Применение кейс-технологий как метода проблемного обучения на уроках русского языка и литературы


Применение кейс-технологий как метода проблемного обучения на уроках русского языка и литературы. Современные образовательные технологии Проблемное обучениеСоздание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности Современные образовательные технологии Разноуровневое обучениеУ учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья. Современные образовательные технологииПроектные и исследовательские методы обученияРабота по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. Исследовательские методы в обучении Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника. Современные образовательные технологииТехнология использования критического мышленияРасширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, .развитие общеучебных умений и навыков. Современные образовательные технологииИнформационно- коммуникационные технологииИзменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ Современные образовательные технологииЗдоровьесберегающие технологииИспользование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками Современные образовательные технологииСистема инновационной оценки «портфолио»Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности. Кейс-технологии как элемент проблемного обученияИсторическая справка:Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 гВ России же данная технология стала внедряться лишь последние 5 лет. Кейс-технология-Это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач-ситуаций ( кейсов)Особенностью метода case- технологий является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме.Задача учителя: грамотно подобрать проблемную ситуацию (детям должно быть интересно), логически выстроить систему заданий (для лучшего результата указываем даже самые мелкие шаги) , мотивировать на презентацию результатаЗадача ученика: занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами»… Практика:Еду сегодня домой в пригородном автобусе. Рядом на сиденье мама с дочкой. Девочка, видимо, недавно научилась читать, поводила глазами по салону автобусу и уперлась в маму вопросом:- Мам, мам, а что такое ШТРАФ?- Ну... это когда человек что-то делает не по правилам, ему назначают штраф.- Мам, я не поняла! Что такое ШТРАФ?Мама честно попыталась сделать вторую попытку:- Ну это денежная выплата такая. Понимаешь?Девочка посмотрела на маму с грустью, поджала губки и отвернулась к окну.Нудные эти взрослые. На простые вопросы ответить не могут.А если не могут, значит, сами не понимают.Попробуйте объяснить это простое изначально немецкое слово "Штраф".И еще несколько сложных слов, которые может найти в автобусе ребёнок. Помните, ребенок маленький, он только что читать выучился.Слова рекомендуемые для перевода:Штраф, Право на проезд, Кондуктор, Инвалид, Расписание. Элементы кейс-метода:Содержимое case:Задание 1. Найти антонимическую паруОтчего это со мной произошло? Что заставило меня пережить столь глубокое чувство, трудно объяснимое словами? Сейчас я хорошо знаю, что задохнулся тогда от радости, от внезапного приобщения к красоте страны, что проносилась за окнами в холодеющем воздухе. Задание 2.Почему пишется «достоин», но «удостоен»? Задание 3. Я выделил в предложении « Артём пошёл в столовую купить пирожок» грамматическую основу «пошёл купить», а вы посчитали это ошибкой. Разве я был не прав? Задание 4.Слово «весенний» мы пишем через две буквы «н», потому что оно образовано от слова «весна». А почему же слово «бараний» мы пишем с одной буквой «н», ведь оно произошло от слова «баран» Вывод:Кейс-метод как элемент проблемного обучения в контексте уроков русского языка  помогает  активизировать широкий круг учащихся, формировать исследовательские навыки на разных ступенях обучения, выявляя одарённых ребят. Исследовательская работа также несёт в себе и воспитательный эффект. Многие ребята становятся более  коммуникабельные, преодолевют «страх» публичного выступления, чувствуют себя увереннее на уроках.Использование метода проблемного обучения на уроках русского языка, в частности кейс-метода, позволяет сделать обучение более эффективным и приятным. Сегодня очень много говорят о современных образовательных технологиях, об учебниках нового поколения…«Но ведь к нему в приложении должен идти и учитель нового поколения», поэтому у нас с вами широкое поле для деятельности, всегда есть, к чему стремиться!Спасибо за внимание! Будем рады, если опыт нашей школы окажется вам полезен!Тимашкова Инна Петровна, учитель высшей категории, Почётный работник народного образования, победитель конкурса лучших учителей России.