Презентация для учителя-логопеда, учителя-дефектолога на тему Диагностика аутизма


Диагностика аутизма составитель: Бородачёва И.А. Учитель-логопед ГБОУ №627 Невского р-на Цель диагностики – выявление специфических нарушений, которые идентифицируются наличием определенного набора поведенческих симптомов . В основе диагноза лежит анализ поведения, а не причинных факторов или механизмов расстройства. ПРИНЦИПЫ ДИАГНОСТИКИАутизм - спектральное нарушение.Симптомы аутизма изменяются с возрастом и уровнем интеллектуального развития ребенка.Эмпирический подход (МКБ-10, ДСС-IV).Тщательное изучение истории развития ребенка.Учет индивидуальных различий выраженности симптомов и накладывающейся симптоматики других возможных нарушений.Важность ранней диагностики. Использование диагностических карт обследования детей раннего возрастаТесное сотрудничество специалистов с родителями. ОБЛАСТИ ОБСЛЕДОВАНИЯОрганические нарушения, лабораторные обследования, история развития ребенка.Интеллектуальное развитие:вербальноеневербальноесоциальной адаптацииПсихологическое обследованиеребенкасемьи Дифференциальная диагностикаАутизм необходимо отличать от других состояний:Умственная отсталостьШизофренияСпецифические нарушения развития речиСиндром ТуреттаСиндром Ландау-КлеффнераСиндром РеттаНарушение привязанностиДезинтеграционное нарушениеГиперкинетическое нарушение со стереотипиямиАтипичный аутизмГлухотаНекоторые другие нарушения Условия для правильной диагностикиКоманда подготовленных специалистов: психолога, невропатолога, психиатра, психотерапевта, педиатра, логопеда-дефектолога, других экспертов, Информация, необходимая для диагностики аутизма должна быть получена из различных источников: вопросники, беседы с родителями, учителями и другими людьми,участие родителей в обследовании и оценке возможностей их ребенкаподходящая обстановка, максимально приближенная к привычному жизненному укладу обследуемого ребенка Опросники для диагностики аутизмаопросник – ADI-R шкала наблюдения для диагностики аутизма – ADOSшкала наблюдения — общий вариант – ADOS-Gшкала рейтинга детского аутизма – CARSповеденческий опросник – ABCопросник родителей – ADPCМодифицированный тест M-CHATАнкета для оценки эффективности лечения - ATEC Тесты для диагностики аутизмаAspie Quiz - тест на выявление аутических черт у взрослых людей, состоит из 150 вопросов, имеет подробную расшифровку и детализацию по группам черт.Тест RAADS-R - шкала для выявления расстройств аутистического спектра у взрослых с интеллектом не ниже нормыТест «Расширенный фенотип аутизма» - Термин относим к широкому кругу лиц, у которых проблемы с личностью, языком и социально-поведенческими характеристиками на уровне, который считается выше среднего, но ниже, чем диагностируется аутизм. Предположительно, родители, являющиеся частью расширенного фенотипа аутизма, чаще, чем другие родители, имеют нескольких детей с аутизмом.Торонтская шкала алекситимии - определяет когнитивно-аффективные особенности идентификации и описании собственных чувств; проведение различий между чувствами и телесными ощущениями; снижение способности к символизации.Тест AQ - Тест индекса аутистического спектра Симона Барон-Коэна — шкала определения признаков аутизма у взрослых или коэффициент аутизма.Тест EQ - шкала оценки уровня эмпатии или коэффициент эмпатичности на русском языке.Тест SQ - шкала оценки уровня систематизации на русском языке.Тест SPQ   — тест на шизотипические черты Некоторые методики обследования (Каган В.Е., Исаев Д.Н. «Диагностика и лечения аутизма у детей»)1. Профиль проведения по данным непосредственного наблюдения2. Стандартная школьная характеристика3. Незаконченные предложения4. Лицевая проба5. Опросник для выявления аутистической установки у взрослых Современные классификационные диагностические системы: Международная Классификация Болезней (МКБ-10 (Всемирная Организация Здравоохранения, 1992)Диагностико-Статистический Справочник психических нарушений (ДСС-IV) (Американская Ассоциация Психиатров, 1994)  Критерии определения аутизма по МКБ-10 Проявления аномального развития до 3-х летнего возраста.