Презентация на тему Этносы Крыма. Евреи(7-11 класс)


Этносы Крыма:Евреи История еврейского народа насчитывает более пяти тысячелетий. Его образ жизни и философия,моральные нормы и календарь, обучение детей и взгляд на историю – все это и многое другое объединяется понятием "еврейская традиция " Тора – основа еврейской традиции. Ее язык-иврит. Сегодня во всем мире, согласно официальной статистики, насчитывается около 14 миллионов евреев. Евреи единый народ, но на протяжении многих веков они жили в разных странах мира, среди разных народов. Основная часть еврейских памятников Крыма относится к эпохе эллинской культуры и найдена на территории Боспорского царства в Пантикапее(Керчи). Это различные плиты с текстами, с изображением меноры (семисвечника) (III-VIвв.н.э.) А в Херсонесе одна из найденных здесь датируется ׀׀веком до н.э. На ней кроме изображения семисвечника имеются еще два рисунка: изогнутый рог(шофар),связанный с трубным гласом, который должен возвестить верующим о приходе мессии (на надгробных плитах он символизирует идею воскрешения мертвых)и пальмовая ветвь (лулав)как символ победы(на надгробных плитах символ победы над смертью).На многих еврейских памятниках надписи сделаны на греческом языке. Это объясняется тем, что разговорным языком евреев в античных городах был греческий. Только в синагоге служба шла на иврите. Число евреев в Крыму увеличилось после разрушения римлянинами Иерусалима и массового переселения из Византии. Евреи чувствовали себя в Тавриде в безопасности. Хазары, принявшие иудаизм, способствовали расселению евреев на полуострове. МЕНОРА(СЕМИСВЕЧНИК) К 1917году в Крыму насчитывалось немногим более 52 тыс.евреев. Накануне 1941 года в Крыму проживалооколо 60 тысяч евреев, но в результатехолокоста их численность значительноуменьшилась (по некоторым даннымбыло расстреляно около 40000 тыс.евреев).В 1947г.многие евреи уехали вБиробиджан, но несмотря на то, что еврейские общины продолжали существовать, на полуострове, синагоги были закрыты повсеместно По данным Всеукраинской переписи населения 2001г. на территории АРКпроживает 5,5 тысяч евреев. В Крыму евреи занимались различными ремеслами. Они были часовщиками, сапожниками, скорняками, портными. Особое место занимали ювелиры художники, работы которых являлись образцом искусства. Чрезвычайно интересными по своим художественным достоинством были работы из бронзы, серебра ,золота, декоративное искусство и каллиграфическое письмо. Эти высокохудожественные изделия еврейских мастеров практически не сохранились в Крыму. Увидеть их можно только на выставках в Западной Европе, в Прибалтике, в Киеве, Львове Земледелием в Крыму занималось небольшое количество евреев, так как им долгое время запрещалось заниматься хлебопашеством. Те, кто с огромным трудом приобретал земельные участки, успешно выращивали на них пшеницу, чеснок, фасоль, бахчевые культуры, держали скот. Традиционным занятием евреев считалась торговля. Не всем известно, что еврейское население облагалось двойной податью. Ониплатили подать как все люди России, но ещеи за то, что были евреями! Только торговля сеё быстрым оборотом и прибылью позволялаевреям платить второй налог. В Крыму еврейское купечество совместно с купцами других национальностей объединялась в гильдии. В 1877 году Севастополь стал торговым портом и через него за границупошли продукты сельского хозяйства. Стали известны торговые дома Дрейфусов, Юровских, Глэйдеров. Подобные торговые дома были в Керчи, Феодосии и в других городах Крыма. ОБРАЗЦЫ ЕВРЕЙСКИХ МОНЕТ Городское еврейское население по грамотности в Крыму уступало лишь немцам. Среди евреев было много известных врачей, адвокатов, аптекарей. Многие стали крупными учёными в России, на Западе, вАмерике. В начале XX столетия свом виртуозным исполнением на международных конкурсах славились музыканты – евреи. В середине XlX века еврейские традиции иобряды в Крыму и других губернияхРоссии стали исчезать. Причиной этому послужило движение идеи еврейскогопросвещения. Молодых стали приобщать ксветским знаниям наряду с религигиозными.Для самых талантливых открывались дверигимназий, училищ, институтов и университетов.При этом сохранилась процентная система приема еврейских детей. Тем не менее, еврейская община старалась сохранить обычаии обряды, такие, как "обрезание",ритуальное требование к пище("кошерное "и"трефное"),обряд совершеннолетия "бар-мицва". Еврейское община сумела на протяжении многихтысячелетии сохранить традиции народа, национальные обряды и праздники, благодаря тому и выжил еврейский народ. Семейная жизнь евреев определялась законамиТоры и традициями, восходящими из далекой древности. Библейское благословление"плодитесь и размножайтесь" было обязательной религиозной заповедью для евреев. Женились рано, юноши –в 18 лет, лет девушки –в 14-15лет.