Презентация к открытому уроку Развитие парламентаризма в России (10-11 классы)


Презентация к открытому уроку 27 апреля 2011 года — 105 лет со дня начала работы Первой Государственной Думы в России Учитель высшей категории МБОУ «СОШ с.Николо-Березовка» Краснокамского района Республики Башкортостан Бурасов Юрий Павлович ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В РОССИИ Однако общим для всемирной истории стало то, что современные представительные органы так или иначе выросли из традиционных народных собраний, присущих ещё первобытно-общинным отношениям. Впоследствии на Руси эти народные собрания эволюционировали в вечевые собрания, и народное вече стало важным элементом государственного устройства в Киевской Руси, Новгородской феодальной республике и ряде других раннефеодальных государственных образований. В каждой стране парламентаризм как опре-делённая система власти, предусматривающая разде-ление властей и наличие парламента как представи-тельного органа, обладаю-щего законодательными и контрольными полномочия-ми, имеет свою специфику, свои исторические корни и предпосылки. Древнерусское вече ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В РОССИИ На Земских соборах, в состав которых входили представители высшего духовенства, а также выборные от провинциального дворянства и верхушки горожан, принимались законы (судебники), решались вопросы об объявлении войны и о заключении мира. В 1613 г. именно на Земском соборе "всем миром" было принято решение о приглашении Михаила Романова на царский престол, что положило начало правлению в России династии Романовых. Функции законосовещательного органа при царе в Российском государстве играла Боярская дума, состоявшая из наиболее родовитых представителей феодальной аристократии. Следующим этапом в формиро-вании предпосылок развития современного парламентаризма стало образование общенацио-нальных выборных сословно-представительных органов. В Англии это был парламент, во Франции - Генеральные штаты, в России XVI-XVII вв. - Земские соборы (впервые были созваны в 1549 г. при Иване IV Грозном). Земский собор ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В РОССИИ В России развитие её государственности в силу ряда исторических причин пошло по другому пути, который предусматривал сосредоточение всех властных полномочий в стране в руках самодержавного монарха. Этот путь был закреплён в принятии царём Петром I в 1721 г. титула "Император и Самодержец Всероссийский", и Россия стала именоваться Российской империей. В XVI—XVIII веках в ряде ведущих стран Западной Европы - Нидерландах, Англии, Франции - в результате буржуазных революций сословные представительные учреждения превратились в общенациональные выборные парламенты, обладавшие законодательными и контрольными полномочиями. Петр I Герб Российской империи (XVIII в.) ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В РОССИИ Более удачной оказалась проведенная Екатериной II реформа местного управления. В городах были созданы избиравшиеся из различных категорий городского населения городские думы как распорядительные органы самоуправления, действовавшие под надзором губернатора. В XVIII – XIX вв. неоднократно предпринимались попытки усовершенствовать систему самодержавной власти в России. Императрица Екатерина II в 1767 г. учредила из ряда выбранных депутатов от всех сословий (кроме крепостных крестьян) Комиссию для выработки нового Свода законов Российской империи - Уложения. Эта Комиссия провела 204 заседания, но депутаты не смогли преодолеть противоречия между различными сословиями, и никаких законов так и не было принято. Заседание в Грано-витой палате Мос-ковского Кремля Комиссии по состав-лению проекта ново-го Свода законов - Уложения. 1767 г. Екатерина II ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В РОССИИ В начале XIX века один из ближайших помощников императора Александра I М.М. Сперанский разработал всеобщий план государственного преобразования. По его предложению в 1810 г. при императоре был создан высший законосовещательный орган - Государственный совет. Другое предложение Сперанского - о создании выборного законодательного органа - Государственной Думы - не было поддержано царём и его окружением. Александр I М.М. Сперанский Заседание Государственного совета В эпоху «великих реформ» (1860-1870 гг.) императора Александра II в России были созданы новые выборные сословно-представительные учреждения - земские собрания в уездах и губерниях. Гласные (депутаты) городских дум стали избираться на внесословной основе, но при наличии имущественного ценза. В этих выборных учреждениях начали зарождаться ростки парламентаризма, и именно из земств и органов городского самоуправления, созданных во второй половине XIX века, вышел целый ряд деятелей, ставших уже в XX веке депутатами Государственной Думы. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В РОССИИ Александр II В земском собрании Московская городская Дума ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В РОССИИ Осмысление зарубежного опыта парламентаризма и размышления о его приемлемости в российских условиях стали важным направлением в развитии общественно-политической мысли в России в XIX - начале XX века. Когда же в начале XX века в Российской империи стали формироваться первые политические партии, то большую популярность обрёл лозунг за создание в России народного представительства как национальной формы парламентаризма. Флаг Российской империи (1883—1917) Малый государственный герб Российской империи ПЕРВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА(27 апреля — 8 июля 1906 г.) Решение царской власти об учреждении в России Государственной Думы было принято летом 1905 г., в разгар первой русской революции. Самодержавие вынуждено было пойти на уступки революционным и либерально-демократическим силам, чтобы сбить революционный накал в стране. Николай II.