Фитнес-аэробика как средство повышения физической подготовленности обучающихся


«Фитнес-аэробика на уроках физической культуры, как средство повышения физической подготовленности обучающихся»   Фитнес-аэробика – один из самых молодых видов спорта, быстро завоевавший популярность во всем мире. Это массовый, эстетически увлекательный и поистине зрелищный командный вид спорта, собравший все лучшее из теории и практики оздоровительной и спортивной аэробики.  Инициатором развития фитнес - аэробики на мировом уровне является FISAF - Международная Федерация Спортивной Аэробики и Фитнеса. В России официальным представителем FISAF является Федерация фитнес - аэробики России (ФФАР). Президентом которой является Ольга Сергеевна Слуцкер.  В последнее время возросло количество обучающихся в подготовительных медицинских группах. Основные заболевания школьников: Заболевания опорно-двигательного аппарата Заболевания глаз Заболевания органов дыхания Нервные заболевания Как следствие вышеперечисленного: Слабая физическая активность Ослабленное физическое развитие Низкие показатели физической подготовленности Физическая активность – важнейшая и неотъемлемая часть жизни человека Известно, что достаточно высокий уровень физической активности обеспечивает сохранение и даже улучшение здоровья как отдельного человека, так и всей нации в целом. Сниженная двигательная активность связана с ухудшением функций сердечно – сосудистой, дыхательной, нервной и мышечной систем. По этой причине во многих школах страны огромное влияние уделяется созданию и реализации программ повышения физической активности, а следовательно, более высокой физической подготовленности. Человек, имеющий хорошую физическую подготовленность, обладает  достаточной устойчивостью к стрессовым ситуациям, к воздействию неблагоприятных условий внешней среды и различным заболеваниям. У него хорошо развиты системы дыхания, кровообращения и энергообмена. Включение фитнес - аэробики в учебную программу школьного физкультурного образования в качестве одного из базового вида физкультурно-спортивной подготовки продиктовано её широкой популярностью среди детей младшего, среднего и старшего возраста. Доступность и увлекательность, высокая эмоциональность, многообразие двигательных действий и функциональные нагрузки позволяют использовать данный вид спортивной деятельности, как одно из средств физического и психического развития школьников. Путь повышения эффективности физкультурных занятий 1. Иновационность2. Оздоровление и развитие3. Доступность и разнообразие4. Эмоциональность и позитив5. Творчество и интерес6. Контроль7. Результат Фитнес - технологии это средства фитнеса (физической культуры).Они могут использоваться во всех видах физической культуры, обеспечивая решение второстепенных задач физкультурного образования, физической рекреации, двигательной реабилитации и спорта. Как правило – это повышение уровня общей физической подготовленности за счет интереса к двигательной деятельности, обусловленного привлекательностью упражнений, высокой эмоциональностью, свободой выбора и т.д. Данные технологии возможно применять на урока физической культуры как: Добавлять элементы фитнес-аэробики в какую-либо часть урока ( это может быть подготовительная, основная или заключительная часть). Часть раздела рабочей программы ( например заменить раздел гимнастики, на фитнес-аэробику) Третий час урока физической культуры Внеурочная деятельность Например: Для младших классов это могут быть физические упражнения или подвижные игры с элементами хореографии Для средних и старших классов разные направления фитнес-аэробики (такие как классическая аэробика, степ-аэробика, хип-хоп, аква-аэробика, силовые тренинги, пилатес, хатха-йога и т.д.) Классическая аэробика Классическая аэробика - это движение (комплекс упражнений) под музыку стимулирующее работу сердечно - сосудистой и дыхательной систем, позволяющий при минимальной нагрузке на позвоночник укрепить мышечный корсет, улучшить осанку, развить гибкость и чувство равновесия. Степ - аэробика Степ-аэробика - специальный комплекс упражнений в который входят танцевальные движения (иногда с атрибутами), выполняется на специальном предмете, называемом степпером. Степ-аэробика способна вырабатывать у человека выносливость, оказывает оздоровительный эффект на весь организм. Хип – хоп - аэробика Хип-хоп - это вид танцевальной аэробики, основу техники которой составляют прыжки и подскоки, шаги танцевальной аэробики, элементы брейк-данса и малой акробатики. Новизной дополнительной образовательной программы является новая нестандартная методика, включающая в себя набор различных танцевальных упражнений, по профилактике укрепления осанки,  плоскостопия, суставной гимнастики, стретчинг (упражнения на растягивание и развитие гибкости). Силовой тренинг Силовые тренировки - это комплекс спортивных упражнений с постоянным увеличением весовой нагрузки, направленный на укрепление скелетно-мышечной системы.  Аква-аэробика представляет собой вид аэробики, предусматривающий выполнение упражнений в воде и сочетающий в себе физические нагрузки на все основные группы мышц человека, один из самых эффективных видов аэробики, способствующий развитию мышц, формированию хорошей осанки, подвижности суставов. Пилатес Пилатес – это разновидность фитнеса, комплекс упражнений, способствующий развитию гибкости и подвижности тела. Это один из наиболее щадящих способов тренировки тела без агрессивного воздействия на него. Пилатес состоит из плавных упражнений (в сочетании с дыханием) которые требуют максимально точного выполнения без каких-либо пауз. Во время занятий в работу включается несколько мышц одновременно, они медленно растягиваются, становясь более эластичными, гибкими, длинными, упругими. Хатха-йогаХатха-йога – это направление йоги позволяющее посредством правильного распределения энергии и управления дыханием, усовершенствовать физическое тело человека. Новый подход к образованию открывает перед школьными учителями широкие возможности для творчества в решении проблем физического воспитания.Пользуясь новыми возможностями, возникла идея провести педагогический опыт в определении путей повышения уровня физической и музыкально-двигательной подготовки школьников, на основе применения фитнес-аэробики, в рамках третьего урока физической культуры. Новизна опытаНаучная новизна работы заключается в следующем: применение фитнес-аэробики третьим уроком в виде комплексов упражнений различной направленности способствует повышению уровня физической подготовки; проведение занятий под музыкальное сопровождение способствует повышению музыкально – двигательной подготовленности В МКОУ «Октябрьский лицей» для изучения исходного состояния физической подготовленности была проведена диагностика уровня физической подготовленности учащихся 8-х классов.Результаты первичного мониторинга показали, что на высоком уровне физической подготовленности - 27% учеников; среднем уровне - 43%; низком уровне -30% В результате анкетного опроса учащихся 8-х классов была выявлена слабая мотивация учеников к самостоятельным и систематическим занятиям физическими упражнениями. По начальным показателям физической подготовленности видно, что наиболее развиты у учащихся такие качества как выносливость и сила. Для поддержания интереса к урокам фитнес-аэробики я соблюдала определенную стратегию обучения и усложнения танцевальных программ в соответствии с двигательным опытом, подготовленностью учеников. Содержание занятий фитнес-аэробикой определено методикой обучения, включены упражнения направленные на формирование базовых движений и комплексное развитие двигательных способностей. В первое полугодие занятий я обучала учащихся различным видам ходьбы под музыкальное сопровождение, танцевальным шагам, элементам хореографии и некоторым базовым движениям, шагам и их разновидности: бег на месте и с перемещениями, поднимание бедер в разных направлениях, маховые движения ногами, руками, выпады, подскоки со сменой положения ног.Также мною были введены обязательные элементы: сгибание рук до угла 90 гр. в локтевых суставах и удержание в течение 5 с; прыжки, повороты на 180гр, 360гр, равновесия, упражнения на гибкость, растягивание. В процессе применения элементов аэробики в учебных занятиях по результатам тестирования видно, что все показатели физической подготовленности увеличились. Во второй половине учебного года совершенствовались изученные элементы и разучивались новые. Элементы, разученные в первое полугодие, я усложняла: меняла музыкальный темп выполнения, увеличивала продолжительность выполнения, использовала поточно–групповой метод, выполнение элементов парами, тройками, четверками. Особенностью обучения второго полугодия является то, что учащиеся сами учились составлять композиции, прыжковые программы. По конечным результатам можно с уверенностью сказать о динамике роста всех показателей физической подготовленности. В конечном итоге мы видим, что в результате занятий аэробикой уровень физической подготовленности обучающихся составил: высокий уровень – 30%, средний – 51%, низкий – 19%. Методика оказала положительное воздействие на оптимизацию самостоятельной двигательной деятельности школьников. Тестирование на оценку уровня тревожности и выявления признаков напряженности у школьников показало, что у 66,6% учеников отсутствует психоэмоциональное напряжение, тревожность. У 33,4% учеников проявляются отдельные признаки тревожности, но они носят ситуативный характер. В качестве успешности реализации методики кроме положительной динамики развития физической подготовленности я могу отметить, что в школьном образовательном учреждении наметились положительные тенденции в укреплении здоровья школьников. МКОУ «Октябрьский лицей» учитель физической культуры Форафонова Н.В.