презентация урока по русскому языку : Имя существительное и местоимение в роли подлежащего (6 класс)


Цель урока: 1. Познакомить учащихся с именем существительным и местоимением в роли подлежащего. 2. Совершенствовать умение находить в предложении слова с изучаемыми орфограммами. 3. Обеспечить развитие умений выделять главное в процессе изучения материала. 4. Обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи. Слова в цепочке ищи И их правильно пиши ПРОВЕРКА: Слово ПУНКТУАЦИЯ происходит от лат. слова PUNCTUM – запятая. НЕТСреди знаков препинания есть знаки завершения, разделения, присоединения. НЕТСловосочетания изучает синтаксис. ДАСловосочетание состоит из двух слов – главного и зависимого. ДАЗависимое слово связывается с главным только по смыслу. НЕТВЕСЁЛЫЙ ПРАЗДНИК – это словосочетание ДАРИСОВАТЬ В АЛЬБОМЕ – это тоже словосочетание ДАПРИШЛИ ГОСТИ – это тоже словосочетание НЕТ Грамматическая основа предложения Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал(а) из темы? Что мы знаем о подлежащем и сказуемом? Подлежащее и сказуемое – главные члены предложенияПодлежащее отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет речи. То, о чем или о ком говорится в предложении, и есть подлежащее.Подлежащее обычно выражается именем существительным, местоимением в именительном падеже (реже числительным, именем  собственным,  н.ф. глагола) или словосочетанием. Подчеркивается одной линией. Сказуемое отвечает на вопросы что делает предмет? и обозначает то, что говорится о предмете. Сказуемое обычно выражается глаголом. Подчеркивается двумя линиями. Существительным Ветер унёс лодку в Им. падежев море.Местоимением Я не приду к обеду. в Им. падежеСловосочетанием Отец с сыном пошли на рыбалку. Что? Кто? Кто? ГлаголомСуществительным Прилагательным Мы живём на Земле.Земля – наш дом.Она прекрасна. Что делаем? Какова? Что такое? подлежащее сказуемое Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Чем выражено? Как подчёркивается? Много по весн.. грибов ур..дилось. Да какие моло..цы! Под тёмными ёлками б..ровики стоят. У них к..фтаны белые, шляпы на головах б..гатые. Грибы – загл..денье!Под высок..ми соснами м..слята с сырое.. ками растут. Они тоже хороши! Грибы в весеннем лесу е о д о а о я и а ж е о г о т я о и л е е е о е е я о г е л т и т а л л е я р к о в в о к ш о с с е о х к г р у т а й г о р о и у с л а к к у р а т н о с у м м а т т б н н о о п е р р о н л и а а р а т о б о к ь к у т а б а с с е й н ц а о м м л а п п е т и т к д к л е ф ч о а з л е т а л л е я р к о в в о к ш о с с е о х к г р у т а й г а р о и у с л а к к у р а т н о с у м м а т т б н о о о п е р р о н л и а а р а т о б о к ь к у т а б а с с е й н ц а о м м л а п п е т и т к д к л е ф ч о а з л е Дисциплина – это привычка к (порядок), привычка к (упорство), к (твёрдость) в учении и в труде. (Недисциплинированный), (неорганизованный) человеку никогда народ не поручит (ответственный) и (важный) дела. Дисциплина – это упорство, умение не бояться никаких (трудность). Без (дисциплина) человек не может добиться (успех) ни в (один) деле. Дисциплина – это привычка к порядоку, привычка к упорству, к твёрдости в учении и в труде. Недисциплинированному, неорганизованному человеку никогда народ не поручит ответственного и важного дела. Дисциплина – это упорство, умение не бояться никаких трудностей. Без дисциплины человек не может добиться успеха ни в одном деле. дополнение определение обстоятельство дополнение определение обстоятельство дополнениеподлежащееобстоятельствоопределениесказуемое дополнениеподлежащееобстоятельствоопределениесказуемое Обстоятельство отвечает на вопросы КОГО? ЧЕГО?Дополнение отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКИЕ?Определение подчёркивается волнистой линией;Дополнение подчёркивается прерывистой линией;Определение отвечает на вопросы КЕМ? ЧЕМ?Обстоятельство отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ?Определение отвечает на вопросы ГДЕ? ОТКУДА?Дополнение отвечает на вопросы КАКИЕ? КАКАЯ?Обстоятельство отвечает на вопросы ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? Прочитайте. Выполните задания к тексту.Ответьте на вопросы:Какие учебные заведения для детей есть в нашей стране? Когда и где появился первый лицей? От какого греческого слова произошло слово «школа»? - Прочитайте данные слова и словосочетания, научитесь их правильно произносить и писать. - Выпишите из текста существительные в начальной форме, распределите их в две колонки, обозначая род. Существительные неодушевлённые одушевлённые Задание 4 А. Б. В. места времени Творческое задание 1 группа – “Зима” 2 группа – “Море” 3 группа – “Небо”  Физкультминутка Любопытная ВарвараСмотрит влево, смотрит вправо…А потом опять вперёд –Тут немного отдохнёт.Теперь Варвара смотрит вверх!Выше всех, всё дальше вверх!А теперь посмотрим вниз –Мышцы шеи напряглись!Возвращаемся обратно –Расслабление приятно. ВОПРОС ОТВЕТ 1. Морфология – это 2. Определите правильный вариант названий частей речи в предложении 3. Определите вариант со служебными частями речи 4. Определите, сколько служебных частей в предложении 5. Морфология – это раздел науки о языке, изучающий: 6. Обозначают предметы, изменяются по падежам: 7. Обозначает действие предмета, спрягается: 8. Служебные части речи: 9. Определите, какие части речи использованы в предложении: 10. Определите предложение по схеме: ВОПРОС ОТВЕТ 1. Морфология – это д 2. Определите правильный вариант названий частей речи в предложении в 3. Определите вариант со служебными частями речи д 4. Определите, сколько служебных частей в предложении а 5. Морфология – это раздел науки о языке, изучающий: д 6. Обозначают предметы, изменяются по падежам: с 7. Обозначает действие предмета, спрягается: а 8. Служебные части речи: е 9. Определите, какие части речи использованы в предложении: в 10. Определите предложение по схеме: с Синквейн 1 Кто? Что? (Тема) 1 существительное 2 Какой? (Описание темы) 2 прилагательных 3 Что делает? 3 глагола 4 Что автор думает? Фраза из четырёх слов 5 Кто? Что? (Обобщение) 1 существительное РЕФЛЕКСИЯ УРОКА Доволен ли тем, как прошёл урок? Было ли тебе интересно? Сумел ли ты получить новые знания? Ты был активен на уроке? Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание? Учитель был внимателен к тебе? Ты сумел показать свои знания? Что помогло вам сегодня добиться цели урока, доказать, что “имя существительное – хлеб языка”? Сделаем выводы.