Презентация Психологическое сопровождение взаимодействия практических психологов, педагогов, специалистов-смежников по созданию компетентностно-направленного пространства в работе с дошкольниками


Психологическое сопровождение взаимодействия практических психологов, педагогов, специалистов-смежников по созданию компетентностно-направленного пространства в работе с дошкольниками Методист МЦ Тащиан А.Е. {5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}ПСИХОЛОГПЕДАГОГПсихолог — «специалист по неодинаковости»Педагог — «специалист по выравниванию»Помочь ребенку построить путь индивидуального развитияПомочь каждому ребенку усвоить заданный учебный стандарт, одинаковый для всех, а попутно еще и оказать на ребенка воспитательное воздействие«Мишенью» работы психолога чаще всего выступает эмоционально-мотивационная сфера личности ребенка, которая рассматривается в качестве базовой, основополагающей для личностного развитияВоздействует прежде всего (а иногда — и только) на когнитивную сферуПозиция психолога в отношениях с детьми можно обозначить как «рядом» или «на стороне»Позицию педагога в отношениях с детьми можно обозначить как позицию «над» или «напротив» Основные виды деятельности психологической службы:Психологическое просвещение – формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения воспитанников, учащихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта; Психологическая профилактика – своевременное предупреждение отклонений в психофизическом развитии и формировании личности, межличностных взаимоотношений, предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников, учащихся в образовательных организациях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития; Психологическая диагностика – углубленное психолого-педагогическое изучение личности воспитанников и учащихся, групп и коллективов на протяжении всего периода обучения; определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и источников нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации; Психологическая коррекция и развитие – активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, проведение психолого-медико-педагогических мероприятий с целью устранения нарушений в психофизическом и интеллектуальном развитии и поведении, склонности к зависимостям и правонарушениям, формирование социально значимой жизненной перспективы, осуществляемое на основе совместной деятельности практических психологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов Консультативная деятельность – оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования Организационно-методическая работа – составление плана работы на год, составление аналитических и статистических отчетов, ежедневное оформление документации, подготовка к выступлениям на родительских собраниях, педсоветах, семинарах для педагогов подготовка к коррекционно – развивающим занятиям с детьми, разработка методических рекомендаций для участников УВП, самообразовательная деятельность, участие в учебно-методических семинарах (совещаниях) психологов, обработка результатов диагностики, оформление протоколов диагностики, индивидуальных карт. Основные функции психолога в дошкольной организации – создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка. Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенкаЦель психолого – педагогического сопровождения:индивидуальное развитие ребенка, повышение его творческого потенциала и социализациявнедрение личностно – ориентированных технологий организации педагогического процесса на основе изучения возможностей ребенка внедрение эффективных психологических технологий в практику образования Участникипсихолого - педагогического сопровождения ребенка Рекомендации по организации совместной деятельности психологической и педагогическо-методической службы ДОО Практический психолог - Администрация:Содействовать созданию благоприятного психологического позитивного микроклимата в коллективе ДОО. Систематически проводить мониторинг эффективности организации психолого-педагогического сопровождения педагогического процесса в ДОО. Привлекать практических психологов к проведению тематических проверок и к психологическому анализу занятий воспитателей с детьми с целью психологизации образовательной деятельности в ДОО.Создать благоприятные условия для установления тесного сотрудничества между психолого-педагогическими службами ДОО и ООО, входящими в состав образовательного округа, по решению актуальных вопросов в направлении преемственности в работе.Создавать необходимые условия и осуществлять контроль за качеством совместной деятельности психологической и педагогическо-методической служб по реализации годовых задач программы деятельности ДОО.Привлекать психолога к участию в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических особенно­стей детей.Привлекать психолога к участию в подборе и перестановке кадров с учетом психологических особенностей педагогов с целью определения психологической совме­стимости сотрудников. Практический психолог - Методист:Осуществлять анализ качественного состава родительской и педагогической аудитории для подготовки целевой группы и оказания адресной помощи участникам воспитательно-образовательного процесса по актуальным вопросам воспитания и развития ребёнка.Повышать уровень психолого-педагогических знаний педагогов ДОО, используя интерактивные методы и формы работы.Осуществлять системную просветительскую работу с педагогами по профилактике эмоционального и профессионального выгорания.Улучшать качество консультативно-просветительской работы с родителями путём повышения их заинтересованности и привлечения к участию в различных мероприятиях ДОО.Осуществлять аналитико-прогностическую деятельность по результатам мониторинга и учёта динамики индивидуального развития воспитанников.Уделять значительное внимание вопросам психолого-педагогического сопровождения работы с семьями, дети которых не охвачены дошкольным образованием.Использовать различные формы дистанционного консультирования с целью повышения количества охваченных просвещением участников воспитательного процесса по актуальным вопросам подготовки ребёнка к школе. Ввести в практику работы разработку индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих программ и воспитательных маршрутов на детей различных категорий. Ориентировать педагогов на творческий поиск современных подходов к организации собственной педагогической деятельности, совершенствование методов и приёмов взаимодействия с детьми и родителями (законными представителями). Использовать интерактивные формы работы для ознакомления педагогов с новейшими образовательными технологиями организации и осуществления принципов взаимодействия с детьми в процессе воспитания и подготовки детей к школьному обучению в преддошкольный период.