Презентация выступления на заседании методического объединения Этапы современного урока в деятельностной парадигме


Этапы современного урока в деятельностной парадигмеМБОУ Отрадовская СОШучитель химии и биологии Высавская Т.И. ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ПАРАДИГМА – развитие личности учащихся на основе освоения универсальных способов деятельности.СОВРЕМЕННЫЙ УРОК – стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего временипротиворечие урок-познаниеоткрытиедеятельностьсамопознаниесамореализацияинтересступенька к знанияминициативностьуверенностьвыбормотивация Деятельностный способ обученияЭто личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. При данном способе обучения обеспечивается комфортное психологическое самочувствие учащихся и учителя, резко снижаются конфликтные ситуации на уроках. Создаются благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки. Уроки деятельностной направленностиУроки «открытия» нового знания; Уроки отработки умений и рефлексии;Уроки общеметодологической направленности; Уроки развивающего контроля. Характеристика деятельностного урокаПрофессиональная позиция учителя - организатор урока Позиция ученика -субъект учения Характер отношений учителя и ученика - партнерство Характер отношений учащихся между собой - учебное сотрудничество Метод обучения -решение учебных задач через систему учебных действий Рекомендации при планировании отдельных этапов урокаТрудные задания должны предшествовать легким, так как в начале урока учащиеся более внимательны. Более подвижные задания и игры лучше проводить в середине или в конце урока, когда учащиеся устали. Каждый последующий этап урока должен быть связан с предыдущим с помощью «мостика». Начало и конец урока всегда должны проходить организованно; учителю следует привлечь внимание учащихся, заставить их сосредоточиться в начале урока и подвести итоги в конце. Урок следует заканчивать на позитивной ноте, для того чтобы учащиеся верили в свои силы Урок «открытия» нового знания1. Мотивация к учебной деятельности 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии3. Выявление места и причины затруднения 4. Построение проекта выхода из затруднения 5. Реализация построенного урока6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 8. Включение в систему знаний и повторение 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке   Урок отработки умений и рефлексии1).Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности. 2).Этап актуализации и пробного учебного действия. 3).Этап локализации индивидуальных затруднений. 4).Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений. 5).Этап реализации построенного проекта. 6).Этап обобщения затруднений во внешней речи. 7).Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. 8).Этап включения в систему знаний и повторения. 9).Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Урок общеметодологической направленности этап самоопределения к деятельности              этап актуализации знаний и фиксации затруднения в деятельности этап постановки учебной задачи                этап построения проекта выхода из затруднения             этап первичного закрепления во внешней речи                  этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону этап включения в систему знаний и повторения                  этап рефлексии деятельности Уроки развивающего контроля. этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности  этап актуализации и пробного учебного действия этап локализации индивидульных затруднений этап построения проекта коррекции выявленных затруднений этап реализации построенного проекта этап обобщения затруднений во внешней речи этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону этап решения заданий творческого уровня этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности Структура уроков «открытия» нового знания в рамках деятельностного подхода1. Мотивирование к учебной деятельности.Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”); создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);устанавливаются тематические рамки (“могу”). 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.Соответственно, данный этап предполагает: актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания,;актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. 3. Выявление места и причины затруднения.На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:восстановить выполненные операции и зафиксировать, где возникло затруднение;соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. 4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов. 5. Реализация построенного проекта.На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. 8. Включение в систему знаний и повторение.На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. Урок «открытия» нового знанияхимия 8 классТема: «Химические свойства солей»Мотивация к учебной деятельностиХимический чемоданчик 1.В чемодане находится вещество, которое необходимо угадать, как в игре ЧТО? ГДЕ? КОГДА?2.В ее честь названы многие города, реки и озера.3. Она необходима организму человека каждый день. Ее недостаток в пище пагубно сказывается на здоровье 4. В средние века она ценилась дороже серебра и золота. У всех народов она – символ гостеприимства, верности, радушия 2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии-Я хочу предложить вам отгадать загадки, в которых речь идет также о солях. Что это за соли вы ответите мне через несколько минут, когда их разгадаете. -Первая загадка. Он  может  быть  цветной  и  белый,Им  дети  любят  рисовать,Художник  он,  в  руках  умелых,Картины  может  создавать!