Качественные нарушения в социальном взаимодействии (3 из следующих 5):отсутствие контакта "глаза в глаза", странное положение тела, выражения лица, использование жестов неадекватно ситуации;неспособность к установлению (адекватным для умственного развития способом и несмотря на наличие необходимой возможности) дружеских отношений, которые бы характеризовались взаимными интересами, деятельностью и эмоциями;отсутствие или очень редкие попытки найти в других людях утешение и любовь в моменты стресса или когда им плохо, и/или неспособность выразить утешение, сочувствие или любовь к другим, когда тем плохо;отсутствие проявления радости, если другие ее проявляют, и/или отсутствие попыток разделить свою собственную радость с другими людьми;отсутствие проявления социальности и эмоций, выраженное в социальной реакции на эмоции других людей, и/или отсутствие изменения поведения в зависимости от необходимости социального контекста, и/или слабая интеграция социоэмоционального и коммуникативного поведения.Качественные нарушения в коммуникации (2 из следующих 5):задержка или полное отсутствие речи, не сопровождающееся попыткой компенсировать это альтернативными способами коммуникации, такими как жесты, мимика и т. д.;неспособность начать или поддержать разговор (вне зависимости от наличия речевых навыков), неспособность обмениваться репликами при общении с другими людьми;стереотипное и повторяющееся использование языка и/или идиосинкразия в использовании слов и фраз;аномалии в высоте тона голоса, ударения, скорости, ритме и интонации речи;отсутствие разнообразия при ролевой игре, или, в раннем возрасте, при социальной имитирующей игре.Ограниченные, повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и действий (2 из следующих 6):всепоглощенность стереотипными и ограниченными интересами;специфическая привязанность к определенным предметам;настойчивое требование соблюдения специфических, нефункциональных ритуалов и заведенного установившегося порядка;стереотипные и повторяющиеся двигательные манеризмы, включающие в себя верчение, хлопанье, взмахи руками/пальцами или сложные движения всего тела;настойчивое внимание к частям предметов или нефункциональным игровым материалам (обнюхивание, ощупывание поверхностей, слушание шумов, которые они производят);расстройство по поводу мелких, незначительных изменений в окружающей обстановке.Клиническая картина не соответствует другим первазивным нарушениям развития специфическому нарушению рецептивной речи со вторичными социоэмоциональными проблемами, реактивному нарушению привязанности, или расторможенному нарушению привязанности, умственной отсталости с эмоциональным/поведенческим нарушением, шизофрении с необычно ранним началом, и синдрому Ретта. Критерии определения аутизма по ДСС-1У(ААП, 1994) 299 00 АУТИЗМА.6 (или более) из (1), (2) и (З): не менее 2 из (1) и по одному из (2) и(3):Качественные нарушения социального взаимодействия, представленные, по крайней мере, двумя из следующихявные нарушения в невербальном общении, отсутствие взгляда глаза в глаза, странное выражение лица, положение тела, жесты, неадекватные ситуации общения;неспособность устанавливать соответствующие уровню развития дружеские отношения со сверстниками;отсутствие проявления желания поделиться с другими своей радостью, интересами, достижениями (например, не приносят и не показывают другим предметы, которые их интересуют);отсутствие социального или эмоционального отклика.Качественные нарушения в области коммуникации, представленные, по крайней мере, одним из следующих:задержка или полное отсутствие вербальной речи (без каких-либо попыток компенсировать это посредством альтернативных способов коммуникации, таких как жесты или мимика);у людей, обладающих адекватной речью, явное нарушение способности начать или поддержать разговор с другими;стереотипии или повторения в языке, идиосинкразия;отсутствие разнообразия и изменений в ролевой игре или в игре, предполагающей социальную имитацию, на соответствующем развитию ребенка уровне.