Презентация Рекомендации по выявлению жертв насилия, оказанию им помощи и профилактике жестокого обращения с детьми.


Рекомендации по выявлению жертв насилия, оказанию им помощи и профилактике жестокого обращения с детьми Уполномоченный по правам ребенка МБОУ СОШ № 13 г. Новопавловска Литвинова Н.С. припухлые, " заспанные" глаза; бледное лицо, всклокоченные волосы, дурные привычки (сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание и др;на теле могут быть синяки, переломы, ожоги и другие травмы. Внешний вид. неожиданная смена настроения, в младшем возрасте – приступы боязливости, разговаривает сам с собой или играет в воображаемом мире намного больше остальных детей. способен демонстрировать повышенную, агрессивность: ломать игрушки, легко ввязываться в драки, может выбрать малыша слабее себя, чтобы издеваться над ним. Поведение пострадавших детей а) повышенная сексуальность, внешне выражающаяся в стремлении ласкать самого себя; б) хвастливость, постоянное упоминание о том, какой он хороший, что он умеет делать, или же наоборот; в) чрезмерная самокритичность, убежденность, что он ничего не умеет делать вплоть до аутоагрессии, демонстративного причинения вреда самому себе и угроз суицида. г)нередки попытки побега из дома, бродяжничество.Для детей, находящихся в условиях подавления, характерны : Признаки, указывающие на возможность насилия:противоречивые, путаные объяснения причин возникновения травмы у ребенка, обвинение в случившемся самого пострадавшего;отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью, зачастую – лишь по инициативе посторонних лиц;неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или преуменьшить;эмоциональная холодность в обращении с ребенком, отсутствие ласковых слов и жестов;обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве;негативная характеристика ребенка, возложение на него ответственности за собственные неудачи, отождествление с нелюбимым родственником;алкогольная или наркотическая зависимость, признаки психических расстройств или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение и т. п.).Склонность к жестокости родителей или иных законных представителей. Во-первых, при отсутствии непосредственной угрозы жизни и безопасности ребенка следует незамедлительно и тщательно проверить достоверность предположений. Во-вторых, подключить к работе специалиста-психолога, будучи готовым к тому, что виновники насилия, родители или работники образовательного учреждения, не желая выносить "сор из избы", станут всячески отрицать произошедшее. При возникновении подозрений о возможности насилия с потерпевшим, педагогу необходимо: Если факт жестокого обращения подтвердился и ребенок идет на контакт, то главная цель в беседе с жертвой насилия – это поддержать ребенка,  выслушать его и  дать выговориться. Полностью предоставив себя в распоряжение ребенка, взрослый показывает потерпевшему, насколько правильно он поступил, обратившись за помощью. Практика свидетельствует, что дети редко врут, если речь идет о нарушении половой неприкосновенности, ибо зачастую им угрожает расплата за несоблюдение тайны. Поэтому следует не только защитить ребенка от насильника, но и убедить жертву в ее невиновности. Обеспечивая безопасность пострадавшему, ему надо объяснить, что он имеет право, например, переехать жить на некоторое время в приют, перевестись в другой класс для уменьшения времени общения с определенным педагогом и др. Сексуальное насилие. безоговорочное и полное признание основных прав детей и подростков на жизнь, личную неприкосновенность, защиту, достойное существование;доверие к детям и подросткам;при необходимости анонимность или конфиденциальность полученной информации;формирование чувства безопасности у жертв насилия.Условиями оказания эффективной помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия, являются: Если поведение родителей или иных лиц, осуществлявших насилие над ребенком, остается без изменений, не взирая на совместные усилия сотрудников органов внутренних дел, опеки и попечительства, врачей, педагогов, родственников и соседей, тогда применяются репрессивно-карательные меры в виде:привлечения виновных к административной или даже уголовной ответственности;лишения прав на ребенка;помещения ребенка в приют, опекунскую, приемную семью. Тяжелее, чем жестокость родителей, дети переживают насилие, в том числе эмоциональное, со стороны  педагогов  в школе. разъяснительные беседы, направленные на выработку у детей стратегий деятельности в угрожающих жизни ситуациях4тренинги по формированию навыков безопасного поведения.;предупреждению противоправных действий окружающих, (не открывать дверь квартиры посторонним, не входить с ними в подъезд и лифт и не знакомиться, не поддаваться уговорам и т.