Консультация для воспитателей МКДОУ Золотой Петушок . Синдром эмоционального выгорания педагогов «Помоги себе сам!» профилактика эмоционального выгорания педагогов


Консультация для воспитателей МКДОУЗолотой Петушок Синдром эмоционального выгорания педагогов «Помоги себе сам!» профилактика эмоционального выгорания педагогов Подготовил и провел педагог-психолог: Смирнова Марина Викторовна 2014-2015 учебный год Дата проведения: 11 марта 2015Место проведения: музыкальный зал ДОУУчастники тренинга: педагоги ДОУВедущий: Смирнова Марина Викторовна-педагог-психолог Цель: психологическая профилактика негативных эмоциональных состояний у педагогов.Задачи: знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками; определения своего отношения к профессии; познакомить участников консультации-практикума со здоровьесберегающими технологиями по сохранению психического здоровья как основы формирования профессионального долголетия; анализ проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью; снять эмоциональное напряжение у педагогов. Немного истории Термин «burnout» («выгорание», «сгорание») предложил Г. Фрейденбергер в 1974 г. для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек» Синдром эмоционального выгорания педагогов Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: педагогов, социальных работников, психологов, врачей, политиков, - всех, чья деятельность невозможна без общения. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии: Стадии синдрома эмоционального выгорания 1 стадия: Поведение характеризуется на уровне произвольного: забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, выключен ли дома утюг, и т.д.), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей педагога первая стадия может формироваться в течении 3-5 лет.2 стадия: Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности, «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с вполоборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал. Время формирования данной стадии в среднем от 5 до 15 лет.3 стадия: Собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, ощущение постоянного отсутствия сил. Стадия может формироваться от 10 до 20 лет. Факторы На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают многие факторы. К ним можно отнести специфику профессиональной педагогической деятельности, характеризующейся высокой эмоциональной загруженностью и наличием большого числа эмоциогенных факторов, которые воздействуют на труд воспитателя педагога и могут вызывать сильное напряжение и стресс. Необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная и моральная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, способствуют возникновению неблагоприятных эмоциональных состояний и формированию защитного поведения.Влияние организационного фактора в условиях ДОУ чаще всего проявляется в неблагополучной психологической атмосфере в педагогическом коллективе. Однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов. Низкий социально-психологический статус профессии воспитателя, разочарование собой и выбранной профессией, конкретной должностью, местом работы, неудовлетворительная заработная плата и недостаточное общественное признание результатов педагогической деятельности способствуют напряжению и формированию ситуативной или личностной тревожности воспитателей. Основные симптомы выгорания Эмоциональная истощенность. При выгорании появляется чувство постоянной усталости, нежелание ходить на работу. Возникают ощущения беспомощности, безнадежности, снижение работоспособности, отсутствие положительных эмоций.Деперсонализация. Появляется циничное отношение к своей трудовой деятельности, отсутствует эмоциональная включенность в работу,  возникает негативное отношение к детям и их проблемам. Педагог дистанцируется от детей, ожидает от них плохого поведения, не верит в сильные стороны воспитанников. Появляется нежелание общаться с коллегами, игнорируются просьбы руководства.Редукция профессиональной деятельности. В этот момент педагог начинает ощущать свою профессиональную некомпетентность, осознает неуспехи в работе, не дорожит полученными результатами. Чтобы предпринять какие-либо действия, сначала надо выяснить, в каком эмоциональном состоянии вы находитесь. Свое эмоциональное состояние можно осознать с помощью небольшого опросника («Диагностика профессионального (эмоционального) выгорания» К.