Педагогические условия использования этнических традиций в процессе ознакомления старших дошкольников с культурой татарского народа


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВПО«НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ» ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯКАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ Педагогические условия использования этнических традиций в процессе ознакомления старших дошкольников с культурой татарского народа ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Научный руководитель: Хафизова Гузель Мизбаховна Набережные Челны – 2014 Хайретдинова Алия Исламнуровна Цель исследования Задачи исследования: Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования этнических традиций в воспитании старших дошкольников. 1. Изучить особенности использования этнических традиций в истории дошкольной педагогики и современных исследованиях.2. Определить особенности и методы работы по ознакомлению старших дошкольников с культурой татарского народа.3 Экспериментально проверить эффективность ознакомления старших дошкольников с культурой татарского народа. Объект исследования Предмет исследования Гипотеза исследования Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Педагогические условия использования этнических традиций в процессе ознакомления старших дошкольников с культурой татарского народа. Ознакомление старших дошкольников с культурой татарского народа будет способствовать воспитанию любви и уважительного отношения к культуре и традициям своего народа, если:- в воспитательно-образовательном процессе используются различные виды народного творчества (сказки, пословицы, поговорки, песни, танцы);- создана этническая среда, насыщенная произведениями народного декоративного искусства, предметами народного быта, атрибутами народных игр, произведениями народного слова;- организовано взаимодействие ДОУ и родителей в процессе приобщения детей к народным традициям. Методы исследования В процессе исследования используется комплекс методов: теоретический анализ состояния исследования проблемы; изучение материально-технической базы и анализ документации ДОУ; наблюдение; анкетирование педагогов и родителей; коллективные и индивидуальные беседы с детьми; - опытно-экспериментальная работа по использованию педагогических возможностей в воспитании детей старшего дошкольного возраста. Методологической основой стали труды К.Д. УшинскогоА.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского; исследования Г.Н. Волкова, М.И. Богомоловой, Т.Ф. Бабыниной, Р.С. Буре, Р.И. Жуковской, С.А. Козловой, Т.А. Марковой, Н.Я. Михайленко, Э.К. Сусловой, К.Ш. Ахиярова и др.Научная новизна исследования заключается в том, что определено содержание этнических традиций, которые можно использовать в воспитании старших дошкольников в условиях ДОУ. ТРАДИЦИИ Представления и взгляды Идеалы и ценности Нравственные принципы Установки и нормы поведения Интересы и потребности Чувства и эмоции Привычки и вкусы Идеи и убеждения Структура традиций Традиция – (от лат. traditio– «передача») – устойчивое, повторяющееся социальное отношение, представляющее некую закономерность исторической преемственности, это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени Признаки традиций ПРИЗНАКИ ТРАДИЦИЙ Всеобщность, массовость Прочность Жизненность Долговечность Многообразие По мнению Л.Р. Болотиной, в повседневной жизни традиции выполняют четыре взаимосвязанные функции: регулирования отношений между людьми и коллективами, социальной связи, информации, воспитания . Функции традиций ФУНКЦИИ ТРАДИЦИЙ Регулирование отношений Социальная связь Информация Воспитание Этнические традиции - это такие традиции, которые способствуют формированию ценностного отношения воспитанников к человеку, природе, труду, обществу, семье [8, c. 42].В число этнических традиций, формирующих систему характерных для народного воспитания ценностей, входят традиции воспитания на образах-идеалах, воспитание ценностного отношения к Человеку (отношение к родителям, старшим, живущим рядом людям, к семье и т. д.), к природе, к обществу (важность общественного мнения, любовь к Отечеству и т.