Современные подходы в реализации содержания образования


СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Главное изменение в нашей жизни, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В современном информационном обществе обладание знаниями, умениями и навыками является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования. Человек должен уметь ориентироваться в быстро меняющихся потоках информации, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания. Результаты проводимых международных сравнительных исследований показывают, что российские школьники лучше зарубежных сверстников выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями, но их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых необходимо провести их анализ или интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений. С 2005 года в России началась разработка стандартов нового поколения, призванных осуществить модернизацию образования с тем, чтобы она готовила людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания. Способность решать проблемы не сводится к освоению определённой совокупности умений, а имеет несколько составляющих: - мотивы деятельности; - умение ориентироваться в источниках информации; - умения, необходимые для определённых видов деятельности; - теоретические и прикладные знания, необходимые для понимания сущности проблемы и выбора путей её решения. Проводимая модернизация образования предполагает не только обновление содержания, но и реализацию разных подходов, ориентацию на личностные возможности и интересы учащихся, перестройку коммуникаций учитель-ученик и нацеленность на новый образовательный результат - формирование компетенций, умение добывать и применять знания, а не механически усваивать их сумму. Подход  Парадигма Ценностные ориентации Педагогическое целеполагание Отбор содержания образования Методы реализации образования Методологические принципы Основной практический метод подхода Принципы обучения ФИЛОСОФСКИЙ ПОДХОДпредметом философии являются закономерности функционирования и развития сферы образования во всех её аспектах: Ценностно-целевой (цель и ценность получаемых знаний). Системный. Процессуальный (процесс получения знания). Результативный (результат).Философский подход дает возможность выявления реальных противоречий и коллизий, столь типичных для развития образования. Благодаря философскому подходу можно понять перспективы развития образования, без чего нельзя выстроить ни стратегию, ни практику, ни политику в этой сфере общественной и личной жизни. Общие принципы положения философии (мировоззрение, учение об отношении человека к миру, всеобщие законы развития природы, общества и мышления, общие принципы бытия и познания и т.д.) применяются для анализа самых различных сторон образования, рассматриваемого и как система, и как процесс, и как деятельность, и как ценность, и как социальный институт. Исторический подход - позволяет уловить основные тенденции, действующие в развитии образования, обнаружить метаморфозы образования.Методологический подход - выявление задач образования, нацеливает также на выявление связей в образовании, выявление роли образования в развитии всех сфер общественной жизни. Социологический подход – определение места и роли образования в обществе, взаимодействия образования и различных подсистем общества: экономических, политических, социальных, культурных; взаимосвязи образования с различными общественными структурами, институтами и организациями; эффективность образования, анализ степени удовлетворенности образованием различных социальных общностей, как непосредственно включенных в его систему, так и косвенно связанных с ней. Суть ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОДХОДА к образованию может быть определена через диалектическое взаимодействие экономики и образования: Как экономика общества влияет на образование, включая его в систему финансово-экономических отношений. Какова экономическая эффективность образования. Как образование влияет на развитие производства, экономики общества в целом.Составной частью экономического подхода к образованию является разработка образовательного маркетинга.Цель экономического подхода состоит в том, чтобы показать разумные возможности и рациональные пропорции в сочетании свободного рынка образовательных услуг с механизмами государственного регулирования сферы образования в интересах потребителей этих услуг. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД предполагает реализацию педагогом задач применительно к возрасту, полу, уровню обученности и воспитанности учащихся. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД определяется своеобразием каждой конкретной личности: сочетанием интегративных качеств, задатками, дарованиями, способностями, сильными сторонами характера, типом темперамента, самоуправлением, поведением и деятельностью, отношением к себе ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД — это индивидуальный подход к человеку как к личности с пониманием ее как системы, определяющей все другие психические явления Компетентностный подход - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов . Главная идея компетентностного подхода, по мнению А. Л. Андреева - нужно не столько располагать знаниями как таковыми, сколько обладать определенными личностными характеристиками и уметь в любой момент самостоятельно найти и отобрать нужные знания в созданных человечеством хранилищах информации, уметь воспользоваться ими в различных ситуациях и сферах жизни Компетентность - это "знание в действии", способность использовать на практике полученные навыки и знания Подробнее на п/з