Выводит  им  слова  учитель,Детишкам  в  школе  на  доске,Кто  он,  загадки  этой  житель,Живущий  в  маленьком  куске? -Вторая загадка.Эта соль- главный конструкционный материал для построения внутреннего скелета позвоночных: костей, зубов. Она содержится в мышцах, нервах, особенно необходима для построения скелета ребёнка. Нехватка этой соли в организме человека и животных приводит к заболеванию рахитом. -- Мы сейчас с вами вели разговор о солях. О СаСО3 меле – которым мы пишем на доске. И о Са3(РО4)2-соли так необходимой нашему организму.-Что же между ними общего? (Сложные вещества, состоят из атомов металла и кислотного остатка. -Давайте вспомним, как строится название солей: сначала название кислотного остатка, далее называется элемент, который соединен с этим кислотным остатком.-Давайте вспомним номенклатуру солей. На доске вы видите формулы солей. Ваша задача правильно назвать соль .А сейчас выполните следующее задание: С какими из веществ будут реагировать представленные соли: -А сейчас выполните следующее задание: С какими из веществ будут реагировать представленные соли: Соли Вещества1.CaCO3 А. NaOH2.СuCl2 Б. H2SO4 B. Zn Г. MgО Д. Na2SКлюч : 1-Б,Д 2-А, Б, В,Д 3. Выявление места и причин затруднения-Вы справились с заданием ? Да. Частично.- С какой частью работы вы легко справились? ( С той, что касается взаимодействия солей с кислотами и с основаниями.)- Где возникли затруднения? ( Не знаем точно, будут ли соли реагировать с металлами и оксидами. Что необходимо для выполнения задания? (Необходимо знать химические свойства солей) 4. Построение проекта выхода из затруднения-Какую цель мы перед собой поставим? Изучить химические свойства солей. -Какую тему мы сегодня с вами будем изучать? Химические свойства солей. Давайте запишем число и тему урока в тетрадь.-А теперь составим план действий.1.Изучить химические свойства основных солей.а) взаимодействие солей с металлами, образуется новая соль и металл. б)взаимодействие солей с кислотами, образуется новая кислота и новая сольв)взаимодействие солей с щелочами, образуется нерастворимое основание и сольг)взаимодействие солей с солями, образуются новые солид)разложение некоторых солей при нагревании На доске появляется алгоритм действий: Соль +Ме новая соль +новый МеСоль+К. Новая соль+ новая К.Соль + О(р) О(н)+ новая сольСоль+ Соль Новая соль + Новая сольСоль К.оксид+О.оксид   5. Реализация построенного проекта-Для реализации плана я предлагаю работу в группах. Учащиеся с помощью учебника выполняют, полученные задания:-1 группа: Допишите уравнения реакции взаимодействия металла с солью : Zn + СuSO4=Допишите уравнение реакции взаимодействия соли с кислотой: CaCO3+HCl=Допишите уравнения реакций взаимодействия соли с cолью:ВаCl2+Na2SO4=-2 группа:Допишите уравнения реакций взаимодействия соли с растворимым основанием:СuCl2+NaОH=Допишите уравнение реакции разложения соли:CaCO3= (На выполнение заданий в группе отводится 3 минуты, далее представитель группы выходит и записывает на доску выполненное задание, остальные ребята переписывают уравнение реакции в тетрадь, таким образом, все химические свойства оксидов появляются в тетради у каждого ученика).  6. Первичное закрепление во внешней речи-С какими соединениями могут взаимодействовать соли?Для того, чтобы проверить как вы усвоили новую тему, я предлагаю вам ребята выполнить самостоятельную работу.  7. Самостоятельная работа  Вариант №11.Формула соли : А) Na2O Б)СаCO2 В)Н2SO32. С каким из соединений будет взаимодействовать ВаСl2 А)SO2 Б)H2SO4 В)Cu3. Допишите уравнение реакции CuCl2+NaОH 4. Допишите уравнение реакции: СаCО3+HCl  Вариант №21.Формула соли : А) Na2O Б)Мg(OН)2 В)К2SO32. С каким из соединений будет взаимодействовать АgNO3 А)HCl Б) СаO В) H2O3. Напишите реакцию взаимодействия FeCl3+NaOH 4. Допишите уравнение реакции: МgCO3+ H2SO4 8. Включение в систему знаний и повторениеЧтобы закрепить полученные знания и включить их в уже имеющуюся базу знаний я предлагаю вам выполнить следующее заданий- Осуществите схему превращений: 1.Са CaO Ca(OH)2 CaCl2 2. Na NaCl AgCl  9. Рефлексия учебной деятельности– Какую цель мы ставили на уроке?– Вы достигли цели урока?– Оцените свою работу на уроке, если вы согласны с высказыванием, поднимите красную карточку, если нет, то зеленую.А) Тема урока мне понятнаБ) Я знаю химические свойства солейВ)Я доволен своей работой на уроке, я работал максимально самостоятельно Учитель выставляет оценки, предлагает задать вопросы. -Сегодня вы хорошо поработали. Молодцы! Домашнее задание: параграф 33, зад. №6,7 задача1 стр.112  Практическое заданиеБиология 8 класс «Кожа, её строение, функции, гигиена».Биология 5 класс «Химическая организация клетки. Органические вещества».Химия 10 класс«Свойства карбоновых кислот. Реакция этерификации. Получение карбоновых кислот и применение. Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах».Разработать любой из этапов урока в деятельностной парадигме Используемая литератураhttp://kopilkaurokov.ru/http://nsportal.ru/http://tak-to-ent.net/http://pedsovet.su/http://www.metod-kopilka.ru/http://www.zavuch.ru/