Маслач и С.Джексон). С педагогами ДОУ был проведен опросник («Диагностика профессионального (эмоционального) выгорания» К.Маслач и С.Джексон). Были получены следующие результаты, в каком эмоциональном состоянии вы находитесь. «Диагностика профессионального (эмоционального) выгорания» К.Маслач и С.Джексон Результаты: «Эмоциональное истощение» (снижение эмоционального фона, равнодушие или эмоциональное пресыщение)Высокий уровень – 25% - 3 человекаСредний уровень – 25% - 3 человекаНизкий уровень – 50% - 10 человек«Деперсонализация» - (деформирование отношений с другими людьми или повышение зависимости от других, проявление негативного, даже циничного отношения к окружающим) Высокий уровень – 6% - 1 человекСредний уровень – 31% - 5 человекНизкий уровень – 63% -10 человек«Редукция личностных достижений» - (тенденция к отрицательному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, ограничение своих возможностей, обязательств по отношению к другим)Высокий уровень – 19% - 3 человекаСредний уровень – 44% - 7 человекНизкий уровень – 37% - 6 человек «Эмоциональное истощение» Высокий уровень – 25% -3 человекаСредний уровень-25% - 3 человекаНизкий уровень – 50% - 10 человек (снижение эмоционального фона, равнодушие или эмоциональное пресыщение) «Деперсонализация» Высокий уровень – 6% - 1 человекаСредний уровень-31% - 5 человекаНизкий уровень – 63% - 10 человек - (деформирование отношений с другими людьми или повышение зависимости от других, проявление негативного, даже циничного отношения к окружающим) «Редукция личностных достижений» Высокий уровень – 19% -3 человекаСредний уровень - 44% - 7человекаНизкий уровень – 37% - 6 человек - (тенденция к отрицательному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, ограничение своих возможностей, обязательств по отношению к другим) Конечно, в серьезных случаях необходима помощь, но при отсутствии времени, постоянной занятости обратиться к специалисту нет возможности. Поэтому предлагаю вашему вниманию некоторые приемы, которые могут улучшить ваше эмоциональное состояние. Если вы понимаете, что начинаете эмоционально «гореть», необходимо пополнить запас внутренних и внешних ресурсов. Известны четыре уровня личностных ресурсов, способствующих улучшению эмоционального состояния. 1. Физиологический уровень является базовым.На этом уровне важно постоянно поддерживать организм в работоспособном состоянии. Занятие спортом, походы в бассейн, на танцы, прогулки на свежем воздухе не только улучшают физиологическое состояние организма, но и положительно влияют на эмоциональное состояние. Найдите время для одного из этих занятий и уделяйте ему час–два каждый день. Важно вкусно и правильно питаться. Составьте себе разнообразный рацион на неделю, при этом постарайтесь использовать различные продукты, богатые витаминами. Один из важных способов борьбы с эмоциональным выгоранием - это  умение  правильно  взаимодействовать с самим собой, или саморегуляция. Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным  состоянием,  достигаемое  путем воздействия человека на самого себя с помощью слов,мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Здесь хорошо помогают элементы релаксационных упражнений (техника напряжения и расслабления).В случае напряжения можно выполнять упражнение «Руки».- Сядьте поудобнее. Вытяните ноги, свесьте руки. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости вытекает из кистей рук на землю: вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так 1–2 минуты, а затем слегка потрясите кистями рук.  Каждый вечер можно использовать ритуал расслабления.- Займите удобное для себя положение. Обратите свой мысленный взор внутрь себя. Почувствуйте, как расслабляется ваше тело, каждая ваша клеточка. Дыхание становится размеренным. И вы наполняетесь приятным чувством покоя и комфорта. Теперь представьте себе то время года, которое для вас является самым приятным. Может быть, ваше воображение нарисует теплый летний денек, может, золотую осень, тихо падающий снег, а может быть, первые весенние цветы… Способы физиологической саморегуляции: РЕЛАКСАЦИЯ — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения. Далее следует работа на психологическом уровне. Он включает в себя три подуровня: а) Эмоционально-волевой.