Презентация к семинару «Парадигма образования Казахстана»


НАУЧНО- ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯучителей школы- гимназии №1 им. А.С. Пушкина «Новое время – новые парадигмы образования» Подготовила Шатырбекова А.А.- заместитель директора по ПО школы- гимназии №1 им. А.С. Пушкина, г. Шымкент, ЮКО, РК Парадигма как используемый в социальной науке термин, есть некоторый перспективный фрейм (a perspective frame of reference) соотнесения для рассмотрения социального мира, состоящий из совокупности концептов и допущений. Парадигма – это ментальное окно (mental window), через которое исследователь рассматривает мир. К. Бейли Парадигма образования- это есть признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их. решений. Т. Кун Парадигма образования - это не выдумка, это следствие:нового этапа культурно-цивилизационного прогресса, радикальная смена бытующих ныне технологий,смена форм жизнедеятельности, форм самоорганизации общества. Компетентный (лат competens, competentis надлежащий, способный) – знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо. «Краткий словарь иностранных слов» (М., 1952 г.) 39 видов компетентностей текстуально по Дж. Равену тенденция к более ясному пониманию ценностей и установок по отношению к конкретной цели; тенденция контролировать свою деятельность; вовлечение эмоций в процесс деятельности; готовность и способность обучаться самостоятельно; поиск и использование обратной связи; уверенность в себе; самоконтроль; адаптивность: отсутствие чувства беспомощности; склонность к размышлениям о будущем: привычка к абстрагированию; внимание к проблемам, связанным с достижением поставленных целей; самостоятельность мышления, оригинальность; критическое мышление; готовность решать сложные вопросы; готовность работать над чем-либо спорным и вызывающим беспокойство; исследование, окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов (как материальных, так и человеческих); готовность полагаться на субъективные оценки и идти на умеренный риск; отсутствие фатализма; готовность использовать новые идеи и инновации для достижения цели; знание того, как использовать инновации; уверенность в благожелательном отношении общества к инновациям; установка на взаимный выигрыш и широта перспектив; настойчивость; использование ресурсов; доверие; отношение к правилам как указателям желательных способов поведения; способность принимать решения; персональная ответственность; способность к совместной работе ради достижения цели; способность побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели; способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят; стремление к субъектной оценке личностного потенциала сотрудников; готовность разрешать другим людям принимать самостоятельные решения; способность разрешать конфликты и смягчать разногласия; способность эффективно работать в качестве подчиненного; терпимость по отношению к различным стилям жизни окружающих; понимание плюралистической политики; готовность заниматься организационным и общественным планированием Компетентность:1. Мера соответствий знаний, умений и опыта лиц определённого социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем; В отличие от термина «квалификация», включает помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию; 2. Область полномочий управляющего органа, должностного лица, круг вопросов, по которым они обладают правом принятия решений. Зона полномочий тех или иных органов и лиц устанавливается законами, другими нормативными актами, положениями, инструкциями, уставами. Словарь «Профессиональное образование» С.М.Вишнякова (41, с. 130) Компетентность как интегрированная характеристика личности Компетентность следует трактовать как интегральную характеристику, распадающуюся на спектр отдельных компетенций.М.Б. Челышкова Дж. Равен Компетеность ЗУН Качества личности Способности личности Социальные взгляды Опыт Наследство Интеллект Мировоззрение Коммуникативность Нравственость Трудолюбие Объем НовизнаОбоснованностьРезультативность Восприятие ПамятьЭмоцияМышление Воля Одаренность Ученик Умеет прогнозировать возможные последствия своего решения Обладает развитым чувством ответственности за судьбу страны Способен к сотрудничеству Самостоятельно принимает решение в ситуации выбора Отличается академической и социальной мобильностью Присущи такие качества как динамизм, конструктивность Компетенции педагога нового времени: социально –политическая;коммуникативная; исследовательская; способность профессионально и ответственно участвовать в модернизации национальной школы. В государственном общеобязательном стандарте образования ожидаемые результаты образования определены в виде ключевых компетенции: Ценностно-ориентационная компетентность (умение находить свое место в обществе на основе высших этических ценностей гражданственности и патриотизма;Культурологическая компетентность (ценить культуру своего народа);-Учебно-познавательная компетентность (понимать научную картину мира); Коммуникативная компетентность (овладения навыками общения);-Информационно-технологическая компетентность (ориентироваться в потоках информации с помощью информационных технологий); Социально-трудовая компетеность (принимать решение и действовать в реальных жизненных ситуациях);Компетентность личностного саморазвития (умение реализовать себя с чувством собственного достоинства). Учитель- человек, формирующий будущее, он в огромной мере является фактором этого будущего. А.В. Луначарский Способность к развитию (своего) творческого потенциала Компетентность специалиста с высшим образованием - это проявленные на практике его стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личные качества и др.) для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость её постоянного совершенствования.Ю.Г.Татур. Основные подходы в обучении и воспитании Деятельностный (развиваются способности личности );Личностно-ориентированный (нацелен на учет и развитие потенциальных возможностей учащегося);Компетентностный (предплагает развитие социальной мобильности выпускника);