Презентация по ИЗО искусству Роль декоративного искусства в жизни древних обществ (искусство Древнего Египта)


Роль декоративного искусства в жизни древнего обществаПодготовила:Мальцева Ольга Владимировнаучитель изобразительного искусствапервой квалификационной категорииМБОУ «Лицей № 121»Барнаул – 2016 г. Знаете ли вы?
О какой стране идет речь?Страна древнейшей цивилизации, внесшая большой вклад в развитие мировой культуры: здесь было положено начало земледелию и судостроению, зародились такие науки, как математика, география, астрономия и медицина. Жители именовали свою страну Чёрной, а себя — людьми Чёрной (земли), по цвету плодородной почвы низменной долины Нила.К самым известным памятникам архитектуры относятся пирамиды.

О какой стране идет речь?На плите, на саркофаге, на папирусной бумагеИ на всем, что видит взгляд, иероглифы пестрят.Рыбы, звери, птицы, точки, загогулины, кружочки…Все знакомое почти, а попробуй-ка, прочти!О какой стране идет речь? (Древний Египет)


Цель урока: Узнать: какова роль декоративного искусства в жизни древних обществ на примере эпохи Древнего Египта. Результаты:Предметные: научатся развивать эстетическое, эмоционально-ценностное  видения окружающего мира; развивать наблюдательность, способность к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; понимать, что образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяются ролью ее хозяина.Получат возможность научиться творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов, развить потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, - освоение практических умений и навыков восприятия.Метапредметные : умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности. Декоративно-прикладное искусство Древнего ЕгиптаЕгипетское искусство составляет одну из замечательных страниц в истории мировой культуры. Художественные достоинства, чрезвычайная протяжённость его истории и его влияние на художественное развитие других древних народов – всё это ставит искусство Древнего Египта на совершенно особое место. Для всех периодов египетского искусства характерно замечательное единство стиля, которое объясняется различными факторами: своеобразные природные условия, - исключительное значение религии и жречества, фараона и его двора, первенствующая роль архитектуры.  Хотя основная часть произведений искусства носила религиозный характер и была связана с погребальным культом, создавалось много произведений, отражавших повседневную жизнь. Наряду с мастерскими при храмах и ремесленниками, изготовлявшими погребальную утварь, были и придворные мастерские, богатую и изысканную клиентуру которых составляли сам фараон и его приближённые.
С другой стороны, произведения египетского декоративного искусства помимо их эстетической ценности представляют и исторический интерес, поскольку древние египтяне остались непревзойденными мастерами в целом ряде художественных ремёсел. ЖИВОПИСЬДекоративная живопись применялась для украшения храмов, дворцов, жилых домов и гробниц. Настенное изображение представляет собой одно из наиболее важных средств выражения в египетском искусстве. Наиболее распространенной основой для живописи были стены с барельефами, которые можно было расписывать. Краски наносили на гладкие, предварительно оштукатуренные стены. Размещение росписей внутри зданий, на стенах храмов и погребальных часовен подчинялось строгим правилам, обусловленным как требованиями обычая, так и несовершенной техникой. Например, ноги, руки и голову полагалось изображать в профиль, а верхняя часть туловища рисовались в анфас.
Центральное место в живописи занимала культурно-религиозная тема, ведь египтяне верили, что земная жизнь  не так важна, как загробная.  Изображенные на стенах в гробницах сцены повседневной жизни служили гарантией того, что и в загробной жизни усопший будет располагать всеми теми благами, которыми он был окружен в жизни земной. Чаще всего изображались сцены сельскохозяйственных работ, охоты, рыбной ловли, погребальные шествия. Условный разворот плоскости -плечи разворачиваются в фас -глаз разворачивается в фас -руки и ноги изображаются с большого пальца (нет подразделения правой и левой), -ноги разворачиваются в профиль -тело разворачивается в фас - разно масштабность иерархия- кто выше на иерархической лестнице, тот и больше.Основные каноны в росписях
В Древнем Египте высочайшего расцвета достигла скульптура. Самым знаменитым творением стало изображение Нефертити - жены Эхнатона. Скульптура выполнена из золотистого песчаника и искусно раскрашена. Нефертити стала символом женской красоты. Для египтянина эпохи фараонов статуя была такой же живой, как и сам человек. Сделанная по образцу божества, фараона или простого лица, статуя представляла собой гораздо большее чем просто образ. Она и была для египтян тем существом, образ которого воплощала. Вот почему было важно записать на ней имя и должность или титул изображаемого лица. Безымянная статуя, лишённая надписи, теряла свою силу. Стены храмов часто украшались рельефами. Отметим любопытную деталь: декор наружных стен посвящался прославлению могущества фараона и изображал охотничьи и военные сцены; внутренние стены предназначались для сюжетов культового характера. Рельефы покрывали всю поверхность стен.
Битва при Кадеше, барельеф из Рамессиума, заупокойный храм Рамсеса II в Фивах. 
