Презентация Деловая игра как метод активного обучения


Деловая игра1) Деловая игра — форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики (Словарь по психологии ). 2)Моделирование профессиональной деятельности и занятых в них людей, ролевое взаимодействие по игровым правилам, в условном времени, при неполной информации и неопределенности, столкновении мнений и оценке происходящего3)Это форма организации семинарского занятия, на котором студенты практически осваивают тот материал, который они изучали на лекциях, закрепляя его содержание непосредственным участием в тех процессах, которые до этого рассматривались вне личного опыта, отвлеченно. ИСТОРИЯПервая деловая игра ("Перестройка производства в связи с резким изменением производственной программы") была проведена в 1932 году в Ленинградском инженерно-экономическом институте и была названа ее автором Марией Мироновной Бирнштейн организационно-производственным испытанием. В игре участвовали как студенты, так и руководители предприятий. В 50-х годах образовался Московский методологический кружок, лидером которого был Г.П. Щедровицкий. «Идеи и методы, разработанные Г.П. Щедровицким, легли в основу большой практической работы его сторонников и учеников, которые провозгласили новую эпоху игр под названием организационно-деятельностные игры (ОДИ). 1970-80 годы — время всплеска деловых игр, различных по методологии и методу проведения. В этот период появляются целые школы обучающих игр: Таллиннская школа В.К. Тарасова, ролевые игры в тренинге, деловые игры в педагогике и т.п. На сегодняшний день практика деловых игр в мире очень популярна. Особенно активно деловые игры используются в практике высшего образования, многие ВУЗы являются новаторами в методике преподавания деловых игр. Сегодня насчитывается уже несколько тысяч различных видов обучающих игр. Цели использования деловых игр:формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов;воспитание системного мышления специалиста, включающее целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире;передача целостного представления о профессиональной деятельности и её крупных фрагментах с учётом эмоционально-личностного восприятия;обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений;воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом; Классификация деловых игр Л.В. Ежовой:1. По времени проведения: – без ограничения времени; – с ограничением времени; – игры, проходящие в реальное время; – игры, где время сжато. 2. По оценке деятельности: – балльная или иная оценка деятельности игрока или команды; – оценка того, кто как работал, отсутствует. 3. По конечному результату: – жесткие игры – заранее известен ответ (например, сетевой график), существуют жесткие правила; – свободные, открытые игры – заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи. По методологии проведения: – ролевые игры – каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием; – групповые дискуссии – связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы. – имитационные – имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях– организационно-деятельностные игры (Г.П. Щедровицкий) — не имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем. Активизация работы участников происходит за счет жесткого давления на личность; Деловая играРолевая играИмитационная играОграничения по ролямРоли и позицииТолько ролиРоли и позицииОграничения по результатамНе известенНе известенНе известенОтыгрываемые ситуацииПроизводство, бизнес, управлениеПроизводство, процесс, социальные ситуацииСредовые, социальныеЦельПоиск новых решений и функцийОсвоение функцииПоиск новых решений и функций, способов деятельностиСравнение игр СТРУКТУРА ДЕЛОВОЙ ИГРЫ3. ИГРОВАЯ МОДЕЛЬЦели игрыРоли и функции игроковПравила игрыСистема оцениванияСценарий игрыМетодическое обеспечение©Борисова Н.В., Кузов В.Б. 2007 год Руководство и контроль за игройРуководитель игры (чаще всего преподаватель)ОцениваетЗнакомит с условиями игрыГотовит базуУстанавливает регламент игрыОбеспечивает соблюдение нормПомогает выявлять и анализировать способы действияОриентирует игровой процесс на достижение поставленных целейЭксперт (могут быть студенты)Оценивает ход игрыСледит за соблюдениями правилАнализирует и оценивает способы действийОценивает степень достижения целей игры Карта эксперта деловой игры№Критерии оценкиОценка в баллах участников игрыРоль 1Роль 2Роль 3Роль 4Роль 51Подготовленность участников2Использование дополнительных материалов3Соответ-ие игры студентов цели и задачам игры4Достижение целей игры5Активность6Эмоциональность7Эрудиция8Твердость и решительность в отстаивании своих мыслей9Уважение мнения коллег10Гибкость11Самокритичность12Чувство юмораСумма баллов (от 0 до 5) Ситуация. Рабочий контакт пожилого и молодого педагогов. Старший, более опытный, не принимает современных технологий обучения: деловые игры, тренинги, анализ кейсов.   Действующие лица: молодой педагог-за активные методы обученияпедагог в зрелом возрасте (пенсионер), считающий традиционные методы обучения достаточно эффективными и не собирающийся перестраиваться, считающий все новое быстро проходящим веянием. 2 студента: отличник (поддерживает всех преподавателей), троечник-занимает нейтральную позицию -«все равно».   Задание. Смоделировать ситуацию, опираясь на опыт педагогического общения, и разыграть ее, используя техники и приемы установления контакта. Молодой педагог стремится привлечь пожилого педагога к внедрению в учебный процесс инновационных технологий, с этой целью пытается установить эмоциональный контакт, провести беседу с опытным, но несговорчивым педагогом.