Презентация к докладу Опыт организации инклюзивного обучения на уроках изобразительного искусства


КГУ «Ершовская средняя школа»«Опыт организации инклюзивного обученияна уроках ИЗО».Составила: учитель Ерушенко И.Ф. Инклюзивное образование – обучение детей с особыми образовательными потребностями в развитии в общеобразовательных школах совместно со здоровыми детьми или в специально созданных группах (классах). В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем ученикам, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Нарушения слуха (глухие и слабослышащие)Нарушения речиНарушения зрения (слепые и слабовидящие)Нарушения опорно – двигательного аппаратаЗадержка психического развитияУмственная отсталостьДетский аутизмОтклонения в развитии детей весьма разнообразны. Они могут касаться разных сторон психофизического развития ребёнка: речевой системы, сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, двигательной сфер, проявляться в разной степени и вызываться различными причинами. Общие принципы работы с детьми ЗПР:- на уроке раздаю задания в соответствии с темпом деятельности и возможности ученика;-учитываю индивидуальные возможности вхождения подростка в практическую деятельность;-не предъявляю для выполнения сразу более одного задания, если ученику предстоит выполнить сложное задание, а предлагаю его в виде последовательных частей и периодически контролирую ход работы над каждой частью, внося необходимые коррективы (постепенно передавая функции контроля самому ребенку);-устраиваю паузы активного отдыха с легкими физическими упражнениями или расслаблением;-использую в процессе обучения занимательные приемы ,элементы соревнования, дидактические игры и т.д.;-поддерживаю и поощряю любые проявления инициативы и самостоятельности ученика;- поощряю хорошее поведение, желание работать на уроке и успехи в учебе, хвалю учеников данной категории , если он успешно справился даже с небольшим заданием. 1. Задания исследовательского характера.Исследовательский метод позволяет подобрать, конструировать и предлагать систему исследовательских задач, приспосабливать их к конкретной ситуации учебного процесса и управлять их решением. Например: вопросы к учащимся, какие соотношения цвета ты выберешь для того, чтобы создать тревогу? Чтобы выразить нежность? И исследовательское задание: подберите цвета и оттенки на палитре и нарисуйте пейзаж на бумаге. На уроках происходит знакомство с различными художественными материалами и выполнение упражнений, связанных с исследованием всех возможностей тех или иных графических, живописных и конструктивных материалов. Домашнее задание носит исследовательский характер. Например: посмотреть в детских книжках, как художники изображают злых и добрых мужских и женских сказочных персонажей, а затем уже на уроке, ребятам предлагается исследовать, каким образом можно смешать краски, чтобы получить нужные оттенки для изображения «зла» и «добра». Понаблюдать, где можно увидеть смешение трех основных цветов (листья, овощи, фрукты) и как; что и как изображено красками, которыми они работали на уроке, но уже дома, в окружающей обстановке? Найти репродукции работ художников в материалах, похожих на аппликацию (мозаика, коллаж), посмотреть мозаику в общественных зданиях, лоскутную мозаику, инкрустацию на мебели, а в классе на уроке создать подобную, на основе увиденной. Виды обучающих игр, применяемых на уроках ИЗО: Игровые занятия по изобразительному искусству прививают интерес к творчеству с помощью игры, в которой дети учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, выражать свои мысли, получают необходимые навыки в рисовании, но лишь в непринужденной, комфортной обстановке.Целевая ориентация игр        Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение ЗУН в практической деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.        Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, комуникативности.        Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальное решение; развитие мотивации учебной деятельности.        Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, самореализация; обучение общению; психотерапия. Игры и упражнения на выполнение изображений из готовых фигур геометрической и произвольной формыII. Игры и упражненияпо цветоведению.III. Игры и упражнения, способствующие усвоению новых терминов, понятий.IV. Игры и упражнения для развития восприятия произведений искусства.V. Сюжетно-ролевые игры Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазамииспользуется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д. 6. Использование кинезиологических упражнений.Комплексы упражнений включают в себя: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию. 9. Активные методы рефлексии.Данные виды рефлексии провожу как индивидуально, так и коллективно. При выборе того или иного вида рефлексии учитываю цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся. Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с особыми образовательными потребностями.Таким образом, применяя активные методы и приёмы обучения, я повышаю познавательную активность учащихся, развиваю их творческие способности, активно вовлекаю обучающихся в образовательный процесс, стимулирую самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с особыми образовательными потребностями.Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон