Презентация к семинару учителей начальных классов «Психологические аспекты обучения младших школьников»


Психологические аспекты обучения младших школьников « В учебной, строго регламентированной деятельности школьник узнает законы жизни животного и растительного мира, законы языка и чисел, пространства и времени, узнает других людей, их труд и борьбу, узнает и самого себя как субъекта труда и познания» Б.Г.Ананьев Структура учебной деятельности Учебная задача Учебное действие  Действие контроля  Действие оценки Условия развивающей учебной деятельности Цель МотивыСодержаниеОрганизацияКонтроль и оценка Пути развития мотивов учения Усвоение общественного смысла ученияУсвоение учения через деятельность Формирование учебной мотивации Способы раскрытия материалаВыбор форм работыОтношение «мотив – цель деятельности»Индивидуальный подход Учебная деятельность Учебная мотивация Поведение, зависящее от системы факторовХарактеристика процесса, который поддерживает поведенческую активность на определенном уровне Условия, при которых учебная мотивация сохраняется и развивается:Достаточный уровень самостоятельностиУспешность выполненных действийОбеспечение положительной обратной связи «учитель - ученик»Формирование нравственных качеств Создает комфортные условия для учебной деятельностиСтроит субъектные отношения «ученик - ученик» «ученик - учитель»Повышает уровень самооценкиСпособствует развитию способности самостоятельно решать сложные задачиСпособствует самореализации своего «Я» Личность ребенка Потребности ребенка:Быть принятым, признаннымПринадлежать общности, коллективуСамостоятельно достигать успеха, признанияСамореализация своего «Я»Видеть в учителе друга, союзника, помощника № п/п Список детей Индивидуальные проявления Педагогические задачи 1 группа1.2.3…. Проявляют особый интерес, активны, хорошо справляются с заданиями, любят придумывать интересные задачи Поддерживать и развивать их интерес; давать усложненные задания, предъявлять более высокие требования к ответам 2 группа1. 2.3… Не проявляют внешне свою активность, но всегда внимательны, на вопросы отвечают правильно, но только по вызову, малоинициативны Воспитывать уверенность, поощрять начинания, развивать творческую инициативу, проводить индивидуальную работу; давать поручения в ходе внеклассной деятельности 3 группа1.2.3… Проявляют внешнюю активность, любят подсказывать, хотя и не знают ответа; ждут подсказки Воспитывать скромность, чаще вызывать, задавать вопросы, заставляющие думать 4 группа1.2…. Не проявляют интереса к занятиям, невнимательны, не всегда могут ответить на вопрос учителя Вскрыть причины такого поведения, проводить индивидуальную работу, широко использовать наглядность 5 группа1.2.3… Внимательно слушают, но ответить на поставленные вопросы не могут, предпочитают отмалчиваться, застенчивы, имеют пробелы в знаниях Проводить индивидуальную работу по преодолению застенчивости, на отдельных занятиях ликвидировать пробелы в знаниях Приемы создания ситуации успехаПреодоление страха -------- «Ничего страшного… Бывает, что люди боятся…»Скрытая инструкция -------- « Ты же помнишь, что…»Авансирование ---------- «У тебя получится…»Персональнаяисключительность --------- «Только у тебя может получиться…» Усиление мотивации --------- «Нам это нужно для…»Высокая оценка детали ----- «Вот эта часть у тебя замечательна…» Приемы формирования самоконтроля сверка с написанным образцом;проверка по словесной инструкции;взаимопроверка с товарищем;сверка с готовым ответом или выполненным заданием в учебнике;коллективное выполнение задания и коллективная проверка;сочетание коллективной и индивидуальной работы;самостоятельное придумывание заданий;выполнение задания по алгоритму;выполнение задания по наводящим вопросам;выполнение задания по образу;проверка с помощью сигнальных карточек;подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального;проговаривание “ про себя” объяснения выбора.