Творческий отчет Проблемное обучение на уроках химии


Митракова Татьяна Ивановна, учитель химии МОУ «Мамоновская ООШ» Пронского района Рязанской области2015 год Творческий отчёт«Проблемное обучение на уроках химии» Проблемное обучение ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ – ЭФФЕКТИВНАЯ СИСТЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж.Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью. Из истории Проблемно-поисковое обучение – это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций, а также активная самостоятельная поисковая деятельность учащихся по разрешению проблем Основное понятие Главная цель проблемного обучения при минимальных затратах времени получить максимальный эффект в развитии мышления и творческих способностей учащихся усвоение учениками с нарушением слуха системы знаний и способов умственной и практической деятельности,развитие интеллекта глухих учащихся, то есть их познавательной самостоятельности и творческих способностей,формирование диалектического мышления школьников,формирование всесторонне развитой личности. Кроме этого, проблемное обучение имеет и следующие функции:воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности),воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы,формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем и художественного отображения действительности). Функции проблемного обучения самостоятельное усвоение новых понятий путем решения учебных проблем.средство формирования мировоззрения связи обучения с жизнью разнообразие самостоятельных работ учащихся. индивидуальный подход.подвижная взаимосвязь элементов эмоциональная активность ученика Особенности проблемного обучения 1.Ситуации конфликта, в основе которых лежат противоречия:между ранее усвоенным материалом и материалом, изучаемым на уроке;между данными науки и жизненными представлениями школьников;между предсказанным теоретическим ходом эксперимента и реально наблюдаемыми процессами.2.Ситуации затруднения, которые создаются в случаях, когда учащиеся осознают недостаточность или отсутствие необходимых для достижения поставленной цели знаний и умений. Виды проблемного обучения на уроках химии Традиционный урокПроверка д/з учеников учителем.2. Объявление темы учителем.3. Объяснение темы учителем.4. Закрепление знаний учениками. Проблемно-диалогический урок1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками.2. Актуализация учениками своих знаний.3. Поиск решения проблемы учениками.4. Выражение решения.5. Применение знаний учениками. Чем же отличается традиционный урок от проблемно-диалогического урока? Организация проблемного обучения 1. Метод проблемизации.2. Самостоятельное выдвижение гипотез по решению проблемы.3. Метод уяснения готового знания из печатного источника 4. Методы проблемного обсуждения. Методы проблемного обучения Структура деятельности в условиях проблемного обучения актуализация Усвоение новых понятий и способов Формирование умений Создание проблемных ситуаций и постановка проблем Доказательство гипотез Выдвижение и обоснование гипотез догадка Проверка правильности раскрытия проблем Известные способы МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПОБЛЕМЫПобуждающий от проблемной ситуации диалог Приемы создания проблемной ситуации Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию проблемы 1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения. -Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо? Выбрать подходящее:- Какой возникает вопрос?-Какая будет тема урока? 2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал -Вопрос был один? А сколько мнений? Или Задание было одно? А как его выполнили?-Почему так получилось? Чего мы не знаем? 3. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. -Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие? При изучении нового материала Метод выдвижениягипотез, предположений, формулировки выводови их опытная проверка При проведении практических занятий Метод проблемногоэксперимента При закреплении знаний Использование проблемныхситуаций, побуждающих учащихся к анализужизненных явлений,приводящих ихв столкновение с прежнимижитейскими представлениямиоб этих явлениях Проблемные ситуации Типы проблемных ситуаций 1.Уч-ся сталкиваются с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях 2. Имеется противоречие между теоретически возможным путём решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа3. Имеется противоречие между практически достигнутым результатом и отсутствием знаний для его теоретического обоснования 4. Уч-ся не знают способа решения поставленной задачи, т.е. осознание недостаточности прежних знаний для объяснения нового факта. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Методические приёмы создания проблемных ситуаций Подвести уч-ся к противоречию и предложить им самим найти способ его решенияСтолкнуть противоречия в практической деятельности.