Презентация Адаптация пятиклассников к обучению в среднем звене


АДАПТАЦИЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА СТЫКЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА: В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. У него начинает развиваться теоретическое мышление. Как заметил Д.Б.Эльконин, "память становится мыслящей, а восприятие думающим».Учебная деятельность дополняется другими видами деятельности, и все вместе теперь они влияют на психическое развитие учащихся, учебная деятельность при этом остается основной и продолжает определять содержание мотивационных сфер личности. потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье; повышенная утомляемость; стремление обзавестись верным другом; стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе; стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского; отвращение к необоснованным запретам; восприимчивость к промахам учителей; отсутствие адаптации к неудачам; ярко выраженная эмоциональность; повышенный интерес к спорту. Адаптация - приспособление к окружающим условиям. Психологическая адаптация – приспособление учащихся к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная система) и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов). В начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе :Резкое изменение условий обучения; Разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями; Смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней.Всё это является довольно серьёзным испытанием для психики школьника. В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе: они должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет, готовиться к урокам. И очень часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями:опоздания на урок, забывания какой-нибудь учебной принадлежности, не сделанное задание. Некоторые дети в силу своих психологических особенностей не готовы к подобной самостоятельности – совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни: они испытывают растерянность,всё время всё путают и забывают,не могут сосредоточиться на учёбе. Другие дети настолько привыкли к постоянному контролю со стороны взрослых, что неспособны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь. Всё это, естественно, ведёт к снижению успеваемости! ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СЛОЖНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ОБУЧЕНИЯ С 11-Х КЛАССОВ НА 5-6-Е КЛАССЫ: Отсутствие единства в подходе преподавателей к ученикам, в связи с этим затруднен процесс формирования представлений учащихся о себе, хотя, образ-Я уже может быть устойчивым и независимым.Педагог, пришедший из старшей школы в среднюю, часто механически переносит стиль взаимоотношений, сложившийся со старшеклассниками, на учащихся 5-го класса. удовлетворенность ребенка процессом обучения ребенок легко справляется с программой степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все их учитывать и выполнять;большой поток информации, незнакомые термины, слова;чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, ощущение отсутствия или недостаточности внимания со стороны классного руководителя. усталый, утомлённый внешний вид ребёнканежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом днестремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы нежелания выполнять домашние задания негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников жалобы на те или иные события, связанные со школой. беспокойный сон трудности утреннего пробуждения, вялость постоянные жалобы на плохое самочувствие ПРИЧИНЫ ПАДЕНИЯ УСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО: Перегруженность учебной программы 5-го класса, требующей высокого уровня развития различных форм мышления;Низкий уровень развития речи.Слабая способность к умозаключениям у большинства учащихся;Слабое развитие навыков самостоятельной работы; Стремление работать на низком уровне сложности;Практическое отсутствие помощи со стороны родителей, т.к. они считают своих детей уже взрослыми;Недостаточность собственных знаний педагогов о психологических особенностях детей-подростков;Низкая согласованность между учителями-предметниками в отношении объема домашних заданий, учета сложности учебников ит.д.Самое главное – отсутствие единства требований начальной и средней школы. усталый, утомлённый внешний вид ребёнкастремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы нежелания выполнять домашние задания негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников жалобы на те или иные события, связанные со школой. беспокойный сон трудности утреннего пробуждения, вялость постоянные жалобы на плохое самочувствие Рекомендации по повышению мотивации учения Рекомендации по работе с тревожными детьми:1.Хвалите ребенка даже за незначительный успех.2.Спрашивайте ребенка в середине занятия.3. Избегайте заданий на ограниченное время, особенно заданий с необходимостью выбирать правильный ответ из нескольких приведенных.4. Сравнивайте результаты ребенка только с его собственными результатами (неделю, месяц назад).5.Предъявляйте адекватные возможностям ребенка требования.6.Используйте на занятиях визуальную поддержку.7.Перед началом занятия выполняйте с детьми упражнения на снижение тревожности.8.Снижайте количество замечаний.9.Чаще обращайтесь к ребенку по имени.10.Наказывая ребенка, не унижайте его.11. Старайтесь не стыдить ребенка, особенно в присутствии его одноклассников. 12. Постепенно приобщайте ребенка к новым заданиям.13. По возможности объясняйте новый материал на знакомых примерах. 14. Избегайте длинных нотаций!15. Обратите внимание на ваш стиль преподавания (авторитарный стиль может усилить тревожность ребенка). ДЛЯ ОБЛЕГЧЕНИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ УЧИТЕЛЯМ ВАЖНО ПОМНИТЬ: Соблюдать единства требований от урока к уроку, стимулировать и всячески поощрять познавательную активность;Дублировать самую важную информацию (зрительная и слуховая формы);Для создания привычных навыков организации использовать «ритуалы» (подготовьтесь к уроку, проверить наличие тетрадей, учебников и т.д., встали, подняли глаза на учителя, садимся…);Применять двигательные упражнения для разрядки и элементы психогимнастики, применять занимательные факты, примеры;Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста Кроме отметки применять словесные комментарии («умница», «отлично»), таким образом, вырабатывая у школьника уверенность в своих силах, в своих знаниях, что будет помогать им в стрессовой ситуации написания контрольной работы;Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуальноБолее частое обращение к слабоуспевающим ученикам с вопросами, выясняющими степень понимания или материала, привлечение их в качестве помощников при подготовке оборудования, раздаче наглядных материалов;Не сравнивать между собой успеваемость разных учеников; можно сравнивать потенциал ребенка с его достижениями, его успехи в прошлом и настоящем.Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.