Презентация по биологии Тест как форма проверки знаний на уроке биологии


Тест как форма проверки знаний на уроке биологии Выполнила: учитель биологии МОУ СОШ № 51 Дряхлова И.Н. АКТУАЛЬНОСТЬ С 2009 года ЕГЭ является основной формой государственной итоговой аттестации для выпускников школ Российской Федерации, свидетельство о результатах ЕГЭ – фактически экзаменационный лист вступительных экзаменов в вуз. Дискуссии по поводу целесообразности выбора тестовой формы для базового уровня экзамена не ослабевают, несмотря на то, что тесты уже давно применяются в различных сферах ( психология, определение профессионального уровня, тесты на профпригодность). Так или иначе всем участникам образовательного процесса приходится приспосабливаться к новым условиям и осваивать эти формы контроля знаний. Тесты, не исключая традиционные формы контроля, а в сочетании с ними, дают возможность улучшить образовательный процесс, так как одновременно с контролем, выявляют и пробелы в знаниях учащихся, снижают затраты времени на проверку знаний, помогают выявить индивидуальный темп обучения. Объект и предмет работы Объект исследования – форма и содержание тестовых заданий, эффективность их применения в процессе обучения. Задания тестового типа – это особый тип контрольных заданий, направленных на проверку знаний, умений и навыков учащихся. Такие задания требуют кратких однозначных ответов или выбора из числа предложенных вариантов, что позволяет осуществлять быструю проверку результатов и их объективную качественную обработку. Предмет исследования – возможность использовать тесты в качестве формы контроля за закреплением знаний учащихся с учетом принципов системности, оптимизации и непрерывности приобретения знаний в обучении биологии. Цель данной работы: Показать актуальность такой формы контроля как тест в современных условиях организации учебного процесса. Задачи: Исследовать историю возникновения тестов. Раскрыть виды, функции и назначения педагогического контроля знаний учащегося Исследовать процесс становление тестов как формы контроляВыяснить, по какому принципу происходит отбор тестового материалаОсуществить экспериментальную проверку диагностических возможностей разработанной тестовой системы и различных типов тестовых заданийМетоды исследования: Наблюдение (получение конкретного фактического материала, характеризующего особенности предмета исследования)Анкетирование (получения данных об эффективности применения объекта исследования) Изучение работ учащихся (получение данных, отражающих индивидуальность каждого учащегося, отношение к работе, наличие способностей) Адаптивный тест Интегративный тест Педагогический тест Гетерогенный тест Гомогенный тест Традиционный тест Тест Виды тестов (“test” - проба, испытание, проверка) Тест рассматривается не как обычная совокупность или набор заданий, а в виде более богатой по научному содержанию категории «система» - комплекс взаимосвязанных элементов, образующих некоторую целостность. ВИДЫ ТЕСТОВ ПО БИОЛОГИИ ТЕСТЫ НА ОПОЗНАНИЕ ТЕСТЫ С ВЫБОРОМ ОДНОГО ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ НА ЗНАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ С ЧАСТИЦЕЙ «НЕ» ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РИСУНКОВ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ПРОЦЕССОВ Технология отбора материала для тестовых заданий Значимость. Научная достоверность. Возрастающая трудность учебного материала. Вариативность содержания. Комплексность и сбалансированность содержания тестаСоответствие целиПонятие трудности теста и его влияния на оценку знаний Педагогическая корректность Таким образом, в тесте нет места заданиям с неизвестной мерой трудности, и не все предлагаемые задания в тестовой форме могут стать тестовыми заданиями. Этапы организации тестирования: 1 этап. Отбор учебного материала, подлежащего тестовому контролю, и его спецификация2 этап. Создание заданий в тестовой форме по всему предмету или по проверяемой теме, разделу, объединение их в тематические группы, комплектование первичного, пробного, теста.3 этап. Проверка первичного теста на группе учащихся по сценарию. Сценарий тестирования должен отражать последовательность его проведенияСценарий тестирования:1. Обозначается цель тестирования.2. Медленно, громко, чётко озвучивается инструкцию по работе с тестом.3. Проводится разбор задания-образца с целью проверки правильности понимания инструкции.4. Если возникают вопросы, то проводится дополнительный инструктаж.5. Сообщается о времени выполнения тестирования. Варианты использования тестов на уроках биологии В процессе исторического развития животных земноводные появились на Земле после: А птиц. Б пресмыкающихся, В – рыб, Г – млекопитающих Задания на установление правильной последовательности событий Комбинированные (смешанные) уроки Из приведенных ниже выберите признаки, характеризующие представителей плоских червей:СосальщикиЛенточные червиРесничные червиА – паразиты, Б – хищники, В – трехслойные животные, Г – обитают в водоеме, Д – полость тела наполнена паренхимой, Е – пищеварительная система отсутствует, Ж – тело членистоногие, З- кровеносное система отсутствует Тестовые задания на классификацию объектов и процессов Уроки контроля и коррекции знаний, умений 1. Лягушка относится к классу пресмыкающихся А) даБ) нет Тесты на опознание Уроки изучения новых знаний; Оплодотворение у пресмыкающихся А) наружноеБ) внутреннееВ) наружное и внутреннее Г) имеет место партеногенез Диагностическая работа (тесты с выбором ответа) Уроки практического применения знаний, умений Пример тестовых заданий Форма теста Тип урока ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТОВ НА ПРАКТИКЕ Тема урока: «Хордовые животные»Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного;Цели: 1повторение учебного материала.2. коррекция знаний и деятельности учащихсяЗадачи: 1. сформировать у учащихся систему теоретических знаний по теме;2. выделить узловые положения, изученные на предыдущих уроках, показать взаимосвязь изученного, систематизировать знания;3. провести проверку и учет знаний, навыков и умений по изучаемой теме. Для повторения учебного материала обычно используют разные виды опроса, но невозможно охватить всех учащихся класса, а все ученики должны переносить приобретенные знания в новые условия и ситуации, для этого важно устранить пробелы в усвоении материала. Можно провести тест. Уровень самоконтроля Ожидаемые результаты применения заданий в тестовой форме: У учащихся формируются навыки самопроверки и самоконтроляМинимальные затраты времени на диагностику (не более 10 мин) Возможность контроля за всеми учащимися Объективные результаты уровня освоенности учебного материала и применения его на практике ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В последние годы особое внимание уделяется реформе в области образования, о именно – введение ЕГЭ, который призван проверить знания по всем основным содержательным линиям школьного курса. Именно поэтому учителю важно применять на своих уроках тестовую форму работы, обеспечивающую всестороннее формирование ЗУН. Анализ использования тестовых форм позволяет отметить, что данный способ контроля не нарушает общих принципов проверки знаний и позволяет в короткий срок проверить знания большой группы учащихся. Однако непременным условием эффективного использования такой формы работы является соблюдение при составлении заданий данного типа следующих требований: Наличие четкой инструкции по выполнению теста Установление строгих временных форм Включать для проверки учебного материала лишь задания на проверку тех видов знаний и умений, усвоение которых следует ожидать от учащихся после проработки данного учебного материала.ВЫВОДЫ:Задания тестового типа, благодаря использованию специальных таблиц для выведения оценки и некоторой автоматизации проверки, устраняет элементы субъективизма, имеющие место быть при обычных методах оценки Эффективность данного способа заключается в следующем – контрольные задания тестового типа позволяют выполнить большое количество заданий за урок, результаты которых могут быть дифференцированы по видам знанийУчитель имеет более точное представление об усвоении учащимися учебного материала по различным аспектам знаний и умений. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!