Для молодого человека, собиравшегося жениться,существовало 10 заповедей. Не одобрялась женитьба ради богатства, жениться советовалось на девушке из хорошего дома.Девочка знала только одно – что ей надо научиться быть доброй и рачительной хозяйкой и,если отец в детстве сосватал ее, ей будет предоставлено право сделать свой собственный выбор. Закон считая желательным, чтобы родители не торопились с обручением, пока дочьне решит, нравится ли ей жених, Сразу после помолвки родители жениха иневесты заключали письменный договор.Это юридический документ, в которомуказывалось размеры приданого и время свадьбы. Непременным условием было то,что родители жениха и невесты после свадьбыдолжны предложить молодым и кров , и стол втечении двух лет. В договоре оговаривалось,что если одна из сторон нарушит его без уважительной причины, то нарушившие платятштраф. Договор можно было расторгнуть, но если жених посылал подарки, и их принимали, то договор становился законом. "Ктуба"-брачный договор- определял обязанностижениха и размеры приданного с каждойстороны. Как правило свадьбы игрались осенью. В назначенный день, когда родные и близкие сопровождали жениха и невесту, играл еврейский оркестр: скрипка, лютня, цимбалы и бубны. Гости находились в синагоге или на площади возле неё. Жених и невеста становились под свадебный балдахин. Жених одевал невесте кольцо и произносил традиционные слова: “Этим кольцом посвящаешься ты мне согласно вере и закону Моисея и Израиля.” Раввин читал “Ктубу”, а затем он или кантор пел семь свадебных благословлений, жениху давали в руки стакан, и он разбивал его в память разрушенного Иерусалимского храма. Так заканчивалась религиозная часть обряда Далее свадьба носила светский характер. Пели о женихе, о невесте, о матерях. Невеста исполняла танец с платком, с ней танцевали только мужчины. На второй и третий день молодожёны приглашались в гости. А дальше шли будни. Особенностью семейной жизни была её замкнутость, что и определяла её чистоту и крепость. Нарушение супружеской жизни немедленно вызывало суровое осуждение общины. Одежды евреев не отличались от местногонаселения. В разные исторические периодыони носили греческие, византийские, генуэзские одежды. К середине XIX века по одежде можно было определить из каких мест России, Украины, Белоруссии, Польши, Германии прибыли беженцы, Иногда встречались евреи одетые в лапсердак с цицисами, в ермолке, в шапке с меховой опушкой, в широкополых шляпах, в широких длиннополых турецких кафтанов, схожих по покрою с рясами. Это были очень религиозные общинники. Такая одежда во второй половине XIX века практически исчезает, т.к. носившие её подвергались крупным штрафам. Говорили евреи на языке народа, средикоторого они жили.Внутри общины-на идиш, а на иврите евреи общались с Богом и получали образование. Основа еврейской музыки- нигуны (напевы). Для них характерны- грусть,печаль и безудержное веселье. Характер еврейского народа отражается в нигунах. Также нужно отметить, что в какой бы стране не жили евреи, мелодика этой страны вплетается в еврейскую музыку. Еврейских музыкантов называют –клейзмеры. Они играют на свадьбах и праздниках. В прошлом это талантливые самоучки.Среди евреев очень много известных музыкантов. Все праздники и вся жизнь евреев проходит по лунному календарю.Каждый день, каждый праздник начинается с появлением первойзвезды на небе. Можно сказать, чтонет другого народа на землеимеющего столько праздников в году.Ведь каждую субботу евреиотмечают свои главный праздник ШАБАТ. Это праздник вселенский. Он напоминает о сотворении мира, и возникновении народа Израиля. РОШ-А-ШАНА- новый год. По еврейскому обычаю отмечаетсяв сентябре. В этот день нужно простить тех, кто тебя обидел, ипросить прощения у тех , когообидел ты. Правоверный иудейверил, что Бог в этот день раскрывает книгу, в которой записаны дела каждого человека, и каждому выносится приговор. ЙОМ-КИПУР.Отмечается через 10 дней после Рош-а-Шана. В этот день выносится окончательный приговор тем евреям, ктоне получил его в Новый год. СУККОТ.Длится праздник 8 дней. В эти днинужно расстаться со своим комфортом и почувствовать, как себя чувствовали те евреи, которые ходили с Моисеем по пустыне. Нужнопринимать пищу и гостей в шалаше.Шалаш (суку) украшают гирляндами,картинками и обязательно ставяткресло и столовый прибор для небесных гостей, праотцев(ушпизим).