Формировать содержание психолого-педагогической работы по организации деятельности взрослых и детей в освоении образовательных областей. Составлять индивидуальные образовательные маршруты.Участвовать в разработках методических и информационных материалов по психолого-педаго­гическим вопросам.Вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса в дошкольном уч­реждении с точки зрения создания в нем психологического комфорта. Практический психолог - Воспитатель:Создавать модели развивающей предметно-игровой, природной, социальной среды для детей дошкольного возраста с учётом норм развития и психологических возможностей детей.Осуществлять процесс самообразовательной деятельности по расширению диапазона собственной компетентности по актуальным вопросам воспитания и развития ребёнка. Внедрять новейшие образовательные технологии в воспитательный процесс.Обеспечить преемственность семейно-дошкольного воспитания в создании благоприятных условий для личностного становления ребёнка, сбалансированного развития и формирование жизненной социально-коммуникативной компетентности дошкольников.Участвовать в проведении мониторинговой деятельности в ДОО: адаптации дошкольников к условиям ДОО; психолого-педагогической готовности детей к обучению в школе; психолого-педагогическом сопровождении способных детей.Оказывать консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим на­правлениям их профессиональной деятельности.Составлять психолого-педагогические заключения по результатам диагностических исследований с целью коррекции проблем личностного и социального развития воспитанников.Организовывать и проводить консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблем­ные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач.Осуществлять разработку индивидуального образовательного маршрута дошкольника по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей. Практический психолого –логопед-Планирует совместно с другими специалистами и организует интеграцию детей с отклоне­ниями в развитии в группе.-Оказывает помощь детям в овладении учебными навыками и умениями, в развитии их само­регуляции и самоконтроля на занятиях логопеда.-Участвует в обследовании детей с ОНР с целью выявления уровня их развития, состояния об­щей, мелкой артикуляционной моторики, а также особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы.-Разрабатывает индивидуально-ориентированный маршрут психологического сопровождения ребенка и его семьи на основе полученных данных совместно со всеми специалистами.-Участвует в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии.Участвует в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии. -Подбирает материал для закрепления в разных видах детской деятельности полученных лого­педических знаний, а именно: работа с разрезными картинками, упражнения с дидактическими игрушками, игры со строительным материалом, сооружение простых построек по образцу и др.-Консультирует и направляет родителей к разным специалистам по совместному решению с логопедом.-Участвует в разработке сценариев праздников, программ развлечений и досуга, охраняя пси­хику детей при введении отрицательных героев.-Участвует в ПМПК (организация работы, составление заключений).-Совместно с другими специалистами осуществляет психологическое сопровождение детей в период адаптации.-Участвует в интегративной образовательно-воспитательной деятельности Позиции практического психолога в коллективе«При директоре, заведующем»В такой позиции психолог становится личным пси­хотерапевтом администратора, следствием чего, во-первых, является подмена деловых отношений лич­ными, а во-вторых, нарушение отношений с педа­гогами. Позиция изначально неэффективная и при­водящая к осложнениям, так как любая попытка сменить эту позицию приводит к нарушению дело­вых отношений. Хотя данная позиция позволяет психологу реально влиять на педагогический про­цесс, для самого психолога она чревата самыми плачевными последствиями: он становится объек­том сплетен и пересудов, на него часто жалуются начальству, а его неудачи вызывают злорадство. В такой ситуации наиболее действенными оказыва­ются административные меры, что лишь снижает эффективность психологической работы. «Самый умный» Близка по ре­зультатам к первой, но в отличие от нее провоци­руется стилем поведения психолога. Имеет ярко выраженную ироническую окраску, выражаемую обычно педагогами с большим стажем, стиль об­щения которых характеризуется авторитарностью и агрессивностью. При возникновении проблем они часто снимают с себя ответственность, обра­щаясь к психологу с требованием «сделать что-нибудь». Такая реакция педагогов возникает на благородное желание психолога «научить, как надо», на использование им научной терминоло­гии, часто непонятной педагогам, а также на из­лишнюю критичность по отношению к тому, как строилась деятельность до его прихода в детский сад. В любом случае данная позиция тоже неэф­фективна. «Сам по себе»В такой позиции психолог фактически не является участником пси­хологического процесса, все знают о его существо­вании, но никто не понимает, чем он занимается. Его работа отрывочна и эпизодична. Его образ оку­тан дымкой загадочности. И если в начале коллек­тив проявляет любопытство к деятельности психолога, то далее интерес постепенно пропадает и об этом специалисте забывают. Такая позиция мо­жет быть выгодна, с одной стороны, администра­ции, которая не заинтересована во вмешательстве в привычное течение дел, а с другой, псевдопсихо­логам, по какой-либо причине не желающим или не умеющим работать. «Один из нас»У психолога в та­кой позиции есть возможность установить равно­правные отношения с педагогами, активно вклю­читься в общую систему деятельности, повышая ее эффективность. Но существует опасность быть вов­леченным в межличностные эмоциональные кон­такты, которые не всегда носят позитивную окрас­ку. И тогда трудно будет сохранить нейтралитет как основной принцип деятельности психолога. «Палочка-выручалочка» Ока­зание помощи, не относящейся к психологичес­кой (в частности, выполнение всевозможных просьб и поручений как администрации, так и педагогов), становится основным содержанием деятельности психолога. В такую позицию часто попадают молодые специалисты, в силу своих лич­ностных особенностей не желающие портить от­ношения с коллегами и администрацией.