Изложить различные точки зрения на один и тот же вопросПредложить рассмотреть проблему с различных позиций.Побуждать уч-ся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты.Ставить конкретные вопросы, направленные на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения.Предложить проблемные теоретические и практические задания.Поставить проблемные задачи (например, с недостаточными, избыточными или заведомо ошибочными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, с ограниченным временем решения). Способы организации проблемного обучения Наиболее эффективны следующие три способа организации проблемного обучения: Проблемное изложениеПоисковая (эвристическая) беседаСамостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся Способы организации проблемного обучения 1. Проблемное изложение.Этот способ организации проблемного обучения наиболее уместен в тех случаях, когда учащиеся не обладают достаточным объёмом знаний, когда они впервые сталкиваются с тем или иным явлением и не могут установить необходимые ассоциативные связи. В этом случае поиск осуществляет сам учитель. Способы организации проблемного обучения 2. Поисковая (эвристическая) беседа.Эвристической беседой называют систему логически взаимосвязанных вопросов учителя и ответов учащихся, конечной целью которой является решение целостной, новой для учащихся проблемы или её части. Поисковая беседа обычно проводится на основе создаваемой учителем проблемной ситуации. При этом учащиеся самостоятельно намечают этапы поиска, высказывая различные предположения, выдвигая варианты решения проблемы. Способы организации проблемного обучения 3. Самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся.Самостоятельная деятельность учащихся исследовательского характера является высшей формой самостоятельной деятельности и возможна лишь тогда, когда школьники обладают достаточными знаниями, необходимыми для построения научных предположений, также умением выдвигать гипотезы.Одним из путей осуществления данного способа организации проблемного обучения является постановка исследовательских заданий (опыты, эксперимент, наблюдение, работа за книгой, сбор материала), а затем их теоретический анализ и обобщение. Постановка вопроса Какие группировки можно ожидать у глюкозы? Эксперимент Вывод эксперимент Глюкоза С6Н12О6 - ОН - СОН - СООН R-O-R R- COOR Фуксинсернистая кислота ?Проблема + 9 клас «Азот» Предъявление противоречивых фактов Факт 1 Факт 2 Побуждающий диалог Что удивило? Какие факты на лицо? Какой вопрос возникает? Решением проблемы будет изучение Строения молекулы азота, изучение вопроса взаимосвязи строения и свойств вещества. 9 класс Серная кислота. Повторение свойств кислот Mg + H2SO4 MgSO4 + H2 Cu +H2SO4 эксперимент Cu + H2SO4 Что вы утверждали? Какие знания применяли (осознаниепроблемы)? Что нам известно? Какая будет цель (тема)урока? 11 класс. Гидролиз. опыт НСl NaOH NaCl + лакмус краснеет синеет не изменяется опыт АlCl3 Na2CO3 BaCl2 + лакмус Проблема 8 класс. Растворимость твердых веществ в воде. Проблема Как влияет температура на растворимость твердых веществ в воде? предположение Проверка гипотезы экспериментом Заметка из газеты «Жвачка без сахара» Жуй жвачку с ксилитом – сохранишь здоровые зубы биология химия проблема Как же быть? 8 класс Электролитическая диссоциация. Вопросы эксперимент проблема Пути ее решения строение Кристаллическая решетка Вид связи 9 кл. Амфотерность. свойства оснований кислот док-во + кислота+ щелочь = + основание+ кислота = Al(OH)3 Вопрос характер? + кислота + щелочь Проблема ? Что утверждали? Какие знания применили? А что на самом деле? (осоз-нание ситуации). Что неизвестно? Какова будет цель урока? Этапы урока Действия учителя(наиболее типичные действия, фразы диалога с учениками) Действия ученика Доска и оборудование Создание проблем-ной ситуации Создает для учеников проблемную ситуацию – противоречия, порождающее удивление. Приемы:- предъявляет ученикам одновременно два противоречивых факта, мнения;- задает вопрос (задание), которое выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их;- задает вопрос (задание), которое обнажает житейское, но ошибочное представление учеников, а потом предъявляет противоречащий ему научный факт (в виде сообщения, эксперимента, наглядно);- дает задание, не выполнимое вообще или при имеющемся у учащихся уровне знаний и умений- Какое вы заметили противоречие? Что удивило?