Каждый день, если евреи непрогневили Бога ,к ним приходят праотцы, каждый в свой день(всего ихсемь). В последний день, как бы остановка в пути, и евреи хотели бы побыть еще с Богом, им не хочется с ним расставаться. И вот на следующий день наступает праздник СИМ ХАТ ТОРА. СИМ ХАТ ТОРА.Каждую субботу в синагоге читается одна глава из Торы.Главы рассчитаны так, что за годевреи прочитывают всю Тору. И вот в Сим Хат Тору евреи заканчивают читать последнюю главу Торы и начинают читать первую. В этот день Тора, как невеста еевыносят из синагоги, вокруг нее водят хороводы. Ханука Этот праздник отмечают в честь исторического события. Малочисленный отряд евреев, разбил многочисленную армию греков, освободив свою землю от поработителей.Это чудо. После победы отряд зашел в оскверненный храм, чтобы осветить его снова. Но нашелся только один горшочек лампадного масла. Чтобы приготовить лампадное масло, нужно было 7 дней. И вот этот горшочек с маслом не иссяк и горел 7 дней, пока новое масло не было приготовлено. Чудо света, чудо огня. Праздник длится 7 дней и в память об этом каждый день зажигается новая свеча и в последний день горят все свечи. В этот день детям дарят подарки, ханукальные денежки Пурим Это самый любимый многими евреями праздник. Одна из важнейших заповедей ,которые исполняют в Пурим, это заповедь"подарков бедным",т.е.знакиблаготворительности.А лучший способ исполнить эту заповедь-давать деньги нуждающимся так, чтобы бедняк не знал, кто именно дал ему деньги.Поэтому и наряжались в Пурим в маскарадные костюмы,Чтобы бедняки не знали своих благодетелей ине были смущены. Другая заповедь, которую евреи исполняли в Пурим – это "мишлоах манот"(буквально -"посылка явств").В Пурим на улицах можно видеть взрослых и детей,которые несут тарелки и подносы с пирогами,сладостями, бутылки вина: заповедь эта дана,чтобы укрепить дружбу и братство среди евреев. Пейсах (Пасха, марш-апрель) Это праздник, в который еврей отмечают одно из наиболее значительных событий своей истории- освобождение из египетского рабства. Пейсах в переводе с иврита -" проходить мимо, миновать"по библейской легенде, смерть миновала евреев в ту ночь, когда гибли первенцы Египта. По заповеди ,на Песах запрещено употреблять квасной хлеб, изделия из злаков: пшеницы, ячменя, овса и проса. Один из наиболее известных пасхальных обычаев-есть мацу на протяжении семи дней. Маца готовится из муки и воды, без соли(опресняк).Маца-символ свободы и в то же время напоминания, что евреи были рабами. ГлавнымСобытием этого уникального торжества являетсясемейная трапеза, называемая "Седер"Она проводилась в первые два вечера праздника.Тщательно разработанный ритуал состоит из 15 этапов. Его кульминацией являются ответына четыре вопроса (по сути, это один вопрос: "Чем отличается эта ночь от других ночей?"). Рассказатьоб Исходе в Пасхальную ночь -заповедь даннаякаждому еврею. Для того, чтобы глубже почувствовать это повествование, на праздничный стол ставили еду имеющую символический смысл.Пейсах объединяет всех евреев и напоминает, чтоони- единый народ, связанный общей верой,культурой и историей. Ровно через 50 дней после Пейсаха наступает Шавуот. Шавуот Шавуот - праздник дарования Торыевреям Богом. Само слово "Торазначит учение, поскольку она учитевреев, как вести себя в жизни изо дня в день, от одного года додругого, от праздника до праздника.Каждый год, отмечая свои праздники, евреи должны стараться пережить вновь события, положившие начало этим праздникам. Дни Шавуота- это дни единства и мира, это время, когда надо на деле проявлять братскую любовь в большей степени и с большей преданностью ,чем евреи делают это в течении всего года ,через попытки приобщать друг друга к изучению Торы. На сегодняшний день в Автономной республикеКрым в городе Симферополе работают:Ассоциация еврейских организаций и общин Крыма. Руководитель Гендин Анатолий Иванович;Крымское республиканское еврейскоеобщество "Яд Эзра – Рука помощи". Руководитель Глубочанский Александр ДавидовичСозданы еврейские общества и в других городах Крыма. Мы закончили свой рассказ о еврейском народе, и хотим спросить вас: Сколько тысячелетий насчитывает история еврейского народа?Назовите два основных языка евреев?Каким веком датируется плита, найденная при раскопках Херсонеса?В какой период своей жизни в Крыму евреи специальными ярлыками освобождались от налогов и охранялись от насилия?В каких городах Крыма построены еврейские синагоги?Основные занятия евреев?Назовите еврейские праздники? ГБОУРК «КГИДОД» Проект выполнил Трайстор Данил.Руководитель: Сечень Т.Г.2007 год