д.). Воспитательные компоненты народной культуры Воспитательные компоненты народной культуры Музыка-льное народное творчество Народ-ные игры Празд-ники Декоративно-прикладное искусство Тради-ции и обычаи Устное народное творчество Традиции – явление более широкое, чем обычаи, представляют собой часть социокультурного наследия, которое длительное время передается людьми от поколения к поколению в силу привычки, и входят в систему ценностей и норм общества. Традиции могут проявляться в сферах общественной жизни, религии, искусства и других. Обычай понимается как стереотип поведения, привычный в данном обществе, стереотип, который постоянно воспроизводился и воспроизводится. Содержание этнопедагогических традиций Содержание этнопедагогических традиций Язык Быт, обычаи, обряды Обряды, ритуалы, праздники Специфика национального и народного творчества Одежда Жилище Кухня Игры и игрушки Использование этнических традиций в воспитании детей старшего дошкольного возраста предполагает создание определенных педагогических условий для реализации педагогической мудрости народа: - введение в образовательный процесс дошкольных учреждений этнокультурного содержания, включающего ценностно-смысловые ориентиры человеческого бытия; - использование факторов народной педагогики с учетом задач социализации личности дошкольника; - применение известных дидактических средств (дидактические игры, проектная деятельность, музейная среда и пр.) в их современной интерпретации (создание системы дидактических игр этнокультурной направленности, разработка музейных технологий и т. д.). Уровень знаний о культуре татарского народа у детей подготовительной группы(констатирующий этап) Количество детей Возраст детей, лет Уровни Низкий Средний Высокий 23 (100%) 6-7 35% (8) 46% (10) 19% (5) На констатирующем этапе эксперимента выявили, что у большинства детей подготовительной группы, в основном, средний и низкий уровни знаний о культуре татарского народа (46% и 35%), только у 19% детей группы высокий уровень знаний о народной культуре. Констатирующий этап эксперимента показал, что в основном, дети располагают лишь отдельными знаниями о культуре, традициях и обычаях татарского народа, национальных особенностях других народов. В игровой деятельности слабо отражаются также народные традиции и обычаи. Дети не используют в речи народные пословицы, поговорки. Из предложенных моделей поведения в ситуации «Пришли гости» только 18% детей решили встретить гостей и затем угостить их чаем, 42% детей ответили, что встретят гостей и уйдут играть, 40% детей выбрали модель поведения «я не могу прервать интересную игру, я буду играть». Сравнительная таблица уровня знаний о культуре татарского народа у детей подготовительной группы (констатирующий и контрольный этапы эксперимента) Уровни Констатирующий этап, % Контрольный этап, % Высокий 19 57 Средний 46 30 Низкий 35 13 Полученные результаты показывают, что среди детей подготовительной группы заметно возросло количество детей с высоким (Ш) уровнем знаний о культуре татарского народа (с 19% до 57%), соответственно стало гораздо меньше детей с низким (I) уровнем (с 35% до 13%), с 46% до 30% сократилось количество детей с средним (II) уровнем толерантности.Среди детей, у которых был отмечен низкий (I) уровень – на этапе констатирующего эксперимента, отмечались затруднения в общении, коммуникативные трудности (застенчивость, стеснительность, на вопросы отвечали только при поддержке взрослых, в играх участвовали, также чувствуя поддержку взрослых), дети не принимали участия в праздниках, народных играх; на этапе контрольного эксперимента эти ребята с удовольствием рассказывали о традициях татарского народа, приводили пословицы, говорили, что знают татарские народные песни и танцы. Целью выпускной квалификационной работы является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности использования этнических традиций в воспитании старших дошкольников. Экспериментальная часть работы проводилась на базе ДОУ № 1 «Березка», пос. Джалиль. Для экспериментальной работы были выбраны традиции, связанные с уважительным, радушным отношением к гостям, традиции гостеприимства татарского народа. При помощи родителей была создана предметно-игровая среда, насыщенная иллюстрациями, предметами народного быта, образцами декоративно-прикладного искусства. Родители оказывали помощь в проведении развлечений, познавательных мероприятий, экскурсий. Были использованы методы: этические беседы, чтение художественной литературы; рассказывание; демонстрация иллюстраций, предметов быта, национальной одежды, татарские пословицы и поговорки; экскурсии-занятия в мини-музее ДОУ. Таким образом, использование этнических традиций в ознакомлении старших дошкольников с культурой татарского народа требует создания определенных педагогических условий. Выбранные нами такие педагогические условия, как:1. Создание этнической среды;2. Учет возрастных индивидуальных особенностей старших дошкольников;3. Привлечение родителей к работе по ознакомлению с культурой татарского народа значительно повышает уровень знаний, воспитывает любовь к культуре татарского народа, активный познавательный интерес к истории Татарстана, что подтверждает выдвинутую гипотезу.