-Пермяка больше, чем стиль, потому что каждое произведение этого удивительного художника пронизано искрометной живительной силой, ощущением глубокой радости и праздника жизни. «Надо жить радостно, красочно, ярко» – говорил художник в начале ХХ века. Эти слова обращены и к нам, его далеким потомкам. «Вниз по реке» «Красный праздник» «Рабочий - сила» «После ужина» Памятник И.П. Субботину-Пермяку» Скульптурно-пластическое решение скульптуры представляет собой идущую фигуру на трапециевидном постаменте. Фасадная часть постамента напоминает супрематические композиции и несет в себе дух авангардизма 20х-30х годов. Постамент облицован природным камнем . Фасадная часть изготовлена в технике римской мозаики. Субботин-Пермяк изображен в виде динамично идущей фигуры. Постоянное движение, творческий поиск, неуемная жажда жизни и творчества – отражены авторами в скульптурной композиции. Скрещенные руки на груди являют собой замкнутость натуры и представляют зрителям Субботина-Пермяка как ищущего художника-новатора. Это образ думающего мастера, художника-мыслителя.  Скульпторы - Александр Суворов и Дмитрий Постников (Ижевск)