Презентация по химии на тему «Технологии индивидуализированного обучения (ТИО) химии».


ЛЕКЦИЯ Технологии индивидуализированного обучения (ТИО) химии. - Основные требования к технологиям индивидуализированного обучения.- Построение системы уроков в ТИО.- Программированное обучение химии.- Технология уровневого обучения.- Технология проблемно-модульного обучения.- Технология проектного обучения. ПЛАН ЛЕКЦИИ учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ объединение учащихся в группы на основании каких-либо особенностей ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ способ организации учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ 1. Основная цель любой педагогичес-кой технологии – развитие ребенка. Обучение применительно к каждому учащемуся может быть развивающим лишь в том случае, если оно будет приспособлено к уровню развития данного ученика. Основные требования к технологиям индивидуализированного обучения: 2. Чтобы исходить из достигнутого уровня развития, необходимо выявить этот уровень у каждого учащегося. Под уровнем развития учащегося следует понимать:- обучаемость (предпосылки к учению), - обученность (приобретенные знания),- скорость усвоения (показатель темпа запоминания и обобщения). Основные требования к технологиям индивидуализированного обучения: 3. Развитие умственных способностей достигается с помощью специальных средств обучения — развивающих заданий. Основные требования к технологиям индивидуализированного обучения: 4. Эффективность обучения зависит не только от характера предъявленных заданий, но и от активности учащегося.Активность как состояние учащегося — предпосылка всей его учебной деятельности, а значит, и общего умственного развития. Основные требования к технологиям индивидуализированного обучения: 5. Важнейшим фактором, стимулирующим ученика к учебной деятельности, является учебная мотивация, которая определяется как направленность учащегося к различным сторонам учебной деятельности. Основные требования к технологиям индивидуализированного обучения: - провести первичное структурирование содержания;- выделить стержневые линии целого курса;- по каждой линии для каждого класса определить то содержание, которое будет обеспечивать развитие представлений по рассматриваемой линии. ЭТАПЫ СИСТЕМЫ ТИО 8-й класс – простые и сложные вещества, валентность, основные классы неорганических соединений ОСНОВНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ 9-й класс – электролит, степень окисления, группы сходных элементов ОСНОВНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ 8-й класс – признаки и условия химических реакций, типы реакций, составление уравнений реакций на основе валентности, реакционная способность веществ;9-й класс – составление уравнений реакций на основе теории электролитической диссоциации, окислительно-восстановительные реакции. ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ Учащимся должна быть предложена блок-схема, где выделены:- базис- основные умения ученика на первом уровне- пути перехода на более высокие уровни. 1-я  ч а с т ь. Предъявление нового материала. 2-я  ч а с т ь. Осмысление нового материала.3-я  ч а с т ь. Резюме.  УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА 1. Комплексным называется соединение ………………………………………2. Комплексообразователем называется ………………………………………3. Лигандами называются ……………………………………………………………4. Внутренняя сфера – это …………………………………………………………..5. Координационное число – это ………………………………………………….Определить координационное число (КЧ):1) [Cr(H2O)5Cl]+, КЧ = … ; 2) [Cr(H2O)4Cl2]0, КЧ = … ;3) [Cr(NH3)4PO4]0, КЧ = … ; 4) [Cr(OH)6]3–, КЧ = … .6. Внешняя сфера – это ……………………………………………………………….7. Ионы внешней и внутренней сфер связаны между собой …………. связью; их диссоциация происходит …………………………………..………. 8. Лиганды связаны с комплексообразователем ……………… связью.Записать уравнение диссоциации комплексной соли:K4[Fe(CN)6] = …………………………………………………………….………………..9. Вычислить заряды комплексных ионов, образованных хромом(III):1) [Cr(H2O)5Cl] …………………..….. ; 2) [Cr(H2O)4Cl2] ……………….………10. Определить степень окисления комплексообразователя:1) [Fe(CN)6]4– ……………………….. ; 2) [Ni(NH3)5Cl]+ ……………………….. ;3) [Co(NH3)2(NO2)4]– ……………………….. . Листок контроля по теме «Комплексные соединения» Карточка-путеводитель на уроке «Кислоты как электролиты» Содержание Форма работы Свойства, определяемые наличием ионов водорода.1) Взаимодействие с металлами.2) Взаимодействие с оксидами металлов.3) Взаимодействие с основаниями.4) Взаимодействие с солями летучих кислот В две пробирки поместите по кусочку цинка и налейте по 1 мл 5%-х растворов кислот: в первую – серной, во вторую – соляной. Сделайте выводы об увиденном и запишите уравнения реакций в ионной форме. И т.п. ОСМЫСЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Проведенные опыты заставляют задуматься и дают возможность осуществить плавный переход к изучению последующих разделов. Таким образом, третий этап урока способствует творческому применению знаний. РЕЗЮМЕ Демонстрационный опыт «Растворение меди в азотной кислоте». УРОК ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ коррекция предъявление новых знаний дополнительный контроль результатов освоение знаний и умений контроль результатов В любой ТИО обязательным элементом является петля обратной связи: предъявление знаний сугубо индивидуализированная форма обучения. На данном уроке действует свобода выбора, т.е. ученик сам выбирает задания любого уровня по своим способностям, знаниям и умениям, интересам и т.д. УРОК КОНТРОЛЯ УСВОЕНИЯ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА 1-й  этап - отбор учебной информации.2-й  этап – построение логической последовательности изложения материала.3-й этап – установление обратной связи. ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ХИМИИ в структуре уровневой дифференциации обычно выделяют три уровня:- базовый (минимальный)- программный- усложненный (продвинутый) ТЕХНОЛОГИЯ УРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ 1) знание (запомнил, воспроизвел);2) понимание (объяснил, проиллюстрировал);3) применение (по образцу, в сходной или измененной ситуации);4) обобщение, систематизация (выделил части из целого, образовал новое целое);5) оценка (определил ценность и значение объекта изучения). ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ Для реакции NaOH c CO21. Записать формулы исходных веществ: NaOH + CO2 →  .2. После знака «→» записать Н2О + ; NaOH + CO2  →  Н2О + .3. Составить формулу образующейся соли. Для этого:1) определить валентность металла по формуле гидроксида (по числу ОН-групп);2) определить формулу кислотного остатка по формуле оксида: CO2  →  H2CO3  → CO3;3) найти наименьшее общее кратное (НОК) значений валентности;4) разделить НОК на валентность металла, полученный индекс записать после металла: 2 : 1 = 2, Na2CO3;5) разделить НОК на валентность кислотного остатка, полученный индекс записать после кислотного остатка (если кислотный остаток сложный, его заключают в скобки, индекс ставят за скобками): 2 : 2 = 1, Na2CO3.4. Формулу полученной соли записать в правой части схемы реакции: NaOH + CO2  →  H2O + Na2CO3.5. Расставить коэффициенты в уравнении реакции: 2NaOH + CO2 = H2O + Na2CO3. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ Опираясь на алгоритм, составьте уравнения реакций:1) NaOH + SO2 →  … ;2) Ca(OH)2+ CO2  →  … ;3) KOH + SO3  →  … ;4) Ca(OH)2+ SO2 →  … . ЗАДАНИЕ ДЛЯ I УРОВНЯ Роберт Вудворд, будущий нобелевский лауреат по химии, ухаживал за своей невестой, используя химические реактивы. Из дневника химика: «У нее замерзли руки во время прогулки на санях. И я сказал: “Хорошо бы достать бутылку с горячей водой!” – “Замечательно, но где мы ее возьмем?” “Я сейчас ее сделаю”, – ответил я и вынул из-под сиденья винную бутылку, на три четверти заполненную водой. Потом достал оттуда же флакон с серной кислотой и налил немного похожей на сироп жидкости в воду. Через десять секунд бутылка так нагрелась, что ее невозможно было держать в руках. Когда она начинала остывать, я добавлял еще кислоты, а когда кислота закончилась, достал банку с палочками едкого натра и понемногу подкладывал их. Таким образом, бутылка была нагрета почти до кипения всю поездку». ЗАДАНИЕ ДЛЯ II УРОВНЯ 1. Какая физическая ошибка допущена в следующих стихах? «Она жила и по стеклу текла, Но вдруг ее морозом оковало, И неподвижной льдинкой капля стала, А в мире поубавилось тепла». Ответ подтвердите расчетом.2. Почему, если смочить пол водой, в комнате станет прохладнее? ЗАДАНИЯ ДЛЯ III УРОВНЯ На этапе усвоения новых знаний новый материал дается в емкой, компактной форме, обеспечивающей перевод основной части класса на самостоятельную проработку учебной информации. На этапе закрепления обязательная часть заданий проверяется с помощью само- и взаимопроверки. Этап подведения итогов учебного занятия начинается с контрольного тестирования, которое, как и вводное, имеет обязательную и дополнительную части. 1) Позволяет интегрировать и дифферен- цировать содержание обучения 2) осуществлять самостоятельный выбор учащимися того или иного варианта курса3) акцентировать работу учителя на консультативно-координирующие функции управления индивидуальной учебной деятельностью учащихся. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 1) «сжатие» учебной информации (обобщение, укрупнение, систематизация);2) фиксирование учебной информации и учебных действий учащихся в виде модулей;3) целенаправленное создание учебных проблемных ситуаций. ПРИНЦИПЫ ТЕХНОЛОГИИ ОСНОВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ (УЭ) ПРОБЛЕМНОГО МОДУЛЯ - БЛОК «ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ» - БЛОК АКТУАЛИЗАЦИИ - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК - БЛОК ОБОБЩЕНИЯ - ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК - БЛОК «ВЫХОДНОЙ КОНТРОЛЬ» ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫПРОБЛЕМНОГО МОДУЛЯ - БЛОК ПРИМЕНЕНИЯ - БЛОК СТЫКОВКИ - БЛОК УГЛУБЛЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫЙ МОДУЛЬ«Химические свойства ионов в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций» УЭ-1. Входной контроль. Задание Оценка 1. Цинк, железо, алюминий в реакциях с неметаллами являются: а) окислителями; б) восстановителями; в) не проявляют окислительно-восстановительных свойств; г) либо окислителями, либо восстановителями, это зависит от неметалла, с которым они вступают в реакцию 1 балл 2. Определите степень окисления химического элемента по следующей схеме:-2 xS – 8ē → S; Варианты ответа: а) –10; б) 0; в) +4; г) +6 2 балла 3. Определите число отданных (принятых) электронов по схеме реакции:-3 +2N → NВарианты ответа: а) отдано 5ē; б) принято 5ē; в) отдан 1ē; г) принят 1ē 2 балла 4. Общее число электронов, участвующих в элементарном акте реакции Al + S →  … ,равно: а) 2; б) 6; в) 3; г) 5 3 балла Ответы на задания УЭ-1: 1 – б;  2 – г;  3 – а;  4 – б. Задание. Закончите уравнения возможных химических реакций. Обоснуйте свой ответ.1) Zn + CuCl2 →  … ;2) Fe + CuCl2 →  … ;3) Cu + FeCl2 →  … ;4) Cu + FeCl3 →  … . УЭ-2. Задание.Выполните лабораторный опыт. В пробирку с 1 г меди налейте 2–3 мл 0,1М раствора хлорида железа (III). Что происходит? Опишите свои наблюдения. Вас это не удивляет? Сформулируйте противоречие. Составьте уравнение реакции. Какие свойства здесь проявляет ион Fe3+? УЭ-3. Задание.Выполните лабораторный опыт. В две пробирки налейте по 1–2 мл 0,5М растворов бромида и йодида калия, добавьте к ним по 1–2 мл 0,1М раствора трихлорида железа.Опишите свои наблюдения.Сформулируйте проблему. УЭ-4. Задание.Какая реакция в задании из УЭ-4 не произошла? Почему? Для ответа на этот вопрос вспомните различия в свойствах атомов галогенов, сравните радиусы их атомов, составьте уравнение реакции. Сделайте вывод об окислительной силе иона железа Fe3+. УЭ-5. Ответьте письменно на следующие вопросы. Почему зеленый раствор хлорида железа (II) на воздухе быстро изменяет свою окраску на коричневую? Какое свойство иона железа Fe2+ проявляется в данном случае? Составьте уравнение реакции хлорида железа (II) с кислородом в водном растворе. Какие еще реакции характерны для иона Fe2+? Домашнее задание. «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе.» (1925) ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ «ВСЕ ИЗ ЖИЗНИ, ВСЕ ДЛЯ ЖИЗНИ» ИСХОДНЫЙ ЛОЗУНГ ОСНОВАТЕЛЕЙ СИСТЕМЫ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ - разработка проектного задания - разработка самого проекта- оформление результатов - общественная презентация - рефлексия СТАДИИ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА - краткосрочные (2–6ч) - среднесрочные (12–15ч)- долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его анализа ПО ВРЕМЕНИ МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ: Задание данного проекта – создание предприятия по производству средства для мытья окон. ПРОЕКТ «ТОВАРЫ БЫТОВОЙ ХИМИИ» 1) разработать проект нового средства для мытья окон;2) изготовить экспериментальные образцы нового средства и провести их испытания;3) рассчитать себестоимость разработанного товара;4) провести маркетинговые исследования и рекламную кампанию товара, получить сертификат качества. ЗАДАЧИ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД ПРЕДПРИЯТИЕМ ВЫВОДЫ Индивидуализация обучения – это не дань моде, а насущная необходимость. Технологии индивидуализированного обучения химии при всем разнообразии методических приемов имеют много общего. Все они развивающие, обеспечивающие четкое управление учебным процессом и прогнозируемый, воспроизводимый результат. Нередко технологии индивидуализированного обучения химии используются в сочетании с традиционными методами. Включение любой новой технологии в учебный процесс требует пропедевтики.