Выступление на ГМС Особенности подготовки к государственной итоговой аттестации в вечерней школе


Особенности подготовки к государственной итоговой аттестации по математике выпускников вечерней школы БОУ г. Омска «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 29» Кадырова Тамара Александровна, Кайгородова Наталья Анатольевна, Левченко Маргарита Акимовна, учителя математики БОУ г. Омска "Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 29" * Специфика школы Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 29 - бюджетное образовательное учреждение, находится на территории  Центрального административного округа г. Омска. Школа функционирует с 1965 года. В настоящее время в школе обучается 400 учащихся,с 6 по 12 класс по 9-15 человек в классе * Проблемы преподавания математики и их решение Одной из важнейших проблем преподавания математики в вечерней школе является ликвидация пробелов в знаниях учеников по различным разделам школьного курса математики. Происхождение пробелов: - занятость учеников на работе, длительный перерыв в учебе, недостаточное усвоение материала в дневной школе,асоциальные семьи.Решение проблем: восстановление развития школьника, налаживания межличностного взаимодействия учителя и ученика, создания условий и мотивации для дальнейшего обучения решение образовательных задач * Учебная деятельность по подготовке к ЕГЭ реализуется через: Система подготовки к ЕГЭ 1 этап: определение ожидаемых результатов сдачи ЕГЭ путем опроса учащихся, и разделение их на три группы:первая группа – учащиеся, которые имеют минимум знаний и рассчитывают лишь преодолеть порог успешности (5-6 заданий);вторая группа – учащиеся, которые поставили перед собой цель – получить не очень высокие баллы (на уровне 45-60 баллов по 100-балльной шкале), но достаточные для поступления в вуз, не предъявляющий высоких требований к уровню математической подготовки;третья группа – учащиеся, которые хотят получить высокие баллы (больше 60 баллов по 100 балльной шкале), необходимые для поступления в технические вузы.2 этап: проведение с каждой группой учащихся входных диагностических работ, с целью выявления сильных и слабых областей математической подготовки каждого учащегося;3 этап: проведение психологической подготовки; 4 этап: формирование познавательного интереса к предмету путем использования различных видов и форм деятельности учащихся на уроке, нетрадиционные формы проведения учебных занятий.5 этап: проведение мониторинга знаний умений и навыков, применение самодиагностики, самооценки, проведение индивидуальной работы с учениками по ликвидации пробелов в знаниях. * Учебная деятельность по подготовке к ЕГЭ реализуется через: Учебная деятельность в школе по подготовке к ЕГЭ реализуется через: урочную систему (два дня в неделю), внеурочную работу (индивидуальные и групповые консультации по субботам, прием зачетов) Основные направления:Развитие вычислительных навыков.Обязательное знание правил и формул. Постоянное совершенствование учебных навыков на практике. Проверка знаний и умений учащихся. Выполнение тренировочных и диагностических работ, в том числе, представленных в сети Интернет. Основные цели :адаптировать содержания образования к современным требованиям ЕГЭ;развивать навыки решения типовых заданий и самостоятельную активность учащихся;сочетать лекции, самостоятельную работу, поиск информации в сети,практикумы и консультации Систематическая диагностика уровня обученности учащихся и мониторинг выполнения типовых заданий. Учебный процесс * Урок в системе подготовки к ЕГЭпо теме: «Площади фигур. В5» Тип урока: урок повторения пройденного материала и изучения нового.Цели урока:Образовательные:повторение основных известных формул вычисления площадей многоугольников;изучение других способов вычисления площадей фигур;контроль уровня усвоения основных знаний, умений и навыков по данной теме.Развивающие:развитие умений в применении знаний в конкретной ситуации;развитие логического мышления;обогащение математического словарного запаса обучающихся;развитие самостоятельной деятельности обучающихся.Воспитательные:воспитание познавательного интереса у обучающихся к математике;трудолюбия, аккуратности;воспитание навыков самоконтроля.Оборудование:карточки с заданиями для работы на уроке и дома;компьютер, экран, проектор.Средства обучения: мультимедийная презентация к уроку. * Урок в системе подготовки к ЕГЭпо теме: «Площади фигур. В5» I. Организационный момент: учителем и учениками определяются цели урока, и учитель знакомит с планом урока. II. Устная работа: * Урок в системе подготовки к ЕГЭпо теме: «Площади фигур. В5» III. Изучение нового материала:1.Постановка проблемных вопросов: - Как можно искать площади «нестандартных» многоугольников? Есть ли ещё методы для нахождения площади для таких фигур? 