Николай Александрович Романов – последний российский император Витте Сергей Юльевич 6 августа 1905 г. вышел Высочайший Манифест импера-тора Николая II об учреждении в Российской империи Государственной Думы. Затем по инициативе пред-седателя Комитета министров С.Ю. Витте император Николай II 17 октября 1905 г. подписал Манифест «Об усовершен-ствовании государственного порядка». ПЕРВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА В Манифесте, в частности, заявлялось:" 1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную Думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив за сим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку, и3. Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от Нас властей". Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» ПЕРВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА 20 февраля 1906 г. был издан царский манифест, согласно которому одна половина состава Государственного совета по-прежнему назначалось императором, а другая половина становилась выборной. Фактически Государственный совет стал верхней палатой. Отныне каждый закон должен был получить поддержку большинства в Государственной Думе и Государственном Совете, а затем быть подписан императором. В результате выборов в Первую Государственную Думу были избраны 490 депутатов. Наибольшее число депутатских мандатов получили представите-ли конституционно-демократи-ческой партии (партии кадетов, называвших себя также партией Народной свободы). И хотя кадеты не имели абсолютного большинства в Первой Думе, в целом именно они задавали тон всей её работе. Количество депутатов в I Государственной думе ПЕРВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА Депутаты от партии крупных промышленников и землевладельцев "Союз 17 октября" (партии октябристов), торгово-промышлен-ной партии и некоторые другие депутаты образовали в Первой Государственной Думе правое крыло, насчитывавшее около 40 человек. Второй по численности и влиянию фракцией была Трудовая группа (трудовики) (97-110 человек), в которую входило значительное число депутатов-крестьян. Депутаты-рабочие (13-18 человек) объединились во фракцию социал-демократов (меньшевиков). Представители национальных окраин Российской империи (белорусы, украинцы, поляки, латыши, литовцы, эстонцы, некоторые депутаты-казаки и депутаты-мусульмане) объединились в Группу автономистов, численность которой достигала свыше 100 человек. Наконец, в составе Первой Государственной Думы присутствова-ли 105 беспартийных депутатов. Количество депутатов в I Государственной думе ПЕРВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА Торжественное открытие Первой Государственной Думы и обновлённого Государственного совета состоялось 27 апреля 1906 г. в Георгиевском зале Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Император Николай II выступил с приветствием к членам Думы, назвал их выборными от народа, «лучшими людьми» и выразил надежду, что они отдадут все силы самоотверженному служе-нию Отечеству для выяснения нужд крестьянства, просвещения народа, развития его благососто-яния, духовного величия и благо-денствия государства. Особо царь подчеркнул, что для всего этого «необходим порядок на основе права». Торжественное открытие Государственной думы и Государственного совета. Зимний дворец. 27 апреля 1906 г. Фотограф К.Е. фон Ганн. ПЕРВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА Затем депутаты проследовали в Таврический дворец, реконструированный для работы в нём Государственной Думы. Депутаты избрали Председателем Государственной Думы одного из лидеров партии кадетов С.А. Муромцева, который в своем вступительном слове, в частности, сказал: "Совершается великое дело: воля народа получает своё воплощение в форме правильного, постоянно действующего, на неотъемлемых законах основанного законодательного учреждения... Пусть эта работа совершится на основах подобающего уважения к прерогативам конституционного Монарха и на почве совершенного осуществления прав Государственной Думы, истекающих из самой природы народного представительства". С.А. Муромцев Таврический дворец ПЕРВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА Однако на практике с самого начала сотрудничество между царским правительством и Государственной Думой не задалось, и вместо этого возникла жёсткая конфронтация. Думское большинство требовало отмены смертной казни и амнистии политическим заключенным, осужденным в ходе революции 1905-1906 гг., установления ответственности правительства перед Государственной Думой, ликвидации казённых, удельных, монастырских земель и принудительного выкупа частновладельческих земель или их полной национализации в пользу крестьян, а также реального осуществления политических свобод и всеобщего равенства. Ведомая кадетами, Первая Дума получила ещё одно название — "Дума народного гнева".После того как правительство в лице его премьера И.Л. Горемыкина категорически отвергло все эти требования, Дума большинством голосов выразила недоверие правительству. К тому же депутаты направили более 300 запросов правительству по различным острым вопросам государственной политики. Депутаты Государственной думы от Самарской губернии (1906 г.) И.