Презентация к уроку литературы «Поэзия периода «оттепели»»


Подготовила Ряшина Ирина Борисовнаучитель русского языка и литературы МОУ Долгодеревенская СОШ сосновского района Челябинской области Показать роль поэзии периода «оттепели» в общественной жизни страны; Дать краткий обзор-характеристику поэзии «шестидесятников» Чувство уважения к литературе и особенно к поэзии, внимание к ней в нашей стране врождённая. Всплески интереса к поэзии совпадают с особенно острыми историческими периодами. Лирика становится выразителем времени, откликается на события и перемены, даёт им эмоциональную оценку ещё до того, как происходит осмысление нового. Так было на рубеже 19-20 веков, в годы революции, в годы В.О.В.Но первые несколько лет «оттепели» стали настоящим «поэтическим бумом».Открытие памятника Маяковскому в Москве летом 1958 года превратилось в событие литературное – люди выходили из толпы и читали свои стихи. Такие собрания тех, кто хотел читать и слушать стихи, стали регулярными у этого памятника.Другим поэтическим центром стал зал Политехнического музея. Зал не вмещал всех желающих, и поэтические вечера переместились в Лужники, на стадионы. В десятки, сотни раз увеличились тиражи поэтических книг.Всё это было выражением бурной активной духовной жизни, стремлением услышать новое и быть услышанным, духовным раскрепощённым. В начале»оттепели» были особенно популярны стихи молодых поэтов: Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского. Они стали лидерами поэтической группы, которую позже назовут «шестидесятниками»Идеалы социализма оставались незыблемыми, их хотели лишь отмыть, обновить, вернуться к изначальной чистоте. Отсюда и романтизм, и публицистический пафос «шестидесятников», их «эстрадность» – направленность на большую аудиторию. Отсюда надежды на скорое освобождение от пороков прошлого, которые понимались как искажение прекрасной идеи. Соответствовала «оттепельному» настроению времени жажда свежести, новизны, надежд, которой была пропитана поэзия родился в 1933 году в Москве, в семье научного работника. В 1957 году окончил Архитектурный институт. Через год опубликовал первые стихи. В 1960 году вышли два сборника стихов Вознесенского: «Парабола» в Москве и «Мозаика» во Владимире. Затем — около пятнадцати поэтических сборников.Адресаты Вознесенского — интеллектуалы, люди творческого труда, «физики и лирики». Первостепенное значение он придает художественным средствам постижения и воплощения действительности.Излюбленное поэтическое средство — гиперболическая метафора (родственная метафорам Маяковского и Пастернака).Основные жанры — лирический монолог, баллада и драматическая поэма. Из них он строит крупные жанровые сооружения — книги стихов и поэм.Начиная с книги «40 лирических отступлений из поэмы „Треугольная груша“» (1962) Вознесенский вводит в книги стихов лирическую прозу.В стихотворениях Вознесенского нашла отражение общественно-политическая ситуация того времени. Выразительна она в стихотворениях «Прощание с Политехническим» и «Нас много. Нас может быть четверо...». АНДРЕЙ АНДРЕЕВИЧ ВОЗНЕСЕНСКИЙ «ПРОЩАНИЕ С ПОЛИТЕХНИЧЕСКИМ» Большой аудитории посвящаюВ Политехнический!В Политехнический!По снегу фары шипят яичницей.Милиционеры свистят панически.Кому там хнычется?!В Политехнический! родился в 1933 году на станции Зима Иркутской области. Печататься он начал в 1949 году, то есть в 16 лет. 1951—1954 годах учился в Литературном институте им. М. Горького. В 1952 году вышел первый сборник — «Разведчики грядущего». С тех пор было опубликовано более тридцати сборников его стихотворений, два романа, несколько сборников литературно-критических и публицистических статей, переводы грузинских поэтов. В 1995 году Евтушенко составил антологию русской поэзии XX столетия «Строфы века» (875 персоналий с предваряющими их характеристиками).Евтушенко стал лидером молодой поэзии времен «оттепели». Что этому способствовало?Страстность и высокая гражданственность лирики: стихотворения «Карьера», «Гражданственность — талант нелегкий...», «В церкви Кошуэты», «Русские таланты», «Бабий Яр», «Наследники Сталина», «Хотят ли русские войны?..», «Граждане, послушайте меня...» (направленность на очищение чувства и сознания людей от воздействия сталинизма). ЕВГЕНИЙ ЕВТУШЕНКО «НАСЛЕДНИКИ СТАЛИНА» Безмолвствовал мрамор.Безмолвно мерцало стекло.Безмолвно стоял караул,на ветру бронзовея,А гроб чуть дымился.Дыханье из гроба текло.Когда выносили егоиз дверей Мавзолея. в творчестве Евтушенко преобладает социальная и нравственно-психологическая проблематика.Стихи Евтушенко были использованы Д. Д. Шостаковичем в 13-й симфонии.В годы застоя Евтушенко не становится диссидентом, но продолжает находиться в оппозиции к власти, продолжает писать стихи и прозу, пробует себя в роли актера (роль Циолковского в картине С. Кулиша «Взлет»), пишет сценарии и снимает по ним фильмы.