Презентация по историческому краеведению «Духовность в творчестве Рахманинова С.В»


Духовность в творчестве С.В.Рахманинова С самых первых веков жизни Православной Соборной Церкви вся служба была облечена в церковную музыку. Святые отцы понимали, всю силу музыки и все очарование, которое производит она на душу человека. Бабушка играла большую роль в жизни Сергея Рахманинова. Именно благодаря Софье Александровне будущий мастер проникся красотой духовной музыки. Она была женщиной глубоко религиозной. регулярно посещала церковные службы и, когда Сергей оставался на ее попечение, она всегда брала его с собой. Будучи его крестной матерью, она строго относилась ко всему, что касалось духовного развития внука. Зарождение основ православия Живя у бабушки, он посещал и монастыри, где слушал монашеское пение. Иногда мальчик заходил во двор стоявшего неподалеку храма, где знакомый пономарь поднимал его на колокольню. Мальчик узнал разные звоны, имена колоколов, и научился различать их по голосам. Их чарующее переливчатое пение навсегда осталось в сердце великого музыканта. И через много лет этот незабываемый звон Новгородских колоколов вдруг воскреснет в звуках его 2-го фортепианного концерта, как голос Святой Руси. Симфоническая поэма для хора и оркестра "Колокола", где ему удалось вписать в колокольное пение образы четырех этапов человеческой жизни, как стихию четырех характеров колокольного звона: серебряного, золотого, медного и железного. И уже не впервые он вплетает в партитуру четыре заветных колокольных тона Новгородской Софии. Они звучат то нежно, то весело, то жалобно, то грозно... «Колокола» Композиция напоминает громадный сверкающий алтарь: грандиозное целое складывается из законченных, подобных филигранно выделанным клеймам, фрагментов. Контрасты возникают между частями: образы глубокого сосредоточения мысли и чувств соседствуют с торжественным величанием и богатырским шествием, умиротворенность счастливого материнства и образ сияющего, тихо льющегося света — со страстной мольбой о спасении и величественным перезвоном.  «Литургия Иоанна Златоуста» «Всенощное бдение» Все́нощное Бде́ние — в переводе с греческого языка - общественное богослужение установленного чинопоследования в православии, которое при строгом соблюдении устава должно продолжаться от захода солнца до рассвета. Аналогичная служба в неправославных христианских церквях С.В. Рахманинов вёл жизнь воцерковлённого человека: всегда носил крест, ладанку, постоянно имел при себе молитвенник. Поддерживал связи со священнослужителями и даже хотел стать регентом архиерейского хора, будучи рекрутом тамбовского ополчнния. Живя в Москве, он любил посещать храмы на Таганке, Спасо- Андрониевский монастырь, а живя в США, постоянно заботился о православной церковной общине в Сиэтле. Являясь настоящим благотворителем, Рахманинов никогда не говорил об этом и позволял говорить ближним. Последний концерт Начался 12 октября 1942 года сольным концертом в Детройте. Весь сбор с концерта 7 ноября в Нью-Йорке, в сумме 4046 долларов, Сергей Васильевич, как делал до этого не раз, опять отдал на нужды войны: часть пошла американскому Красному Кресту, часть была передана через генерального консула — России, стране, которую он никогда не забывал. Тоска по Родине Интересно, что американцы считают Сергея Рахманинова великим американским композитором. Действительно, последние свои годы он прожил в Америке. Но в России, где он родился и вырос, и чью природную культуру и веру он впитал с материнским молоком, его музыка звучит не так часто, как она того заслуживает. Не хотелось бы думать о том, что боголюбивая Святая Русь, все еще звучащая в его музыке, утрачена безвозвратно. Наверное, Она все-таки жива, если жива музыка, и живы сыны великой России, которые ее чувствуют и понимают, пусть таких и немного... Волшебная сила музыки В 2000 году испанский тенор Хосе Каррерас, выздоровевший от лейкемии, специально приехал в Москву для того, чтобы поблагодарить Россию за Рахманинова. Этот случай не единственный. Еще при жизни Рахманинова был известен ряд случаев, когда его музыка приносила исцеление. Вдова одного врача, исцелившаяся от душевного недуга и мыслей о самоубийстве, тайком приносила на каждый его концерт букет душистой сирени. Жизненный путь Состояние его здоровья в 1943 году стало резко ухудшаться, и врачи обнаружили быстротекущую форму рака. Композитор угасал, и последние дни редко приходил в сознание, но пробуждаясь, просил Наталью Александровну прочитать ему сводки с русского фронта. Узнав о победе под Сталинградом, он прошептал: " - Слава Богу!..". Каждое биение его сердца, каждая молитва, каждый вздох, до самого последнего, были с Россией... 28 марта, в Крестопоклонную неделю Великого поста, сердце великого музыканта престало биться, и он предстал Богу. 1866 г. -церковная песня «motet» для шестиголосного хора a cappela1893 г.- духовный концерт для 4-х голосов «В молитве неусыпающую Богородицу…»1896 г.- хоровые произведения: «Ангел» и « Пантелимон-целитель» (ор.15 №6)1910г.- хоровой цикл «Литургия святителя Иоанна Златоуста», создана в Ивановке1912г.- симфоническая поэма «Колокола», написана в Ивановке1914г.- вокальная композиция «Из Евангелия от Иоанна»1915г.- хоровая симфония a cappela «Всенощное бдение» Романсы: «Молитва» на стихи Гёте (перевод А.Н. Плещеева)1893год. «Перед иконой» на слова А.А. Голенищева-Кутузова 1902 год. «Христос Воскрес» на слова Д.С.Мережковского 1906 год. «Воскрешение Лазаря» на слова А.С.Хомякова Музыкальное православное наследие Великую музыку невозможно изобразить словами , потому что она неописуема. Описывая слепому от рождения человеку красоту Божественного мироздания, мы не достигнем успеха. Но если мы дадим ему услышать прекрасную музыку, то он сможет получить достаточно полное представление о прекрасном и Божественном. Такова и есть музыка Рахманинова - духовно насыщенная, необычайно величественная, красочная, нежная и мечтательная. Она рассказывает миру о Боге и о любящей Его прекрасной Святой Руси, поющей Ему славу своим неповторимым колокольным гласом...