Презентация на тему Нарушение письма, обусловленное несформированностью оптико-пространственного гнозиса, зрительного анализа и синтеза, и его преодоление у младших школьников


НАРУШЕНИЕ ПИСЬМА, ОБУСЛОВЛЕННОЕНЕСФОРМИРОВАННОСТЬЮ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО ГНОЗИСА, ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА, И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Учитель-логопед МБОУ ОШИ №1 г.ПензыБузылева Яна Викторовна ДИСГРАФИЯ частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки, не связанные со знанием правил орфографии: искажение и замена букв, искажение звуко-слоговой структуры слова, нарушение слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ связана с недоразвитием зрительного гнозиса, недоразвитием зрительного мнезиса, анализа и синтеза, пространственного восприятия и представлений, что на письме проявляется в заменах и искажениях букв КИНЕТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ смешения графически сходных букв, обусловленные нарушением динамической организации движений ПРИМЕРЫ СМЕШЕНИЯ БУКВ НА ПИСЬМЕ ПО ОПТИЧЕСКОМУ И КИНЕТИЧЕСКОМУ СХОДСТВУ Буквы рукописного шрифта, имеющие сходство оптическое кинетическое Примеры ошибок учеников начальной школы при чтении «жолодная зима», «поле хелтеет», «и давай Машу обнумать», «тяжелая радота», «дни столи короче» и т.д. Письменная работа ученика 3 класса на начало учебного года Анализ письменных работ учащихся 3 класса на начало и конец учебного года Расширение объема и уточнение зрительной памяти Уточнение конкретно-пространственных значений предлогов Развитие графо-моторных навыков, овладение графической символизацией Формирование пространственно-временных представлений Развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса) Развитие зрительного анализа и синтеза Направления коррекционно-логопедической работы 7 3 6 1 4 5 2 Дифференциация букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство, изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах Виды работ по уточнению представлений о форме, цвете, величине Выставляются фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, полукруг), различные по цвету и величине, и предлагается подобрать фигуры одного цвета, одинаковой формы и величины, одинаковые по цвету и форме, различные по форме и цвету.Задания на соотнесение формы фигур и реальных предметов (круг — арбуз, овал — дыня, треуголь­ник — крыша дома, полукруг — месяц), а также цвета фигур и реальных предметов. Развитие зрительной памяти Игра «Чего не стало?». На столе раскладывается 5—6 предметов,  картинок,  которые дети должны запомнить.  Затем убирается незаметно одна из них. Дети называют, чего не стало. Дети запоминают 4—6 картинок,  затем отбирают их среди других 8—10 картинок. Запомнить буквы, цифры или фигуры (3—5), а затем выбрать их среди других. Игра «Что изменилось?». Логопед раскладывает 4—6 картинок, дети запоминают последовательность их расположения. Затем логопед незаметно меняет их расположение. Ученики должны сказать, что изменилось, и восстановить первоначальное их расположение. Разложить буквы, фигуры, цифры в первоначальной последовательности. 1 2 3 4 5 Развитие ориентировки в окружающем пространстве, уточнение пространственного расположения фигур и букв Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку, т. е. к самому себе.Определение пространственных соотношений предметов, находящихся сбоку: «Покажи, какой предмет находится справа от тебя, слева», «Положи книгу справа, слева от себя». Если ребенок затрудняется в выполнении этого задания, уточняется: справа, это значит ближе к правой руке, а слева — ближе к левой руке.Определение пространственных соотношений между 2—3предметами или изображениями.Написать буквы справа или слева от вертикальной линии.Положить кружок, справа от него квадрат, слева от квадрата поставить точку.Нарисовать по речевой инструкции точку, ниже — крестик, справа от точки — кружок.Определить правую и левую стороны предметов, пространственные соотношения элементов графических изображений и букв. Развитие зрительного гнозиса, зрительного анализа, синтеза, зрительно-моторной памяти Найти фигуру, букву в ряду сходных. Предлагаются ряды сходных печатных и рукописных букв (например, ла, лм, ад, вр, вз).Срисовать фигуру или букву по образцу и после кратковременной экспозиции.Сложить из палочек фигуры (по образцу, по памяти). Сконструировать буквы печатного и рукописного шрифта из предъявленных элементов печатных и рукописных букв.Найти заданную фигуру среди двух изображений, одно из которых адекватно предъявленному, второе представляет собой зеркальное изображение.Показать правильно изображенную букву среди правильно и зеркально изображенных.Дополнить недостающий элемент фигуры или буквы по представлению.Реконструировать букву, добавляя элемент: из А — Л - Д, К — Ж, 3 — В, Г — Б.Реконструировать букву, изменяя пространственное расположение элементов букв; например: Р—Ь, И—Н, Н—П, Г—Т.Определить различие сходных букв,  отличающихся лишь одним элементом: 3 —В, Р—В. Уточнение и дифференциация оптических образов смешиваемых букв Буква «О»Особенность как графемы – овал.Как артикулемы – губы овалом.Как фонемы – гласный, выражение восторга.Как кинемы – движения руки при написании буквы совпадают с круговыми движениями обруча. Следовательно, образ буквы «О» - обруч, облако, озеро.Буква «Д»Особенность как графемы – элемент вниз.Как артикулемы – в произношении участвуют десны.Как кинемы – движение руки при написании буквы похоже на падающие вниз капельки дождя. Звуковое сопровождение – звук дождя. Следовательно, образ буквы «д» - дождь. Различение смешиваемых букв дифференциацияизолированных букв, букв в слогах, в словах, в предложениях, в тексте Найди тень фигуры Назови перечёркнутые буквы В этой букве нет угла,от того она кругла.До того она кругла,Покатиться бы моглаЕ.Тарлапан Что не дорисовано на картинке? Коварная буква. Зачеркни неверно написанную букву Дорисуй и раскрась: Назови недорисованные изображения Узнай буквы, изображённые пунктиром Узнай и назови заштрихованные буквы Назови недописанные буквы Какие буквы ты видишь? Рассмотри и раскрась картинки Найди и назови буквы в алфавитном порядке Соедини буквы в алфавитном порядке Соедини сходные по написанию буквы Внимательно посмотри на ряд букв. Какая из четырёх букв не подходит к остальным и почему? Недорисованные буквы в тексте Анализ письменных работ учащихся 3 класса на начало и конец учебного года 1 конец года 1 начало года Выводы Для преодоления дисграфии необходимо проведение систематической коррекционно-логопедической работы, которая носит дифференцированный характер, учитывающий механизм нарушения, его симптоматику, структуру дефекта, психологические особенности ребенка, что способствует устранению дислексии и дисграфии, в том числе - оптической и кинетической. Литература 1. Аманатова М.М. Дифференциация букв по оптическому сходству.// «Школьный логопед», 2006, № 2. 2. Вавринович  О.А. Использование приема «рисование буквы» при обучении детей младшего школьного возраста грамоте.// «Начальная школа»3. Лалаева   Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах, М.: Владос, 1999     4. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников, М.: Просвещение, 1997