Презентация на тему: Своеобразие историко-философской парадигмы Восток-Запад в трудах русских философов 19 века


Тема обсуждения: «Своеобразие историко-философской парадигмы Восток-Запад в трудах русских философов XIX века».Подготовила : Седова ЮлияНаучный руководитель: Ляпунова Ольга Вячеславовна, преподавательНаучно-практическая конференция:«Исторический путь России: историко-философский анализ»Министерство образования и науки хабаровского краяКраевое государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования«ХАБАРОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» Запад и Восток –крупные мировые регионы, которые принципиально по-разному относятся к вектору развития;Мировоззрение, менталитет, религия стали некоторым препятствием в диалоге;Проблемы мультикультурализма и толерантности.Цель работы Актуальность вопросаВыяснить некоторые элементы своеобразия трактовки парадигмы «Восток-Запад» ,учеными-философами и общественными деятелями России в XIX веке Взаимопритяжение культур Востока и Запада существует с давних времён. С Востока на Запад обращали взоры Р.Тагор, С.Вивекананда, М.Ганди; с Запада на Восток — И.Гёте, Р.Роллан, Г.Гессе.«Мысли мудрой быстрым током Свяжем Запад м с Востоком» Иоган Гете Под наименование «Восток» понимает три культурно-историческиеформации:Китайскую, Индийскую Ближневосточную. «Запад» составляет две цивилизации сформировавшиесяна севере Средиземноморья-Римская Греческая. В системе Гегеля России места не нашлось. Гегель Георг Вильгельм Фридрих 1770-1831 Запад характеризуется как прогрессивный, рационалистический, индивидуалистический, свободолюбивый, реалистический, логичный, активный и искусный в творчестве.Восток противопоставлен Западу как архаичный, субъективный, интуитивный, замкнутый в семейной жизни, склонный к условностям, идеалистический, мистический, пассивный и искушенный в жизни. Чаадаев Петр Яковлевич1794-1856«…мы не принадлежим ни к одному из великих семейств человечества, ни к Западу, ни к Востоку, не имеем пре­даний ни того, ни другого. Мы существуем как бы вне времени, и всемирное образование человеческого рода не коснулось нас». Позиция Чаадаева вызвала раскол в либеральном течении. СЛАВЯНОФИЛЫ«Временное превосходство Запада ничего не доказывает против исключительного православия православных народов»...Леонтьев К.Н. (1831-1891) Проповедовал "византизм") и союз России со странами Востока как охранительное средство от революционных потрясений.«Византия и славянство»«Восток, Россия и славянство» Сборник. Хомяков А.С.(1839-1860)Идеолог и основатель концепции славянофилов;«О старом и новом» 1839«Записки о всемирной истории» 1838. «История России требует другой мысли, другой формулы» А.Пушкин «Умом Россию не понять» Тютчев Ф.«Русь, куда же несешься ты, дай ответ?» Н Гоголь «Мертвые души» Идея об «особости» России в ряду прочих цивилизаций Первый вариант интеграции России в парадигмуКитай+РоссияИндия+РоссияБлижний Восток+ Россия Китай-Индия-РоссияКитай-Россия-Ближний ВостокРоссия-Индия-Ближний ВостокВторой вариант интеграции России в парадигму Восток символизирует бесчеловечный бог Запад- «безбожный человек»Вл. Соловьев (1853-1900)ВостокЗападНапример, Россия Россия является аномальной страной, чье развитие складывается вопреки развития других наций.Сказывается изолированность русской цивилизации- географическое положение страны позволяет ей не быть Востоком и не быть Западом.Сформировалось несколько концепций, получивших свое развитие в ХХ веке- евразийцы, концепция Плеханова Г.В., Бердяева Н.А.Убежденность в исключительной консолидирующей функции России.ЭЛЕМЕНТЫ: 1. Киплинг Р. Рассказы. Стихотворения. Л.,1989, 368 с. 2. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990, 240 с. 3. Гулыга А.В. О будущем России // Россия и современный мир. 1995, № 4, с.56-59. 4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. СПб, 1995,513с. 5. Чаадаев П.Я. Философские письма // Соч. М., 1989, 655 с. 6. Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн, М., 1993, 368 с.7. Федотова В.Г. Судьба России в зеркале методологии //Вопросы философии, 1995, № 12, с.21-34. 8. Гулыга А.В. Русская идея и её творцы. М., 1995, 310 с. 9. Григорьева Т.П. Дао и логос (встреча культур). М., 1992,424с. 10. Свободное слово. Интеллектуальная хроника десятилетия: 1985-1995. М., 1996, 528 с. 11. Взаимодействие культур Востока и Запада. М., 1987, № 12, с.83-118. 13. Панарин А. Евразийский проект в глобальном миросистемном контексте // Российский обозреватель. 1995, № 1, с.110-116 14. Ахиезер А.С. Россия - специфическая цивилизация / Россия и Запад: диалог культур. Тверь, 1994, с. 22-2415. Ахиезер А.С. Самобытность России как научная проблема // Отечественная история, 1994, № 4-5, с.3-45. 16. Соболев Г.Л. В поисках новой теории истории //Гуманитарий, 1995, № 1, с.96-106. 17. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992, 270 с.Литература