Осознание и принятие своих чувств и эмоций, которые возникают при мысли о работе. Осознание их, а не вытеснение позволяет адекватно реагировать на сложившуюся ситуацию. — Возьмите лист бумаги и напишите на нем все эмоции и чувства, которые вызывает у вас работа. Затем с помощью двух ярких разноцветных фломастеров выделите одним цветом положительные моменты, а другим — эмоции и чувства, которые вызывают напряжение. Это поможет вам понять, какие эмоции и чувства преобладают у вас при мыслях о профессиональной деятельности. Если положительных моментов намного больше, то можно искренне порадоваться за себя и с радостью продолжать работу. Если же больше негативных эмоций, необходимо переработать их на когнитивном уровне. б) На когнитивном уровне важно понять причины негативных эмоций, осмыслить их. Важен поиск первопричин сложившийся ситуации. На этом этапе можно рационально перестроить свое отношение к ситуации на основе осознания первопричин происходящего.Возьмите одну из негативных эмоций, которые вызывает у вас работа, и проанализируйте, почему она возникает. Она же появляются не просто так, а, возможно, из-за действий других людей и вашей реакции на это.Затем проработайте каждую из отрицательных эмоциональных реакций. Осмыслите, из-за чего они появляются в вашей жизни. в) Поведенческий (деятельностный) подуровень. Наша активность и гибкость поведения, возможность перестройки деятельности, корректирование стратегий и планов позволят избежать появления новых негативных эмоций. Подумайте, как избежать повторения негативного события. Какие шаги надо предпринять, чтобы больше не получать негативных эмоций на работе. Возможно, стоит отказаться от какой-то нагрузки или поговорить с коллегами или руководством. 2. Социальный уровень: выполнение различных социальных ролей. Вспомните о том, что, помимо профессиональной роли, у вас есть большое количество разнообразных социальных ролей, которые могут приносить удовольствие и удовлетворение. Напоминайте себе о том, что вы не только педагоги, но еще и жены, матери, любимые…Задумайтесь о том, как на ваше состояние влияют люди, с которыми вы регулярно общаетесь. Постарайтесь побольше взаимодействовать с теми людьми, с которыми вам приятно проводить время. Не общайтесь с большим количеством людей, если это не приносит вам удовольствия. 3. Духовный уровень. Важную роль в нашей жизни играет такое понятие, как надежда. Мы надеемся на лучшее несмотря ни на что, не отчаиваемся, если то, чего ожидали, не произошло. Вера — это убежденность в каком либо знании или возможностях. Очень важно во что-то верить. Это дает жизненные силы.Повысить этот уровень можно с помощью занятия творчеством, элементами арт-терапии, прослушиванием музыки. Вспомните о любимом хобби или попробуйте новую деятельность. Начните рисовать, лучше всего красками и на большом листе бумаги, при этом можно не рисовать сюжетные картины, а просто выплескивать на бумагу свои эмоции, как бы разукрашивать белый лист переживаниями. Можете заняться рукоделием — много всего можно попробовать. К тому же новые увлечения позволят сделать красивые и интересные подарки друзьям и коллегам. Один из важных моментов в нашей жизни — самореализация. Начиная испытывать сложности в профессиональной деятельности, найдите иную деятельность, которая даст вам возможность личной самореализации. Участвуйте в конкурсах, марафонах, профессиональных встречах. Можно завести себе блог или сайт.К внешним ресурсам можно отнести сферы профессиональной деятельности, семейной жизни и свободного времени.Если вы чувствуете эмоциональные проблемы в профессиональной деятельности, поищите поддержку у коллег. Возможность поделиться своими переживаниями, мыслями, чувствами — важнейшая составляющая профилактики выгорания. Конечно, самую мощную поддержку можно получить в семье. Близкие люди, которые всегда рядом, понимают вас и безгранично уважают то, что вы делаете Большое внимание стоит уделить тому, как про водится свободное время. Правильная организация свободного времени, хобби или занятие по интересам способствуют улучшению эмоционального со стояния.