Презентация «Духовная культура коренных народов Севера»


Духовная культура коренных народов Севера Проектная работа учащихся МСОШ №15 г. Нижневартовска ЦЕЛЬ: Изучение верований и обычаев ханты и манси как коренного населения Югорской земли. Проблемный вопрос: Каким представляется устройство мира у ханты и манси?Что лежит в основе верований ханты и манси? Задачи: Изучить представление ханты и манси о космосе, о создании земли и людейИзучить традиционные верования, обычаи ханты и манси Ожидаемые результаты: Составить иерархию божеств ханты и манси;Систематизировать и описать мировоззренческие взгляды на жизнь ханты и манси;Опубликовать сборник материалов о верованиях и обычаях ханты и манси. Знаешь ли ты о том? ХМАО Исследовали представление ханты и манси о космосе, изучили главных божеств, духов - покровителей Основа устройства жизни народов ханты и манси – слияние человека и природы.Живым является всё, что движется или похоже на движущееся: человек, зверь, дух, снег, вода, гром, камень и т.д. КОСЯР-ТОРУМ Косяр-Торум являлся хозяином самого верхнего из миров. Считается, что это божество находится слишком далеко от людей и поэтому о нем почти ничего не известно. Он не занимается земными делами и не доступен живущим на земле. КОРС-ТОРУМ Корс-Торум – мансийское божество, хозяин второго «яруса» верхнего мира. Корс-Торум создал небо, землю, воду, огонь, солнце, луну и звезды. Далек от людских дел. Он обитает выше облаков в золотом жилище, и все сведения о нем манси получили от других богов. Трехчленное представление мира НУМИ-ТОРУМ Нуми-Торум «верхний бог» – в традиционных верованиях манси верховное божество, демиург. Первый ярус, ближний к земле, место пребывания самого Нуми-Торума. НУМИ-ТОРУМ Фанталов. На изначальном холме Он предстает величественным старцем в сверкающей золотом одежде, живущим в большом богатом доме. Через специальное отверстие Нуми-Торум может наблюдать за всем происходящим на земле, а в случае надобности спускать на железной цепи своих посланников в мир людей. В функции Нуми-Торума входит обеспечение мира людей дневным светом, установление сроков человеческой жизни. КАЛТАСЬ-ЭКВА Калтась-эква «Калтась-женщина» ( «Нижнего мира [то есть земли] мать», «Калтась мать-небо») – Верховная богиня-мать. В этом образе реализуются такие темы мифологии, как милосердие и сострадание, опека и поддержка. МЕНКВЫ – ЛЕСНЫЕ ДУХИ Приступив к устройству живых существ, Нуми-Торум вырезал из лиственницы два бревна и придал им форму человека. Между грудью и шеей он вбил гвоздь, чтобы подпереть голову – менквы (в данной версии – первые люди на земле) из-за этого гвоздя не могли смотреть вниз, падали и умирали, т.к. гвоздь вонзался в голову. Святилище менквов Свинцовые идолы МИР-СУСНЕ ХУМ Мир-сусне-хум «за миром следящий человек» – младший сын Верховного бога Нуми-Торума и Калтась-эквы . Он выиграл конное состязание с братьями и заслужил тем самым право на управление человеческим сообществом. Всадник из папье-маше – олицетворение Мир-сусне-хума НАЙ-ЭКВА – БОГИНЯ ОГНЯ Огня женщина» – Богиня огня, сестра верховного бога Нуми-Торума . При обращении к ней ее именовали «милой матерью», «семиязыкой матерью». Принося Най-экве жертвы, просили о благополучии младенца: «...если дитя ползать начнет, не бросай на него искры! Пусть в очаге не копается!» НЯРАС-НАЙ –ЭКВА – ЛЯГУШКА – РЕГИОНАЛЬНЫЙ - ДУХ Лягушка-княгиня»,– региональный дух-покровитель в образе лягушки. Она считалась хозяйкой ценных пушных зверей: соболя, горностая, бобров и выдры. Ее почитали за доброту и заступничество; раз в три года ей приносили жертвы с просьбой не оставлять своим вниманием людей. СЁХРЫНГ-ОЙКА – БОГ КУЗНЕЦ Сёхрынг-ойка («нож-старик», «стрекоза-старик» – один из наиболее популярных духов-покровителей у манси. Манси полагали, что Сёхрынг-ойка летом живет в виде стрекозы, а зимой – в облике человека, он ходит на лыжах с подволокой из выдры. В одном из сказаний описывали его внешность таким образом: «Снаружи вошел человек, он весь был покрыт ножами с узким лезвием, а в руке у него был посох из чистого серебра, – это был Старик-нож». Сяхыл –Торум –брат-громовержец Сяхыл-Торум «Бог Грома», младший брат Нуми-Торума . Сяхыл-Торум живет на небе, разъезжая по черным облакам на оленях с мамонтовыми рогами, на его повозке – бочка с водой. От удара вожжи Сяхыл-Торума рождается молния, а из сотрясаемой бочки льется дождь. В другой легенде Бог грома предстает небесным всадником и молнию вызывает взмахом кнута. Сяхыл-Торум, как и прочие боги-громовники, мог поражать огненным оружием. ХОНТ- ТОРУМ – бог войны Хонт-Торум «Бог войны» – сын Нуми-Торума , верховного бога. Он обладал необычайной силой и, согласно легенде, хотел воевать с верхними людьми , которые «были спущены с неба, чтобы сделать остров. Шлем - шишак Бог войны - Хонт-торум. Тайга, святилище манси Фото Ю. Щеглова КУЛЬ – ОТЫР – повелитель злых духов Владыка Нижнего мира, повелитель злых духов, брат Нуми-Торума . Принимал участие в создании Земли – в образе гагары