Однако наибольшего интереса заслуживают столбы, пилоны и колонны. Идеал красоты Древнего ЕгиптаВ Египте идеалом красоты считалась женщина с красивым лицом и стройной, грациозной фигурой. Египтяне уделяли особое внимание прическе и форме лица. Идеальное лицо имело тонкие черты с полными губами и большими глазами, которые подчеркивали специальными контурами. Египтянки были большими модницами – они первые начали смотреться в зеркало, пользоваться румянами и украшать свое умащенное благовониями тело прозрачными и почти невесомыми одеждами. Кроме того, именно жрицы египетских богов первыми начали изготовлять и носить шиньоны и парики, украшать себя обручами и подвесками.
Древнеегипетская цивилизация оставила миру красивейшее культурное наследие. Внешний облик и одежда для знатных египтян играли очень большую роль. Всю красоту и великолепие древнеегипетского костюма можно наблюдать по многочисленным фрескам, папирусам, рельефам и статуям, дошедшим до нас из той далекой эпохи.
И мужчины и женщины на грудь надевали ускх – подобие нашего воротника. На выкроенную полукругом ткань нашивали золотые пластины и драгоценные камни. Тут вам и деталь костюма, и защита от солнца, и ювелирное украшение. Специалисты утверждают, что все основные виды украшений: кольца, серьги, браслеты, диадемы были изобретены именно в Египте. А современные мастера-ювелиры говорят, что до сих пор никто не превзошёл изделия египтян по технике исполнения и художественной выразительности.Но калазирисы и ускхи были женской одеждой для улицы, что называется, «на выход». Дома же египтянки ходили «окутанными» в браслеты, бусы и многочисленные цепочки на бёдрах.Понимали египтяне и толк в макияже. И мужчины и женщины традиционно подводили глаза черными стрелками, красили брови и губы.Не последнюю роль в одежде играл парик. Почему парик? Потому, что он выполнял роль шапки, которую надевают для защиты головы от перегревания. Иногда, чтобы создать дополнительный воздушный слой, надевали несколько париков один на один.
В области декоративного искусства египтяне достигли не менее высокого уровня, о чём свидетельствуют многочисленные предметы, которые уцелели благодаря засушливому климату в гробницах и под толщей песка.КАМЕНЬ. Египтяне, искони придававшие огромное значение заупокойному культу, заключавшему в себе идею вечности, широко использовали этот природный материал. Наиболее интересно применение камня в двух отраслях прикладного искусства древнего Египта: в архитектурном декоре и в таких изделиях, как палетки для растирания красок и каменные сосуды. Палетка – каменная плита для растирания красокПалетки появились ещё в додинастический период во времена зарождения египетского искусства (культура Накады). Они изготовлялись из различных пород камня, но преимущественно из шифера. Формы их были разнообразны; наиболее интересные образцы сделаны в виде животных: слона, гиппопотама, антилопы, рыбы, черепахи. Палетка в виде слона. Граувакки. Ок 3650-3300 до н.э. Была найдена в богатой гробнице близ Иераконополя, Верхний Египет. Палетка в форме утки изготовлена в пред династический период древнего Египта из глинистого сланца. Музей Лувра. Палетка Нармера. Ок. 3000 г. до н.э.Четыре собаки. Лувр.Два быка. (Празднование победы.)Сохранился фрагмент,высота: 26,5 см,ширина: 14,5 см,материал: грауваккаПариж, музей Лувр Каменные сосуды сделаны из базальта, имеют коническую форму либо цилиндрическую с конической ножкой. Каменные сосуды из пирамиды Джосера.Сосуды-саркофаги. Крышки этих сосудов были сделаны в виде голов четырех сыновей египетского бога Гора: Имсети (голова человека), Хапи (голова бабуина), Дуамутефа (голова шакала) и Квебехсенуфа (голова сокола). СТЕКЛО. Какой бы стране ни принадлежала честь изобретения стекла, самое древнее известное нам производство существовало в Египте эпохи фараонов. Эта эпоха оставила нам многочисленные предметы: чаши, флаконы, бусы, трубки, вазы, сосуды для благовоний, серьги, перстни, игральные пешки, амулеты, материал для инкрустаций и накладок, имитирующий полудрагоценные камни, в частности яшму и лазурит.Египтяне знали также мозаику из стекла. ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛО. Ювелирное дело и изготовление украшений также принадлежала к числу художественных ремёсел, в которых египтяне достигли высокого совершенства. Из всех великих культур древности лишь одна долина Нила оставила нам достаточно предметов, чтобы мы могли восстановить историю развития ювелирного дела у египтян на протяжении сорока столетий. Браслеты из гробницы царя Джера. Начало 3 тысячелетия до н. э. (1 династия) Золото, полудрагоценные камни, фаянсДлина 10,2 - 15,6 см  Египетский музей
Подвеска царевны Сат-Хатхор-Иунит Около 1870 до н. э. Золото, сердолик, лазурит, бирюза, гранатВысота 8,2 см  Музей Метрополитен  Нью-Йорк Продолжи высказывания: узнал запомнил Я сегодня удивился повторил научился Продолжи домаВыполнить египетский костюм с использованием куклы-шаблона. Украсить одежду оберегами-символами и вырезать.Выполнить египетское украшение (материал по выбору)Выполнить египетский костюм (материал по выбору) http://www.liveinternet.ru/users/5592019/post348952518/ - ЕГИПЕТ В ЖИВОПИСИ. ХУДОЖНИК DAVID ROBERTShttp://bookvaeshka.ru/ - Живопись Египта.http://allday2.com/index.php?newsid=829976 – Живопись Египта.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8%D1%82%D0%B8 – Нефертити.http://mir-kostuma.com/ancient-egypt/item/27-odezhda-kartinki http://symbolizm.ru/index.php/drevnij-egipet/1170-istoriya-odezhdy-kak-odevalis-drevnie-egiptyanehttp://forum.brave-soldiers.ru/viewtopic.php?p=25026 – Схенти.http://historyblog.ru/key/amenxotep - каменные сосуды.http://thepyramids.org/ar_501_003_louvre_museum_ancient_egypt.htm - Палетка в форме утки.remidios-fine.livejournal.com - Браслеты из гробницы царя Джераhttp://remidios-fine.livejournal.com/159641.html - ювелирные украшения египтян.