// Как думали сначала, а как на самом деле? // Почему не смогли выполнить задание? Вступая в диалог с учителем (выполняя задания), выявляют противоречие, проговаривают и осознают его Например, в двух разных углах доски фиксируются (словами, символами) два противоречащих факта ОБЩАЯ МОДЕЛЬ проблемно-диалогического урока изучения нового материала Формулирование проблемы - Какой у вас возникает вопрос (проблема)? // Что предстоит выяснить? По-разному формулируют вопрос Основной вопрос записывается Версии - Какие у вас есть версии решения проблемы? Предлагают версии; принимаются и абсурдные От проблемы стрелками ключевые слова Актуализация имею-щихся знаний Планирование деятельности - Что мы уже знаем по этой проблеме? Здесь и везде используются:Либо побуждающий диалог – вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа (развитие творчества). Либо подводящий диалог – цепочка, вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе (развитие логики).- Что нужно узнать для решения проблемы? Вспоминают изученный ранее материал - понятия, факты, которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум); определяют, каких знаний им не хватает, где и как их добыть (открыть) Например, в виде призна-ков понятия, опорного сигнала и т.п.План действий: 1…, 2…, … Поиск решения (открытие нового знания) Если на уроке одно новое знание (понятие, закономерность, правило), то открытие осуществляется в один шаг, но в разных формах: через побуждающий или подводящий диалог, через решение продуктивного задания. Вывод: - Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (указывает на проблему, записанную на доске).- Если новое знание состоит из нескольких информационных единиц, то открытие осуществляется в несколько шагов, каждый из которых завершается выводом по проблеме. Вступают в диалог (пассив-ных можно вытас-кивать фразами «Объясни, как ты понял, что сказал Миша..»;Выполняют за-дания на новый материал (всем классом) Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проб-леме Ответы, преодолевающие учебную проблему фиксируются на доске в виде тезисов, рисунков-символов, таблицы и т.п. Выражение решения. Применение нового знания. Рефлексия - Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?- Используя свои новые знания … (дается задание на продуктивное применение – рассказ, рисунок и т.п.) Обобщают, делают вывод по проблеме.Самоанализ, самооценка, взаимное оценивание Графическое выражение решения проблемы может использоваться как основа для последующей работы Домашнее задание Зависит от предметной специфики. Главное, не переносить на дом то, что «не успели» на уроке. Минимум нужно успевать всегда, а максимум, если не успели, спокойно можно пропускать. !!! Принципиально важно при этом:1) Чередовать формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой; 2) Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь. Алгоритм подготовки учеником ответа на продуктивный вопрос: 1.Осмыслить задание. 2.Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.). 3.Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти закономерность, вывести правило, понятие). 4.Мысленно сформулировать ответ. 5.Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что …, потому что во-первых…, во вторых…». Примеры проблемных ситуаций на уроках химии Тема: «Закон сохранения массы». Колба, запаянная с металлом, взвешена до реакции. После прокаливания сосуд был открыт и взвешен. Почему его масса увеличивается? Примеры проблемных ситуаций на уроках химии Тема: « Предельные одноатомные спирты». Исходя из молекулярной формулы спирта, выводятся две структурные формулы изомерных веществ. Какая структурная формула действительно отражает строение этилового спирта? Проводим реакцию взаимодействия этилового спирта (в безводной среде) с металлом натрием. Выявляем выделение газа (этим газом является водород). После обсуждения и высказывания своих предположений, ученики приходят к правильной формуле C2H5OH.При установлении структурной формулы этилового спирта, мы сталкиваемся с двумя другими проблемными задачами:- почему реакцию проводят в безводной среде;- данная реакция о проявлении каких свойств спиртов свидетельствует? Примеры проблемных ситуаций на уроках химии Тема: «Основания»При исследовании свойств Zn(OH)2 учащиеся обнаруживают, что данное вещество способно проявлять свойство кислоты. Эта информация рождает проблемную ситуацию. Примеры проблемных ситуаций на уроках химии Тема: «Пероксид водорода»Ребята знают, что обработка раны 3%-м раствором H2O2 наблюдается вспенивание. Объяснить это явление не могут. Это незнание служит источником для возникновения проблемной ситуации. Примеры проблемных ситуаций на уроках химии Тема: «Нитраты» Соли азотной кислоты являются нормальным продуктом обмена азотистых веществ любого живого организма, растительного и животного. Поэтому «безнитратных» продуктов в природе не бывает. Даже в организме человека в сутки образуется и используется в обменных процессах до 100 и более мг нитратов. Казалось бы, мы не должны обращать внимание на содержание нитратов в овощах, фруктах. Но всякого рода рекламы нас побуждают обращать внимание. Правильно ли мы поступаем? И почему надо обращать внимание?