«Система подготовки к Государственной Итоговой Аттестации по русскому языку через реализацию внеурочной деятельности в условиях перехода на Федеральные Государственные Образовательные Стандарты Основного Общего Образования»


«Система подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку через реализацию внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС ООО»Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №3Бережная Евгения Васильевна УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯличностные (аргументировано высказывать свое отношение к прочитанному; уметь осознавать и передавать свои эмоции и переживания в устной и письменной речи, уметь осознавать и передавать свои эмоции и эмоции других людей)регулятивные (работать по плану решения учебной проблемы совместно с учителем; сверять свои действия с целью, корректировать свою деятельность; определять степень успешности своей работы и работы учащихся) познавательные (объяснять все виды текстовой и подтекстовой информации; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; строить рассуждения) коммуникативные (оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации) Программа внеурочной деятельности:(письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 года «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального стандарта общего образования»). направлена на обеспечение индивидуальных потребностей школьников способствует воспитанию школьников разрабатывается в соответствии с различными направлениями развития личности школьника предполагает различные формы организации внеурочной деятельности. Программа внеурочной деятельности«Школьная риторика»Автор:Ладыженская Т.А. Организация внеурочной деятельности(письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 года «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального стандарта общего образования»). Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в аспекте воспитания и социализации. расширить кругозор и эрудицию обучающихся, способствовать формированию познавательных универсальных учебных действийЦель программы: Принципы внеурочной деятельности Принцип научности Принцип наглядности Принцип личной заинтересованности учащегося Принцип добровольного участия Принцип сотрудничества - Почему именно теперь риторику стали преподавать в школе?- Потому что в сегодняшней жизни, как и всегда, а может быть, больше, чем всегда, важно понимать окружающих людей, говорить и писать так, чтобы достигать контакта, взаимопонимания, согласия… Риторикапронизывает все сферы обществаявляется формой мышления и средством коммуникацииформирует культурный уровень человека устанавливает взаимоотношения с обществом Задачи риторики (5 класс):Узнать: Что такое общение?Научиться: оценивать чужую и свою речь вежливо просить и отказывать в просьбе говорить лестные (но не льстивые) слова спорить, но не ссориться сокращать один и тот же текст до половины и даже до одного предложения рассказывать о себе так, чтобы тебя слушали сочинять сказочные истории с волшебными героями и превращениями Требования к уровню знаний учащихся- демонстрировать правильность и точность речи - уметь общаться, применяя приёмы подготовки и средства общения- владеть правилами создания текстов - знать речевые жанры - использовать адекватные ситуации риторический анализ текста;риторический анализ речевой ситуациириторические задачи риторические игрыдыхательная и артикуляционная гимнастики Ключевые компетенцииКоммуникативнаяЯзыковая и лингвистическаяКультуроведческая Система работы на уроках риторики :Создание методической базыСоздание банка тестовых заданийиспользование информационно- коммуникационных технологий Работа с текстом расширению лингвистических знаний учащихся Информационный лист.Текст. Ключики-замочки.Кто не стучится в дверь, тому не открывают.Пословица.1. «Слово – стяг, дружину водит» ЗАГОЛОВОКСтяг – знамя.ЗАГОЛОВОК связан с темой или основной мыслью текста, он ведёт весь текст. Выделяют ТЕМАТИЧЕСКИЙ заголовок (отражает тему текста) и СМЫСЛОВОЙ (отражает основную мысль текста)2. «Первый шаг всё определяет ПЕРВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕПЕРВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ в тексте очень часто играет большую роль в его понимании.3. «Кто умеет выбирать нужное из многого – тот мудр» (Эсхил, античный поэт-драматург) КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВАКЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА образуют смысловую цепочку текста. Зная их, можно вспомнить знакомый текст или предугадать, предсказать содержание нового текста. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА связаны по смыслу с заголовком, темой, основной мыслью текста.4.Композиция (в переводе с лат. – составление, соединение) – построение художественного произведения, взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения.5.«Конец – делу венец» КОНЕЧНЫЕ СЛОВА ТЕКСТА Приемы работы:выделение ключевых словвыделение микротемсоставление памятокбеседасоставление планапостроение структурной модели текстакомментированное чтение «Кто и как слушает»Записать пословицу, в которой говорится о слушанииКто говорит, тот сеет, кто слушает – собирает (пожинает)Напишешь пером, не вырубишь топоромНе на пользу читать, коли вершки хватать «Кто и как слушает»Слушать можно по-разному:Молча, Перебиваяне перебивая говорящего · сопереживая,, . . . . · пересказыва,я . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . · повторяя. . . . . . · переспрашивая . . . . . . . . (дополни схему) В умении слушать проявляются . . . . . . . . . . .Человек, который умеет слушать . . . . . . . Найдите 2 основных правила для собеседниковЧто говорил Гераклито тех, кто невнимательно слушает? «Правила для собеседников»В умении слушать проявляются воспитанность собеседника, уважение к другому человеку, т.е. его культура.Человек, который умеет слушать, лучше и легче поймет другого. «Текст»Выскочила одна горошина. Обезьяна несла две полные горсти гороху.Она бросилась их поднимать и просыпала ещё.Обезьяна хотела её поднять и просыпала ещё пять горошин.Тогда она рассердилась и разбросала весь горох. «Текст»Обезьяна несла две полные горсти гороху.Выскочила одна горошина.Обезьяна хотела её поднять и просыпала ещё пять горошин.Она бросилась их поднимать и просыпала ещё.Тогда она рассердилась и разбросала их все. «Ключевые слова» КЛЮЧИ К ПОНИМАНИЮ ТЕКСТА 1. ЗАГОЛОВОК 2. ТЕМА 3. ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА 4. ПЕРВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 5. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА 6. КОНЕЧНЫЕ СЛОВА Сегодня, ребята, в ваших руках появились удивительные ключи от дома под названием ТЕКСТ. Эти ключики, если умело ими пользоваться, помогают раскрыть замочки - тайны волшебного мира, в котором царствует поэзия. Я желаю вам успехов в общении с этим волшебным миром. До новых встреч. Правила построения синквейна:1 строка - 1 ключевое слово — тема синквейна, определяющее содержание (обычно существительное)2 строка - 2 прилагательных, описывающих тему 3 строка - 3 глагола, характеризующих действия, которые производит существительное4 строка - короткое предложение, фраза из 4 слов показывающая Ваше отношение к теме-существительному 5 строка - синоним или Ваши ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы (обычно существительное) «Речь без ошибок»Нахождение родственных слов к понятиям «правильно, правильный» ; работа над орфоэпическими нормами: звонИшь, звонИм, телефон звонИт, никак не дозвонИшься, часто звонЯт; нахождение ошибки в формах рода существительных; работу по поиску слов- пустышек; личный словарь правильностей. Речь правильная …-Речь хорошая…- «Чья речь богаче» Прочитайте фрагмент разговора персонажей романа И. Ильфа и Е.ПетроваСловарь Вильяма Шекспира по подсчету исследователей составляет 12 000 слов. Словарь негра из людоедского племени "Мумбо-Юмбо" составляет 300 слов.Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью.Здравствуй, Еленочка, а это что такое? Откуда стулья.-- Хо-хо!-- Нет, в самом деле?-- Кр-расота!-- Да. Стулья хорошие.-- Зна-ме-ни-тые!-- Подарил кто-нибудь?-- Ого!-- Как?! Неужели ты купила? На какие же средства? Неужели на хозяйственные? Ведь я тебе тысячу раз говорил...-- Эрнестуля! Хамишь!-- Ну, как же так можно делать?! Ведь нам же есть нечего будет!-- Подумаешь!-- Нет, давай поговорим серьезно. Я получаю двести рублей...-- Мрак!-- Взяток не беру, денег не краду и подделывать их не умею...-- Жуть! «Чья речь богаче»Богатая или бедная речь у Эллочки-людоедки?Почему она «людоедка»?Найдите факт, подтверждающий бедность речи героини.Можно ли сказать, что реплики, даже выраженные разными словами, существенно отличаются друг от друга?Почему муж Эллочки пришел к выводу, что жить с ней невозможно? Хочешь быть умным - научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать. И. Лафатер СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