Использование приемов технологии РКМЧП на уроках биологии (из опыта работы)


Использование технологии «РКМЧП» на уроках биологии(из опыта работы) Борзунова Н.А.МКОУ «Баткатская СОШ» Стадия вызова «Люди с желанием и эффективно делают то, что сами хотят делать, а не то, что им приказывают»Задачи:Актуализация и обобщение имеющихся у учащихся знаний по данной темеПробуждение интереса к изучаемой темеПобуждение ученика к активной деятельности «Проблемные вопросы, задачи, ситуации» Сердце - удивительный и надежный мотор, насос, который работает в течении жизни, без остановки и «ремонта». Объясните,в чём причина такой неутомимости и работоспособности сердца, его мыщц.Почему пища (молоко или куриный бульон), введенная щприцем прямо в кровь, вызывает гибель человека, а пройдя через пищеварительную систему, становится безопасной и усваивается клетками?Хозяйка на дачном участке оборвала зеленые листья капусты на корм кроликам. Правильно ли она поступила и почему?Цветки гороха и яблони, когда они находились в фазе бутона, были накрыты марлевыми мешочками. После цветения у гороха образовались плоды, а у яблони – нет. Почему?Одиннадцатиклассница А. на улице встретилась со старой школьной подругой М., которую не видела 3 года. Она шла на согнутых ногах, шаркающей походкой. Грустное выражение лица, голова опущена, плечи сведены, спина сгорблена, пальто висит мешком…. Узнать её сразу было невозможно. Почему? В чем причина? Приём «Кластер» Значение покрытосеменныхПища для человека Корм для животных Очищают воздухДают кислород ДекоративноеЛекарственные Убежище и жилище для животныхАссоциация – «Селекция» Приём «Верите ли вы, что….» … кожу называют «зеркалом здоровья и болезни».… секрет потовых желёз не имеет запаха.… кожа формирует роговые образования: ногти и волосы.… кожа – сложный орган со многими функциями.… этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь.… кожа тесно связана с нервной системой.… в коже происходит образование витамина Д.… 2% кислорода в организм поступает через кожу.… молочные железы – это изменённые потовые железы. Приём «верных и неверных утверждений» У самки птицы развивается один левый яичник.Оплодотворение происходит в яичнике.Желток подвешен на двух белковых канатиках.Источником питательных веществ служит белок.На остром конце яйца образуется воздушная камера.В скорлупе имеются поры, через которые осуществляется газообмен.Толстая надскорлуповая оболочка защищает яйцо от механических повреждений.Развитие зародыша начинается в яйцеводе и продолжается с момента насиживания.Во время первого вдоха птенец вдыхает воздух воздушной камеры. Выводковые птенцы появляются из яиц с открытыми глазами, способны самостоятельно двигаться. Птенцовые(гнездовые) птенцы выходят из яйца беспомощными и нуждаются в заботе. На основании чего капусту и редьку относят к семейству крестоцветные? К какому семейству растений относят капусту и редьку? Почему эритроциты называют красными клетками крови? Какие клетки крови называют красными? Толстые Тонкие Прием «Тонкие и толстые вопросы» Стадия осмысления «Если хочешь запомнить, забудешь. Если хочешь понять, запомнишь» Задачи:Активное получение информации;Осмысление новой информации;Соотнесение новой информации со своими знаниями Приём «Восстанови текст» Каждое растение имеет множество корней. Корень, развившийся из зародышевого корешка семени, называется……….Корни, отрастающие от стебля и листьев, называются………..От главного и придаточного корней отходят корни…….. Все корни одного растения образуют……………..Различают два типа корневых систем……. и ………Корневую систему в которой хорошо развит главный корень, называют ………. корневой системой. Если главный корень недостаточно развит или рано отмирает – это …………. корневая система.Неорганические соединения придают кости ………. Органические соединения …… и ……….. Сочетание……. неорганических соединений с …… и …… органических обеспечивает большую ……… кости. Дополните предложения Лобная кость относится к ……, пяточная – к ……, а плечевая – к …..Рост кости в толщину происходит благодаря ….., а рост кости в длину – за счет замещения …… в зонах роста.Захват микробов лейкоцитами и их уничтожение И.И.Мечников назвал …. Введение вакцины вырабатывает … иммунитет, а введение лечебной сыворотки создает ……. иммунитет.Крахмал ферментами слюны разлагается до …. Белки ферментами желудочного сока (пепсином) и поджелудочной железы разлагается до ………. Коронка зуба покрыта …., под ней расположен ……, а внутри зуба находится……..Ответ организма на раздражение при участие и контроле центральной нервной системы называется ……..Изображение в близоруком глазу фокусируется…… сетчатки, а дальнозоркость…… неё. Количество конечностей Среда обитания Представители Внешний вид(отделы тела) Насекомые Паукообразные Ракообразные Линия сравнения Концептуальная таблица Найди ошибки 1. Фотосинтез происходит в хлоропластах растительных клеток. 2. В световой фазе осуществляется распад молекулы углекислого газа под влиянием света. 3. Молекулярный кислород образуется в темновую фазу. 4. В темновой фазе процессы синтеза сопровождаются образованием молекул АТФ. 5. В ходе процесса фотосинтеза из углекислого газа и воды образуется глюкоза.1.Тело ракообразных животных разделяется на голову, туловище и брюшко. 2. Роль наружного скелета выполняет покров из целлюлозы. 3. В захвате и удержании добычи принимают участие ногочелюсти. 4. Ходильные конечности расположены на брюшке. 5. Передвижение речного рака в воде связано с хвостовым плавником. «Исправление логических цепочек» гусеница – дерево - ястреб – синицаЛисица обыкновенная – животные – хордовые – волчьи – млекопитающие – лисица – хищныеГлотка – желудок – рот – тонкая кишка – пищевод- двенадцатиперстная кишка – прямая кишка – толстая кишка – АО.Зрительная зона коры больших полушарий- колбочки и палочки - зрительный нерв Стадия размышления и рефлексии «Образование – это то, что останется, когда забудется всё заученное»Задачи:Целостное осмысление, обобщение полученной информации;Анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций;Выявление ещё непознанного;Поиск тем и проблем для дальнейшей работы (новый вызов) Синквейн 1. Жизнь2. Многогранная, сложная3. возникает, существует, прекращается4. основной объект изучения биологии5. загадка 1. Покрытосеменные 2. красивые, ароматные 3. цветут, привлекают, опыляются 4. Украшают нашу жизнь. 5. Восхищение 1. Листопад2. багряный, золотой3.падают, летят, кружатся4. «Лес точно терем расписной»5. Осень 1. Лист 2. Простой и сложный 3.Поглощает, выделяет, испаряет. 4.Создает органические вещества. 5.Фотосинтез. Задания со сменой установки На доске написаны слова коала, тигр, крот, ушан, белка, кит, лошадь. Учащиеся в течение 30 секунд видят их, затем доска закрывается и учитель предлагает ответить на вопросы. Сколько всего животных?На каком месте стоит животное, которое относится к отряду Грызуны?На каком месте стоит животное, способное к полету?Название какого животного записано после тигра?Название какого животного стоит первым?Какое животное вынашивает своих детенышей в сумке?Какое животное ошибочно называют рыбой? Опрос-итог В конце урока задаются вопросы, побуждающие к рефлексии: Что главное? Что новое? Что интересное? Чему научились?