В конце 80-х годов Евтушенко — депутат Верховного Совета СССР. В 90-х годах глубоко изучает поэзию XX века, стремится подать ее в своем освещении (составление антологии). Диссидент – лицо, отколовшееся от господствующего вероисповедания, вероотступник. Человек, не согласный с господствующей идеологией, инакомыслящийОппозиция – противодействие, сопротивление (книжн). Быть в оппозиции к кому-(чему)-нибудь (быть несогласным с чьими- нибудь взглядами и действиями, противодействовать им) родилась в 1937 году в Москве. С 1955 по 1960 год училась в Литературном институте имени М. Горького. В 1962 году выпустила первый сборник стихотворений «Струна». Всего вышло около десяти сборников ее стихов.Ахмадулина — поэт камерный, с особой грассирующе-прохладной интонацией. В ее стихах нет открытой публицистичности Евтушенко, масштабно-метафоричных «антимиров» Вознесенского. Что же позволило ей в 60-е годы войти в группу «громких» поэтов? Внутренний динамизм, чувство движения времени, острое ощущение новизны — вот что объединило ее с «эстрадными» поэтами.Как Евтушенко и Вознесенский, много ездила по стране и по миру, отражая в стихах и очерках впечатления от встреч с людьми.На творчество Ахмадулиной оказала влияние поэзия Пушкина и Лермонтова, Ахматовой и Цветаевой, Пастернака и Павла Антокольского. Повлияли на нее также грузинские поэты, переводами стихов которых она занималась. Со временем на первый план в качестве жизненного и эстетического ориентира для нее выходит Пушкин. Его присутствие ощущается во многих стихотворениях Ахмадулиной, особенно явственно — начиная с 70-х годов. Грассировать – произносить звук «р» с гортанным призвуком ЦЕНТРАЛЬНАЯ ТЕМА ПОЭЗИИ АХМАДУЛИНОЙ БЕЛЛА АХМАДУЛЛИНА тема творчества, рождения прекрасного («Лунатики», «Свеча», «Воскресный день», «Ночь», «Слово», «Немота», «Другое», «Подражание», «Однажды, покачнувшись на краю...», «Стихотворения чудный театр...»). Всего-то — чтоб была свеча,свеча простая, восковая,и старомодность вековаятак станет в памяти свежа.И поспешит твое перок той грамоте витиеватой,разумной и замысловатой,и ляжет на душу добро.Уже ты мыслишь о друзьяхвсе чаще, способом старинным,и сталактитом стеариннымзаймешься с нежностью в глазах.И Пушкин ласково глядит,и ночь прошла, и гаснут свечи,и нежный вкус родимой речитак чисто зубы холодит. 1960 Особое место занимает любовная лирика («Пятнадцать мальчиков, а может быть, и больше...», «Не уделяй мне много времени...», «Нежность», «Твой дом», «Мы расстаемся — и одновременно...»).Стихи, посвященные русским поэтам:«Уроки музыки», «Четверть века, Марина, тому...», «Биографическая справка», «Клянусь», «Таруса» (Марине Цветаевой);— «Бессмертьем душу обольщая...» (А. Блоку);Памяти Бориса Пастернака», «Метель» (Б. Пастернаку);— «Зимняя замкнутость» (Б. Окуджаве);— «В том времени, где и злодей...» (памяти О. Мандельштама);— «Я завидую ей — молодой...», «Снимок» (Анне Ахматовой);— «Москва: дом на Беговой улице», «Эта кровь не моя есть ущерб и зачет...» (В. Высоцкому);— «Отрывок из маленькой поэмы о Пушкине». В 2005 году Белла Ахмадулина стала лауреатом Государственной премии Российской Федерации Поэзия для Ахмадулиной — самооткровение, встреча внутреннего мира поэта с миром новых (магнитофон, самолёт, светофор) и традиционных (свеча, дом друга) предметов. Для её поэзии всё — даже любая мелочь — может служить импульсом, окрылить смелую фантазию, рождающую дерзкие образы, фантастические, вневременные события; всё может стать одухотворённым, символичным, как любое явление природы («Сказка о дожде», 1964). Ахмадулина расширяет свою лексику и синтаксис, обращается к архаическим элементам речи, которые она переплетает с современным разговорным языком. Отчуждённое употребление отдельных слов возвращает им в контексте первоначальный смысл. Не статика, а динамика определяет ритм стихов Ахмадулиной. Поначалу доля необычного в стихах Ахмадулиной была очень велика по сравнению с большинством русских стихов того времени, но затем её поэзия стала проще, эпичнее. К концу «оттепели» поэзия «шестидесятников» стала переживать кризис. Всё лучшее осталось на рубеже 60-х. Но эффект, произведённый их явлением, был так силён, что инерция его ещё долго сохранялась. Поэты «шестидесятники» учили, просвещали своих читателей и слушателей, старались раскрыть им глаза, помочь разобраться с эпохой. Они небывало расширили состав поэтической аудитории. Они сделали поэзию масштабным политическим явлением. Внешний успех, ориентация на огромную аудиторию заставляла приспосабливаться к массовому вкусу, к требованиям, дозволенным цензурой. Отсюда сожаление о ненаписанном, несделанном, нерождённом («Плач по двум нерождённым поэмам» А.Вознесенского)К середине 60-х годов надежды на обновление, на возрождение «ленинских» норм угасли. Стало ясно, что сама система неспособна быть человечной. Это стало ударом для «шестидесятников»:«Есть пустота от смерти чувств и от потери горизонта», - писал Е.Евтушенко. Громкая поэзия, сыграв свою роль, постепенно сошла с эстрады Выучить наизусть стихотворение одного из поэтов- «шестидесятников» Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе 20в. М: «Вако», 2003http://ru.wikipedia.org/wiki