нырял на дно океана, принося в клюве землю. Однако уже при сотворении Земли Куль-отыр проявил свою вредоносную сущность, не выплюнув из клюва всю землю, добытую им со дна океана. В дальнейшем он подменил созданных Нуми-Торумом из кедра людей глиняными, что и обусловило их недолговечность. Считается, что Куль-отыр перевозит на своей лодке людей, обреченных умереть, в Нижний мир. Перед смертью человек видит себя в этой лодке во сне. Обитатели нижнего мира Место обитания умерших Куль-Отыр Подземный мир Место обитания человека и иных существ Калтась Земля Место обитания Нуми-Торума Торум Небо Представления о мирах Божества Космические зоны Вертикальная трехчастная модель мира Представление об устройстве мира На жертвоприношении Матери огня (с фото Н. Лукиной). Иерархия божеств ханты и манси Корс – Торул (отец) Нуми – Торум – верховный бог Сяхыл- Торум Брат-громовержец Этнос-ойка Брат -месяц Хоталь – экваСестра -солнце Мир-сусне Хун -сын – смотрящий за людьми Най-эква -сестра –богиня огня Хонт- Торум- сын – бог войны Колтась-эква- жена богиня мать Менквы-лесные духи Косар – Торул (дед) Богатыри - духи покровители Личные, семейные, родовые, общественные Сакв-Таляк –Водяной царь Серхинг-ойка бог кузнец Нярас-най – эква лягушка - богиня Вит-хон водяной царь Тек-ики покровитель нежнеобских хантов и манси Арас- дух домашнего очага Ахвтас-ойка – дух рыб Ай – ас Торумбог Оби Куль – отыр – повелитель злых духов Самсай – йока – старик с грязными глазами Духи смерти Духи болезней 7 6 5 4 3 2 1 7. «Высокий» - недоступный для человека слой.6. «Верхний мир, средний ярус, недоступный для человека.5. Нуми-Торум «Верхний мир» -мир Духов-Богов – необозримый для человека.4. Торум «Небо» - это то, что голубеет над головой человека – обозреваемый человеком слой.3. «Светлый мир» - царство человека и иных существ.2. «Священная земля» - земля, по которой ходим 1. «Нижний мир» или «Темное царство» - мир мертвых Связь между слоями жизненного пространства Горизонтальное устройство мира ДУХИ - ПОКРОВИТЕЛИ МЕДВЕДЬ МЕДВЕДЬ охраняет членов семьи от болезней, разрешает возникшие между людьми споры, подгоняет лося к самострелу охотника. Медведь выступал в роли судьи и поборника справедливости. Обвиняемый в краже держал в руках медвежью лапу или стоял перед черепом и говорил: «Если я взял зверя из чужой ловушки, то ты, лесной старик, разорви меня вот этими когтями». ЛЯГУШКА Большим почитанием пользовалась лягушка, которую называли «между кочек живущая женщина». Ей приписывали способность дарить семейное счастье, определять количество детей, облегчать роды и даже играть заметную роль при выборе брачного партнера. ЛОСЬ Считалось, что она может появиться не перед всеми, а только перед тем, кого ожидает удачная охота. В прошлом широко распространен был праздник по случаю добычи первого лося весной. Лось – символ достатка и благополучия. На Васюгане зафиксировано поверье о неожиданно появляющейся из земли белокаменной фигурке лося. ОГОНЬ Много тысячелетий насчитывает почитание огня, особенно домашнего очага. У многих народов Сибири огонь представлялся женщиной в красном халате,которая требовала определенных правил обращения с ней. Считалось, что огонь предсказывает большие события, разговаривая треском, писком. Былидаже особые специалисты, которые могли с ним общаться. Дух огня ОЛЕНЬ Представление ханты и манси о гармонии человека с животными радуга ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ХАНТЫ И МАНСИ О ДУШЕ По сегодняшним представлениям ханты, жучков нельзя убивать – это наши бабушки и дедушки. После смерти одна из душ «уходит в виде маленького невидимого жучка». Дух леса Фотоколлаж Шайхулов Р.Н. «Уходящие» ШАМАНСТВО В лексиконе ханты есть термин для обозначения человека, который бьет в бубен, созывает духов-помощников и лечит больного. Этот термин – ел, елта-ку (у северных хантов чертан-ку, терден-хой), что буквально означает «ворожит человек». ШАМАНСТВО Ханты убеждены, что шаману нельзя отказаться от своего призвания. Стоит хотя бы раз отвернуться от духов, прогнать их, как придет их еще больше. Они будут являться во сне, заглядывать в окна, красть пищу, вернее не саму ее, а то, что насыщает едока, - дух пищи. Избранник будет недосыпать, недоедать и, наконец, умрет. Головной убор шамана ЛЕГЕНДА О СЛАВНОЙ СВЯТЫНЕ КОРЕННОГО НАРОДА ЮГРЫ – ЮМАЛЫ (БОГИНЯ-МАТЬ) И ЕЁ ТАЙНЕ Юмала стояла в глухом лесу, на кургане, и к ней были снесены несметные сокровища. Богатства были столь велики, что вся земля на кургане была смешана с золотыми монетами. Стоит ли удивляться, что за святыней много веков охотились? Приложил к этому руку даже Ермак. Он пытался завладеть ею, даже пытал местных жителей, и вскоре погиб. Казаки не сомневались: это месть богини. Жить в гармонии с Торумом, Водой, Землей, Небом повелели отцы ханты и манси. И северный народ свято чтит традицию жить в ладу с Природой, а значит, и с самим собой. «Тору мет олэн! – говорят манси, прощаясь. – С небом живите!» Живите в ладу с Богом, с Природой!