Презентация к мастер-классу по повести Один день Ивана Денисовича А.И.Солженицына


Мастер-класс:«Остаться человеком» по повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича" Подготовила Солтамурадова Розана Ризвановна, учитель русского языка и литературы средней школы №20 г. Грозный. вызвать интерес к личности и творчеству А.И.Солженицына, ставшего символом открытости, воли и русской прямоты;проанализировать повесть «Один день Ивана Денисовича»; подвести учащихся к к мысли о возможности и даже необходимости сохранения человеческого достоинства в любых условиях. 1. «…и чем дальше, тем крепче держался…»2. «…кряхти да гнись…а упрёшься – переломишься..» История поручает Солженицыну, вчерашнему лагернику, во весь голос рассказать о том, что было пережито им и его товарищами. Бывают судьбы, как бы нарочно задуманные и поставленные на подмостках истории каким – то гениальным режиссёром. В них всё драматически напряжено и всё продиктовано историей страны, взлётами и падениями её народа. лат. – одежда или одеяло из разноцветных лоскутов; стихотворение, целиком составленное из строк других стихотворений Работа в группах.Первая группа. Нарисуйте все реалии лагерной жизни. Вторая группа.  Расскажите о заключённых, которые непосредственно связаны с главным героем.Третья группа Иван Денисович Шухов. Кто он, главный герой рассказа Солженицына? Как вы понимаете выражение «оставаться человеком»? Как живёт или, вернее сказать, старается выжить главный герой? Какие законы усвоил Шухов за время пребывания в заключении?Что объединяет всех этих людей: бывшего крестьянина, военного, баптиста….Что помогает им не опуститься, не превратиться в животное? Обратимся к эпиграфу нашего урока «…и чем дальше, тем крепче держался…». Теперь, зная довольно много о героях повести, объясните, как вы понимаете это выражение. К кому, по-вашему, его можно отнести в первую очередь? 1. «…и чем дальше, тем крепче держался…»2. «…кряхти да гнись…а упрёшься – переломишься..» Неужели действительно писатель хочет нас убедить, что в лагере жить можно, что человек может быть счастлив в своём несчастье?Герой повести считал день удачным, почти счастливым.«На дню у него выдалось много удач: в карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выгнали... бригадир хорошо закрыл процентовку, стену Шухов клал весело, с ножовкой на шмоне не попался... и не заболел, перемогся. Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый».А вот авторская оценка прошедшего дня: «Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три». От таких дней становится жутко. Как вы думаете, это рассказ о том, как страдали, или о том, как удается выжить, сохраняя себя человеком? Анна Андреевна Ахматова написала свой «Реквием» как панихиду по своему замученному, затравленному, погибшему поколению. Александр Исаевич Солженицын написал «Один день Ивана Денисовича» как гимн своему поколению, гимн человеку, который выдержал всё, что уготовило ему «родное» государство, выдержал, выжил, сохранив своё человеческое достоинство. Многие сломались, погибли, но многие остались людьми. Они вернулись, чтобы жить, воспитывать детей и беззаветно любить свою Родину. Невинно замученным посвящается… Они мирно жили и честно трудились, Но в одночасье все изменилось. Сломаны судьбы, надломлены души, Стенанья родных. Как можно их слушать? Сегодня, в день памяти этих несчастных Мы вспомним, как все это было ужасно. Стыдливо потупив глаза от родных, Мы тихо попросим: «Простите за них!» выставка книг "А едва развеяна будет ложь -отвратительно откроется нагота насилия - и насилие дряхлое падет". А.И. Солженицын