Презентация «Священные рощи марийцев»


Окружающий мир 3 классТема: «Священные рощи марийцев» Учитель: Харисова Зилина ИсламгалиевнаМБОУ «Мари-Суксинская СОШ»Актанышского района РТ Культура – душа народа… Народ как единое целое жив, пока жива и защищена его культура, его язык… Рассмотреть тему «марийские священные рощи»Предмет работыПредметом исследования является марийские священные рощи - раскрыть тему «Марийские священные рощи»- описать священные рощи их виды и размещение- рассмотреть марийские моления в священных рощах- описать обед с богами Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования выводы и сформулированные на их основании предложения призваны обеспечить повышение научного и практического уровня совершенствования механизма в области историко-культурного наследия Сегодня многие рощи находятся без должного присмотра. Они, как и люди, весь марийский народ, требуют к себе внимания, заботы. Там, где рощи болеют, страдают от варварского использования природы, исчезает и марийская культура, родной язык народа, люди теряют историческое и национальное самосознание. При изучении темы по окружающему миру «Дом как мир» мы встречались с картом нашей деревни, которым является Михайлов Руслан Исламгалиевич. Он ознакомил нас с историей нашего народа и обычаями, которых мы должны сохранить. Речь идет о священных деревьях и рощах - “божий лес”. Марийцы живут с незапамятных времен. Большинство из них в той или иной мере является носителями традиционной религии. В нашей деревне тоже есть «священная роща». Мы, учащиеся 3 класса, тоже помогали сажать деревья в этой роще. По сути, священные рощи представляют собой лес, живущий собственной жизнью, по собственным законам. Эти деревья никто не обижает, не трогает. И даже после гибели они продолжают лежать и превращаться во что-то то, во что превращался древний лес. Это некое бессмертное, возобновляемое растительное сообщество. Человек не имеет права не то что срубить дерево, даже собирать валежник, ягоды, грибы. По рассказам самих марийцев, бывали случаи, когда за сломанную в «кереметище» ветку человек наказывался тяжелой болезнью. У мари гусли всегда признавались как музыкальный инструмент, на котором непременно должна звучать мелодия для Юмо (Бог). Звучал своеобразный отчет о проделанной работе, мольба о мирной жизни, хорошем урожае, семейном благополучии. Священная музыка гусляров придавала словам жрецов особое звучание, поднимала дух собравшихся в священной роще людей, укрепляла их единение и силу. Жрецами-картами назначаются те, кто лучше других знает как и кому нужно молиться. Потом приносится жертва. В некоторых деревнях в качестве главной жертвы приносили жеребенка. В других - гуся, петуха, барана. Марийские боги любят белый цвет. Если нет белого животного, любое другое покрывали белой тканью. Хороши для пожертвования белые быки, бараны. Мясо жертвенного животного варили в котле. Самое главное в обряде - хорошо попировать с богами. И молящиеся поедят, и в роще что-то останется тем, кто там живет: зверям, птицам, богам. Моление - обмен между человеком и растением. Понять бы чем. Сейчас в научно-популярной литературе привыкли в таких случаях говорить: “Энергией”. Но что это такое, никто не объясняет. Но ведь человек приходит и говорит какие-то добрые вещи дереву. А доброе слово, как известно, каждому приятно. Да и человеку хорошо около живого старого дерева, он становится сильней. В качестве посредника в общении людей с богами в священных рощах выступали специально выбранные деревья «онапу» (дерево-господин или место где восседает гость - господин), возле которого совершалось моление с жертвоприношениями домашних животных и птиц. Оберегайте священные рощи ! Обобщая тему, мы пришли к выводу, что наши праздники, обычаи сохранились с давних времён, передавались от поколения к поколению. Марийская традиционная религия строится на вере в силы природы, неизведанные и могущественные. Мы молодое поколение должны изучать и продолжить обряды и праздники наших предков. Спасибо за внимание!