2. Учитель вместе с обучающимися разбирает различные способы нахождения площадей фигур, нарисованных на бумаге в клетку * Урок в системе подготовки к ЕГЭпо теме: «Площади фигур. В5» IV. Закрепление нового материала:1. Ученикам предлагается задача, которую они должны решить свое решение с карточкой-образцом решения данной задачи различными способами IV. Закрепление нового материала:1. Учитель предлагает учащимся различные задачи и обсуждает с ними наиболее подходящие способы для их решения * Урок в системе подготовки к ЕГЭпо теме: «Площади фигур. В5» VI. Итоги урока: VII. Домашнее задание учащимся: Учитель задает вопросы: -Так какие методы вычисления площадей мы сегодня повторили и вновь изучили? - Что-то нового вы узнали сегодня? - Было ли вам интересно это новое? - Какой способ решения для вас оказался наиболее простым? - Как вы думаете, помогут ли эти знания вам лучше сдать экзамен? 1. Решить все задачи на выданных листах и тест по В5. Право выбора метода нахождения площади – за вами!2. Повторить формулы нахождения площади круга, площади сектора, формулы средней линии треугольника и трапеции. V. Проверка усвоения знаний: Проводится диагностический тест№1, состоящий из 10 заданий, по 2 задачи на каждую из тем: Площадь треугольника.Площадь прямоугольника, квадрата, параллелограмма, ромба. Площадь трапеции.Площадь выпуклых и невыпуклых многоугольников. Площадь фигуры на координатной плоскости. * Учебная деятельность по подготовке к ЕГЭ реализуется через: индивидуальные и групповые консультацииКонсультации предназначаются для оказания помощи в са­мостоятельной работе учащихся, и проводятся в форме беседы учителя и ученика, в которой ученики спрашивают совета и разъяснений учителя по определенным вопросам, связанным с учебным процессом. В зависимости от цели консультации делятся на:1. Тематические (тема выделяется заранее)2. Текущие (выделяются вопросы, которые будут рассмотрены) зачеты Внеурочная работа Зачет — это специальный этап контроля, целью которого является проверка достижения школьниками уровня обязательной подготовки. Зачет считается сданным, если ученик выполнил верно все предложенные ему задания обязательного уровня. Учитель подбирает для каждого ученика карточки и предлагает подготовиться к ответу. Обычно один вопрос требует знания теоретического материала, другой – решения задач или примеров. * Учебные пособия  Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по математике (для учащихся заочной формы обучения) «ЕГЭ сдаёшь, рабочая молодёжь!» http://www.uchportal.ru/load/235-1-0-15780В данное пособие включены рекомендации по решению заданий блока В, теоретический материал, раз­бор решений типовых задач, разбор типичных ошибок при их решении, а также содержатся задания для самостоятельного решения и 6 обобщающих тренировочных тестов. Таким образом, это пособие помогает форми­рованию у учащихся устойчивых навыков в решении задач базового уровня, самостоятельной подготовке к экзамену и способствует психологическому комфорту обучающихся в школе. ЗАДАЧИ НА ГОТОВЫХ ЧЕРТЕЖАХ в электронных книгах и презентациях Информационные ресурсы Интернета matem-gia9-geometriya_zadachi-balayan http://www.uchportal.ru/load/25 Для увеличения темпа работы на уроке часто используем такую методику как «Задачи на готовых чертежах», так как многие задания, особенно по геометрии, требуют построения чертежа. А для учащихся это представляет основную трудность и на его выполнение расходуется много времени. Поскольку задачей на уроках ставится в течении минимума времени усвоить и повторить значительно больший объем материала, то упражнения на готовых чертежах оказывает неоценимую помощь при организации таких уроков как для устной работы, так и для письменного решения задач. Для этого в школе в двух классах установлены интерактивная доска, экран и 2 проектора. Решение ключевых задач в режиме онлайн http://www.ege-online-test.ru http://xn--c1ada6bq3a2b.xn--p1ai/ Информационные ресурсы Интернета Для осуществления данной работы в школе имеются 10 моноблоков, 3 компьютера и 2 ноутбука. Учащимся во время урока выделяется время решить тест в онлайн режиме. Потом учащийся показывает учителю проверку своей работы и, самостоятельно, либо консультируясь у учителя, делает работу над ошибками. Очевидные положительные моменты онлайн тестирования в том, что учащийся выполняет задания в необходимом для него количестве и в доступном ему темпе, независимо от объема работы и скорости выполнения остальными. ЕГЭ Организация и проведение мониторингов http://alexlarin.net/ http://ege55.ru/ В нашей школе мониторинг включает в себя городские диагностические работы в формате ЕГЭ и регулярные срезы знаний. Основная цель подобных работ – оперативное получение информации о качестве усвоения, определенных тем, анализ типичных ошибок и организация индивидуальной работы с учащимися по устранению пробелов в знаниях. Материалы для проведения данных работ мы используем с сайта РИАЦ или Александра Ларина.  Информационные ресурсы Интернета * Результаты ЕГЭ В 2012-2013 учебном году 56 выпускников 12 классов нашей школы сдавали ЕГЭ. Из них 41 учащийся сдали экзамены и получили аттестаты, что составило 73% успеваемости.Семь учащихся набрали от 54-71 баллов, что соответствует оценке «4» по 5-бальной системе. * * Спасибо за внимание!