Презентация программы факультативного курса для 11 класса Современная литература на уроках в старших классах


«Современная литература как средство подготовки старшеклассников к экзаменационному сочинению. Презентация программы факультативного курса»
ppt_x Актуальность факультативного курса Проблема изучения современной литературы на уроках, нехватка часов.Проблема читаемости и обеспеченности текстами Проблема падения интереса к изучению литературы.Проблема ценностно- смысловых компетенций подрастающего поколенияПроблема подготовки выпускников к части С на ЕГЭ по русскому языку и литературе.





Познакомить с наиболее интересными произведениями современной прозы;совершенствовать и развивать умения творческого продуктивного чтения;способствовать развитию умения ориентироваться в книжных новинках, выбирать из них художественно состоятельные.совершенствовать навыки аналитического подхода к произведениям современной литературы;показать национальное своеобразие и связь с мировым литературным процессом современной русской литературы;Подготовить выпускников к экзаменационному сочинениюЦель факультативного курса:Формирование целостного представления о современной литературе.Задачи:



№ п/п Подходы Задачи 1 2 3 4КультурологическийНравственный ЭстетическийИзучая законы, по которым создаются художественные произведения, обучающиеся учатся отличать подлинно художественные произведения современной литературы от явлений "массовой литературы".В произведениях содержатся и исторические, и географические сведения. Делает читателя гражданином России, воспитывает гордость за малую родину.Современная литература заставляет задуматься над вечными вопросами бытия. Курс формирует убеждения, определяет качества личности, направленность жизненных интересовРечевойПродолжая путь медленного вчитывания в художественный текст, мы совершенствуем культуру речи обучающихся. Основные подходы к изучению современной литературы:




Методический центр 2007Характеристика временных ресурсов ТематическийподходПорядок изучения определяется модулями Предназначен для 10-11 классов Возможность выбора текстов обучающимися34 часа в год, 1 час в неделю



МОДУЛИ «Ты же выжил, солдат»«Человек ответственен за все, что он совершает…»«Поклонись до земли своей матери…»,«Пестрота души и нашей жизни» « Школьные годы чудесные…» «Что значит быть человеком?»«Человек и природа»




Художественный мир Татьяны Толстой. Рассказ «Серафим». Каким должен быть человек? Своеобразие поэтики. Рассказ «Соня». Бескорыстие Сони, умение любить, готовность идти за люби­мым на край света, готовность к самопожертвованию. «Что значит быть человеком?»Е. Носов. «Тридцать зёрен». Образ рассказчика. Человечность, мудрость как основные черты настоящего человека, его богатство воображения и талант, щедрость душа. .Захар Прилепин «Когда- нибудь случится день недели» Проблема взаимоотношений между людьми. . Проблема одиночества. Истоки жестокости.


«Человек ответственен за все, что он совершает…» Рассказ Захара Прилепина «Белый квадрат» Проблема нравственного выбора. Что нужно помнить, чтобы не совершать ошибок. Память делает нас человекомНравственные проблемы героев. Проблема преступления и наказания в рассказе В Астафьева «Людочка». Авторская позиция и способы ее выражения. «Жестокий реализм» прозы В. Астафьева Рассказы из сборника «Затеси»: «На закате дня», «Герань на снегу». Рассказы Б. Екимова «Очередь на тот свет», «На ферме казачьей». Проблемы деревенских жителей — проблемы всей страны (бедность, пьянство, несправедливости со стороны власть имущих)1234




«Поклонись до земли своей матери…» Семейная тема в творчестве Л. Улицкой. Тема «отцов и детей» в рассказах Бориса Екимова «Говори, мама, говори» , «Родня», «Ночь исцеления». Проблема ответственности за тех, кто живет рядом.Сравнительная характеристика рассказов Ирины Полянской «Мама» и рассказа Людмилы Петрушевской «Страна». Образ матери . Семейная тема в повести Н.Дубова «Родные и близкие»

«Пестрота души и нашей жизни»Е. Носов. «Лоскутное одеяло». Смысл названия. Образ дома в рассказе. Образ бабушки и внука. Отсутствие привычного противостояния между старшими и младшими. Символика в рассказе: лоскутное одеяло как книга жизни, родословная. 1 Рассказы из сборника В. Токаревой «Кошка на дороге». Проблемы «на уровне быта», их иронично-чувствительный тон.5 Людмила Петрушевская. «Дама с собаками». Проблема безысходности человеческого существования. Образ главной героини и окружающий её мир. Проблема душевного одиночества и непонимания героини. Смысл названия. 4 Связь поколений в рассказе Валентина Распутина «Женский разговор» Бабушка и внучка 3Любовь к родителям – основа всех добродетелей. Умение гордиться своей историей, предками в рассказах Василия Белова Колоколёна», «Холмы». Человек и малая родина) 2


Анатолий Алексин «Безумная Евдокия». Что такое доброта? Возможна ли без нее жизнь? Откуда в людях берутся эгоизм и равнодушие? Что такое гуманизм? Дружба? Как стать терпимым к людям? 1Рассказ Александра Просекина «Милочка» Школьные проблемы и семейные проблемы Проблемы семейного воспитания. Проблемы школьного учителя.4Альберт ЛихановЛиханов"Благие намерения". Тема современного сиротства. Что не позволяет уснуть совести? Как борется добро со злом? В чем мера добра? Сочувствие и сострадание. Изначальные нравственные устои, нормы поведения2Любовь в жизни человека. Юношеская любовь. Нравственный выбор. Конфликт «отцы и дети» в повести Галины Щербаковой «Вам и не снилось»3 « Школьные годы чудесные…»

Вечные ценности в рассказе В. Дегтева «Выбор». О страшной трагедии, о жестокости на войне. О нравственных ценностях в жизни человека. О силе любви. О нравственном выборе в бесчеловечных условиях. Рассказ В. Маканина «Кавказский пленный»- рассказ о войне, убийстве, плене и непонятном мучающем родстве с землей, которое так чувствует простой, умелый в войне, далекий от книжек и тонкостей политики солдат Рубахин. Россия и Азия в рассказе. Столкновение двух образов мысли, двух способов жизни. О. Ермаков «Последний рассказ о войне». Мысль об абсурдности любой«Ты же выжил, солдат»





Человек и природа в сборнике Виктора Астафьева «Затеси». Человек и природа в рассказе Александра Костюнина « Жор глубинной щуки» и Виктора Астафьева «Царь-рыба».. «Человек и природа»



Знать/ понимать• образную природу словесного искусства;• содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества писателей;• основные теоретико-литературные понятия.Уметь•анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы •соотносить с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы современной литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; Образовательные результаты


Применяемые технологии: Технология критического мышления через чтение и письмо;;Проблемное обучение;Эвристическое обучение;Технология продуктивного чтения;Дебаты;Метод художественно- педагогической драматургии Методическое обеспечение


Формы организации образовательного процесса:• уроки-полилоги.уроки-собеседования;уроки с групповыми формами работы;уроки творчества;уроки-диалоги;


СочиненияИнтервьютестыКонтрольные вопросы?Эссе ПрезентацииИсследовательские работыФормы отчетности и контроля Зачеты



Спасибо за вниманиеТворческих Вам успехов!