Задумайтесь над тем, что вам хочется делать в жизни больше всего и от чего вы получаете истинное удовольствие. Посвятите этой деятельности пару часов в день. Сейчас настало время воплощать свои мечты и посвящать личное время только себе и своему любимому делу.Мы можем сами помочь себе выбраться из эмоциональной ямы. Изменив какие-то детали своей жизни, мы изменим свое эмоциональное состояние, что, несомненно, скажется и на профессиональной деятельности. Профилактика эмоционального выгорания Регулярный активный отдых, общение с природойРаскрытие собственных творческих возможностей, работа на перспективу, поиск нового в старом.Умение видеть и ценить результат.Рациональное отношение к происходящему: замена чувства вины на чувство ответственности.Планирование своего дня, недели, месяца.Здоровый образ жизни.Хобби, танцы, увлеченияВкусная еда Чтобы избежать встречи с синдромом эмоционального выгорания, нужно: 1. Не скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.2. Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.3. Не избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.4. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.5. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.6. Сделайте себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в кафе и т.п).7. Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.8. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.9. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.10. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе. Для профилактики эмоционального выгорания, использовать приемы саморегуляции для быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения: Умение снимать мышечные зажимы позволяет снять нервно-психическое напряжение. Говорят клин клином вышибают и мы поступим точно так же. Что бы достичь  максимального расслабления нужно напрячься  максимально сильно. Упражнение «Сосулька»Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.Описание: встаньте, руки поднимите вверх и закройте глаза. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ягодицы, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе. Будто заморозьте себя. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Упражнение «Радуга»Цель: стабилизация эмоционального состояния.Описание: встаньте прямо, закройте глаза, сделайте глубокий вдох. Представьте, что вместе с этим вздохом вы взбираетесь вверх по радуге, а, выдыхая - съезжаете с нее, как с горки. Повторите несколько раз. Запомните свои ощущения.Упражнение «Напряжение – расслабление»Цель: снятие мышечных зажимовОписание: встаньте прямо и сосредоточьте внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение нужно сбросить, руку расслабить. Проделать аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей. Упражнение «Муха»Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.Описание: Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое, с помощью лицевых мышц.  Не забывайте: работа - всего лишь часть жизни, которую нужно провести в радости и гармонии с самим собой. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ИТАК!!!.... Не забываем о…. САМОВНУШЕНИЕ И САМОПООЩРЕНИЕ Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря:«МОЛОДЕЦ!», «УМНИЦА!», «ЗДОРОВО ПОЛУЧИЛОСЬ!», «Я ОТЛИЧНО СПРАВИЛАСЬ!», «КАК Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ!».Дарите себе подарочки и милые безделушки. Начните с любви к себе!!!!! Я такая ЛАПОЧКА! Я такая ЦАЦА!На меня, КРАСАВИЦУ, не налюбоваться!Я такая УМНИЦА! Я такая КРАЛЯ!ВЫ такой КРАСАВИЦЫ, сроду не видали!Я себя, ЛЮБИМУЮ, холю и лелею!   Ах , какие плечики! Ах, какая шея!Талия осиная, бархатная кожа!С каждым днём , красивее!С каждым днём, моложе!Зубы, как жемчужины - с каждым днём, прочнее!Ножки - заглядение, с каждым днём, стройнее!Волосы шикарные - вам и не мечталось!На троих готовили - мне одной досталось НИКОГО НЕ СЛУШАЮ, КОЛЬ СТЫДЯТ и ХАЮТ! ПОТОМУ, ЧТО ЛУЧШАЯ, ПОТОМУ, ЧТО  ЗНАЮ ! ВЫВОДЫ: ЗАБОТЬТЕСЬ О СВОЕМ ПСИХИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ, КОЛЛЕГИ!НЕ ДОВОДИТЕ УРОВЕНЬ ПСИХИЧЕСКИХ НАРУЗОК ДО КРИТИЧЕСКИХ! ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ – УЛЫБКА!