Ограниченные, повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов, действий, представленные, по крайней мере, одним из следующих:всепоглощенность одной или более стереотипными моделями интереса, ненормальными по своей интенсивности или сосредоточенности;явная жесткая приверженность к специфическим, нефункциональным ритуальным действиям и заведенному установившемуся порядку;стереотипные и повторяющиеся двигательные манериз-мы (например, взмахи, хлопки, кручения рукой или пальцами, или сложные движения всего тела);настойчивое внимание к частям предметов.В. Задержка или аномальное функционирование, по крайней мере, в одной из следующих областей, которое проявляется до 3-х летнего возраста:социальное взаимодействиеиспользование языка в социальной коммуникациисимволическая игра или игра с использованием воображенияС. Проявления нарушения лучше не соответствуют критериям нарушения Ретта или детскому дезинтеграционному нарушению. Методы аппаратной диагностики аутизмаэлектроэнцефалография – ЭЭГ, исследование биоэлектрической активности мозга и состояние его функциональных системреоэнцефалография – РЭГ (реография головного мозга), определение состояния сосудов головного мозга, выявление нарушений мозгового кровотокаэхоэнцефалография – ЭхоЭГ, измерение внутричерепного давления, выявление новообразованиймагнитно-резонансная томография – МРТ, нерентгенологический метод исследования внутренних органов и тканей человекакомпьютерная томография – КТ, сканирование и послойное изображение структур мозгаультразвуковое исследование – УЗИ, диагностика брюшной полости, поверхностно расположенных органов и сосудовкардиоинтервалография (вариационная пульсометрия), – исследование состояния вегетативной нервной системыэлектрокардиограмма – ЭКГ, исследование сердца, отражающее функциональное состояние миокарда. Используемая литература:Богдашина О. Аутизм: определение и диагностика. Донецк: «Лебедь», 1999. – 112 с.Книга посвящена истории, определению и проблемам диагностики аутизма. Во II части рассматриваются психологические аспекты аутизма и методы психологического обследования и коррекции. III часть посвящена проблемам обучения аутичных детей. IV часть - для родителей, братьев и сестер аутичного ребенка. Детский аутизм: хрестоматия/ Сост. Л.М. Шипицына. –– СПб.: Международный университет семьи и ребенка им Р. Валленберга, 1997 . – 254 с. В пособии представлены современные клинические, психологические и педагогические представления по диагностике и коррек-ционному обучению детей с ранним детским аутизмом (РДА).Приводятся работы отечественных авторов и обзоры зарубежных публикаций по данной проблеме. Рассматриваются особенности обучения детей с РДА и различные виды терапии, применяемые в настоящее время в разных странах.Иванов Е.С., Демьянчук Л.Н., Демьянчук Р.В. Детский аутизм: диагностика и коррекция. Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений. - СПб., Изд-во "Дидактика Плюс", - 2004. 80 с. В пособии представлены современные теоретические аспекты аутизма, принципы организации работы с аутичными детьми и возможные варианты рабочей документации.Каган В.Е., Исаев Д.Н. Диагностика и лечение аутизма у детей — Л.: Ленинградский педиатрический медицинский институт, 1976. В книге представлены клинические особенности аутизма, сравнительные характеристики, методики обследования, аспекты лечения.Лебединская К.С., Никольская О.С. Вопросы дифференциальной диагностики раннего детского аутизма // Диагностика и коррекция аномалий психического развития у детей. — М., 1988. В книге обобщен опыт научной и практической работы по медико-психолого-педагогической диагностике раннего детского аутизма у детей первых лет жизни. Предложенные авторами методы обследования помогут выявить у детей нарушения в развитии интеллектуальной, эмоциональной и других сфер и, возможно, раньше начать коррекционную работу.Книга рассчитана на широкий круг специалистов, сталкивающихся в своей работе с аутичными детьми. Интернет-ресурсыhttp://www.helpautism.ru - Книги по аутизму http://www.fl-life.com.ua - Помощь детям с аутизмом "Цветы Жизни»(сообщество аутизма + диагностические тесты) http://autism.com.ua - диагностика и лечение http://allautism.ru – диагностика и лечение аутизмаhttp://autism.md/ru/ - об аутизме