Презентация на тему Профессиональная этика и педагогический такт


Профессиональная этика и педагогический такт учителя Подготовила: преподаватель У-УИПК Филиппова С.Д. Педагогическая деятельность как сфера духовного производства характеризуется глубоким проникновением в нее этических и эстетических начал. Этическое (нравственное) и эстетическое (прекрасное) тесно взаимосвязаны и переплетены в личности учителя, в его общении с учениками и коллегами, в отношении к своему труду, профессии. Этика (от греч. ethos — обычай, нрав, характер) — учение о нравственности, морали. Педагогическая этика — составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали в условиях, педагогического процесса и разрабатывающая нравственные нормы, лежащие в основе нравственного сознания и отношений педагога к ученикам, к своему труду, к самому себе. Личностно принятые им и проявляющиеся в его поведении и деятельности, данные нормы характеризуют педагогическую этику самого учителя. Профессиональная этика Любовь к детям Профессиональная честь Профессиональный долг и ответственность Профессиональнаясправедливость Педагогический оптимизм Профессиональная самоотверженность Профессиональная совесть Любовь к детям — одно из самых главных нравственных требований педагогической этики и, по мнению большинства педагогов, самое необходимое качество учителя. Любовь к детям — не только чувство, но и характеристика такого уровня педагогического сознания учителя, которому свойственно безусловное принятие ребенка со всеми его достоинствами и недостатками, признание его права быть таким, какой он есть, а не каким бы он хотел его в данный момент видеть, понимание, сопереживание, сострадание и сочувствие, желание помочь ребенку в его развитии. Любовь к детям проявляется в уровне нравственных отношений учителя к ним, которые строятся на доверии, уважении, великодушии, доброте, на действенной заботе о развитии ребёнка, раскрытии его возможностей. Из любви к детям вырастает педагогический оптимизм учителя — вера в возможности ребенка, умение видеть в нем лучшее и опираться на это лучшее в воспитании, а также вера в собственные возможности и успех своего дела. Профессиональный долг и ответственность - это не только социальная ответственность учителя, но, прежде всего, ответственность перед каждым конкретным ребенком. Профессиональная совесть учителя — это субъективное осознание им своего долга и ответственности перед учениками, пробуждающее внутреннюю потребность поступать в соответствии с ценностями и нормами педагогической этики. Профессиональная самоотверженность учителя — готовность в служении детям и своему призванию пренебречь эгоистическими интересами и потребностями, не считаясь со временем, а иногда и здоровьем, отдавать свои силы тому делу, которое он считает самым важным и главным в своей жизни. Педагогическая справедливость — это качество учителя, проявляющееся в объективном отношении к каждому ученику, в признании права каждого на уважение его личности, в отказе от избирательного отношения к ученикам, деления их на «любимых» и «нелюбимых». Профессиональная честь педагога предписывает нормативные требования к его поведению и побуждает в различных ситуациях вести себя в соответствии с социальным статусом его профессии. Выполняемая им социальная и профессиональная роль предписывает особые требования к уровню общей культуры, нравственному облику, и снижение им этой планки не только ведет к унижению его личного достоинства, но и влияет на отношение общества к учителю в целом. Педагогическая этика — это гармония нравственных чувств, сознания и поведения учителя, которые целостно проявляются в его культуре общения с учениками, с другими людьми, в педагогическом такте учителя. Педагогический такт (от лат. tactus — прикосновение) — чувство меры в выборе средств педагогического взаимодействия, умение в каждом конкретном случае применять наиболее оптимальные способы воспитательного воздействия, не переходя определенную грань. В педагогическом такте ценностное отношение к ученикам и нравственные качества учителя (доброжелательность, внимание и понимание, уважение достоинства ученика и своего собственного) соединяются с терпением и выдержкой, умением управлять своим эмоциональным состоянием и принимать обдуманные решения. В педагогическом такте сочетается уважение к личности ребенка с разумной требовательностью к нему. Чаще всего педагогический такт необходим учителю в сложных и неоднозначных ситуациях педагогического взаимодействия, в которых, помимо нравственной стороны отношений, от него требуется проявления находчивости, интуиции, уравновешенности, чувства юмора. Добрый юмор дает возможность подчас найти наиболее эффективный и тактичный способ педагогического взаимодействия. Недаром Гёте говорил, что юмор — это мудрость души. Своеобразным катехизисом педагога, напоминающим ему о том, кто он такой и на каких этических основах зиждется его педагогическая позиция, могут служить следующие слова Ш. Амонашвили: Я – УЧИТЕЛЬ Я — Любовь и Преданность, Вера и Терпение. Я — Радость и Сорадость, Страдание и Сострадание. Я — Истина и Сердце, Совесть и Благородство. Я — Ищущий и Дарящий, Нищий и Богатый. Я — Учитель и Ученик, Воспитатель и Воспитанник. Я — Прокладывающий Путь и Художник Жизни. Я — Убежище Детства и Колыбель Человечества. Я — Улыбка Будущего и Факел Сущего. Я — Учитель от Бога и Соработник Бога.