д);.размещение информации об адресах и контактных телефонах лиц и организаций, оказывающих помощь и поддержку несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении; мероприятия, способствующие изменению асоциального образа жизни молодежных и подростковых группировок, вплоть до привлечения их лидеров к юридической ответственности за вовлечение несовершеннолетних в антиобщественную деятельность, проституцию и т.д.;создание подростковых клубов и иных объединений для проведения полноценного досуга, развития интересов и коммуникативных способностей молодежи. Первичная профилактика оказании медико-психоло-педагогической помощи пострадавшим от насилия для нивелирования возникших психических расстройств, предупреждения суицидальных попыток и вторичной виктимизации. юридическая помощь потерпевшим, предоставляемая в правоохранительных органах и в центрах, оказывающих социально-педагогическую поддержку.работа различных специалистов: социальный педагог, психолог, психоневролог, нейропсихолог, логопед и др. "телефоны доверия", в детских приютах, центрах помощи семье и детям, территориальных центрах социального обслуживания населения, кризисных центрах для женщин и детей, детских поликлиниках и больницах. материальная поддержка, так как возникает целый комплекс социальных проблем;участие работников местных органов власти, когда из-за жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка его безнадзорность приобретает хронический характер, а состояние физического и психического здоровья внушает серьезные опасения.избегание "эффекта маятника", когда внимание фокусируется то на пострадавшем ребенке, то на всей семье. Необходимо одновременно держать в центре внимания и жертву жестокости, и его ближайшее окружение, планируя комплекс мероприятий. Вторичная профилактика Основные задачи администрации и специалистов системы профилактики в случаях выявления фактов жестокого обращения с детьми.Проведение профилактическихмероприятий по предупреждениюжестокого обращения с детьми.Внимательное отношение к внешним проявлениям случаев жестокого обращения с детьми.Оперативное информирование правоохранительные органы



Результатом систематической профилактической работы является формирование безопасной среды, при которой максимально снижено влияние факторов, провоцирующих насилие, и сведены до минимума проявления агрессии любого рода. Книги и статьи научно-методического характераАлексеева Л.С. О насилии над детьми в семье // Социологические исследования. 2003. №4. С. 34-37.Закирова В.Н. Развод и насилие в семье – феномены семейного неблагополучия // Социологические исследования. 2002. №12. С. 19-23.Дронова Т.Н. и др. Защита прав и достоинства маленького человека: координация усилий семьи и детского сада. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. Челябинск: изд-во ИИУМЦ "Образование", 2001. 227 с.Козлова Г.Л., Мирейчик Л.Н., Пряхина М.В. Насилие над детьми. Его виды и возможности предупреждения. Мн., 2003. 76 с.Кон И.С. Совращение детей и сексуальное насилие // Педагогика. 1998. N 5. С. 58-66.Насилие в семье: особенности психологической реабилитации. Учебное пособие / Под ред. Н.М.Платоновой и Ю.П.Платонова. СПб.: Речь, 2004. 154 с.Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире / Под ред. Этьенна Г.Круга и др./ Пер.с англ. М: Издательство "Весь Мир", 2003. 376 с.Последствия насилия над детьми (профилактика и лечение): методические рекомендации. Мн., 1999. 34 с.Сафронова Т., Цымбал Е., Ярославцева Н. Плата за жестокость: [Пробл. Профилактики жестокого обращения с детьми в семье] // Народное образование. 1995. N 5. С. 88-91.Социальная работа с семьей: мир взрослых и детей / Под. ред. Ж.И.Мицкевич. Мн., 2002. 239 с.Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / Л.Я.Олиференко, Т.И.Шульга, И.Ф.Дементьева. М.: Издательский центр "Академия", 2002. 256 с.Социальные работники за безопасность в семье. Учебное пособие / Под. ред. М.И.Либоракиной. М., 1999. 144 с.Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Мн., 1996. 192 с.  В России заработал телефон доверия, по которому любой может позвонить и рассказать о случаях сексуального надругательства над детьми. Горячая линия «Сдай педофила»бесплатный номер. 8–800–250–98–96 http://www.ntv.ru/novosti/731562#ixzz2tAs8X69e