Л. Горемыкин ПЕРВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА За всё время работы Первой Государственной Думы депутаты смогли принять лишь два закона - об отмене смертной казни (этот закон был отвергнут в Государственном совете) и о продовольственной помощи населению голодающих губерний. В то же время депутаты Первой Думы заложили основы многих парламентских процедур, разработали порядки рассмотрения законопроектов и ведения пленарных заседаний, образовали фракции и думские комиссии, сформировали Канцелярию (аппарат) Государственной Думы. Заседание аграрной комиссии I Государственной Думы, Санкт-Петербург, май 1906 г. Столыпин Пётр Аркадьевич Непримиримость позиций царя и его правительства и позиций большинства Думы, а также провал попыток умеренных представителей правящих кругов договориться с думскими лидерами об их участии в составе правительства привели к тому, что 8 июля 1906 г. царским указом Первая Государственная Дума, просуществовав всего 73 дня, была распущена. Одновременно был удалён в отставку премьер И.Л. Горемыкин, и на его место Николай II назначил П.А. Столыпина. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РОССИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА Возрождение традиций российского парламентаризма начало XX века и его дальнейшее развитие, связано с Указом от 21 сентября 1993 г. № 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" Президент РФ Б.Н. Ельцин поручил Конституционной комиссии и Конституционному совещанию представить к 12 декабря 1993 г. единый согласованный проект Конституции РФ. Конституционное совещание было созвано в Москве летом 1993 г. На его заседаниях в обсуждении проекта Конститу-ции Российской Федерации приняли участие ведущие право-веды, государственные деятели, лидеры ряда политических партий, возникших в нашей стране в начале 1990-х гг. Первое пленарное заседание Конституционного совещания. Москва, Кремль, 5 июня 1993 г. Б.Н. Ельцин КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РОССИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА 12 декабря 1993 г. одновременно с выборами депутатов Государственной Думы первого созыва состоялось всенародное голосование по проекту Конституции РФ. Большинством голосов избирателей Конституция РФ была принята, что стало началом принципиально новой эпохи в общественно-политическом развитии нашей страны. Бюллетени для голосования на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. по принятию Конституции РФ Одно из первых изданий Конституции РФ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РОССИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА Именно в Конституции — основополагающем правовом документе Российской Федерации — впервые за всю историю российской государственности было зафиксировано и обрело свой конституционный вес само понятие "парламент". Статья 94 Конституции определяет Федеральное Собрание как парламент РФ. В этой же статье Конституции парламент провозглашён как представительный и законодательный орган РФ. Эта конституционная норма четко обозначила место нового российского парламента в системе разделения властей и обеспечила ему надежную правовую основу. Административное здание на ул. Большая Дмитровка, где с 1994 г. размещается Совет Федерации Федерального Собрания РФ Административное здание на ул. Охотный ряд, где с 1994 г. размещается Государственная Дума Федерального Собрания РФ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РОССИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА Москва, Кремль, где с 1991 г. находится официальная резиденция Президента РФ Административное здание на Краснопресненской набереж-ной в Москве, где с 1994 г. размещается Правительство РФ Здание в Санкт-Петербурге, где с 2008 г. размещается Конституционный Суд РФ Фасад Государственной Думы с Государственным гербом РФ Не менее крупным достижением Конституции 1993 г. в создании правовых основ современного парламентаризма явилось закрепление в ней принципа разделения властей как одного из основополагающих конституционных принципов. Он обрёл вполне определённое воплощение именно в Конституции 1993 г., статья 10 которой гласит: "Государственная власть в Российской Федерации осу-ществляется на основе раз-деления на законодатель-ную, исполнительную и су-дебную. Органы законода-тельной, исполнительной и судебной власти самостоя-тельны". Принципиально важным является определение Консти-туцией парламента как одного из органов государственной власти. Статья 11 устанавливает: "Государственную власть в Российской Федерации осу-ществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ". Тем самым Конституция чётко и недвусмысленно наделяет статусом органа государственной власти не одну палату Федерального Собрания - Государственную Думу или Совет Федерации, а Федеральное Собрание в целом. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РОССИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА На современном этапе разви-тия России первостепенными задачами остаются обеспечение целостности РФ и сохранение общественно-политической ста-бильности в стране в интересах всего общества. Для решения этих стратегических задач объек-тивно необходимым является наличие сильной президентской власти и дееспособного правительства, подотчётного прежде всего президенту как главе государства. В то же время Конституция РФ 1993 г. наделила палаты Федерального Собрания целым рядом по сути контрольных полномочий. В Конституции РФ отсутствует разделение палат Федерального Собрания на нижнюю и верхнюю, что вполне закономерно, поскольку у каждой палаты имеются свои важные прерогативы. В то же время в законотворческом процессе Конституция отводит ведущую роль именно Государственной Думе. Высшие органы государственной власти и управления РФ