Презентация к интегрированному уроку (математика + экология) по теме Лес – величайшее творение природы .


Точка 1 На середине грудины. Связана со слизистой оболочкой трахеи, бронхов. При массаже этой точки уменьшается кашель . Точка 2 В центре яремной впадинки грудины. Связана со слизистой оболочкой глотки, гортани, регулирует иммунные функции организма. Точка 6 На середине расстояния между носогубной складкой и серединой крыла носа. Массаж этой точки улучшает кровоснабжение слизистой оболочки носа. Дыхание через нос становится свободным, насморк проходит. Точка 7 Находится на внутреннем крае брови. Массаж этой точки улучшает кровообращение слизистой оболочки верхних отделов полости носа, области глазного яблока и лобных отделов головного мозга. Точка 9 На тыльной стороне кисти, на вершине мышечного валика. Нормализует многие функции организма. Начинать массаж с легкого нажима, постепенно усиливая интенсивность воздействия. 1 Интегрированный урок (математика + экология) по теме" Лес – величайшее творение природы "Авторы: Попова Людмила Алексеевна ,учитель2 категории Матиюк Светлана Алексеевна, учитель 1 категории МОУ СОШ№17 г.Йошкар-Олы Республики Марий Эл2 Цели: математика: научить применять математические знания на практике.экология: научить видеть и понимать экологические проблемы местности и находить пути их решения.3 Задачи: образовательные: -повторить все действия с десятичными и обыкновенными дробями, единицы измерения площади и объёма;-применить знания при решении задач экологического содержания;-познакомить учащихся с экологическими проблемами местности.-познакомить учащихся с чрезвычайными ситуациями природного характера и правилами поведения во время стихийных бедствий.развивающие: -продолжить формирование навыков работы с компьютером, умения анализировать, размышлять, делать выводы; -развить умение ориентироваться в нестандартной ситуации.воспитательные: -воспитывать новое экологическое мышление, экологическую культуру;-прививать интерес к изучению родного края, воспитывать любовь к родной природе, заботливое и бережное отношение к ней.4 Рано утром я встаю,Бога я благодарю,Солнцу, ветру улыбаюсьИ при этом, не стесняясь,Слово «здравствуй» говорю,С кем встречаюсь поутру.Всем здоровья я желаю,Никого не обижаю.Хватит места на землеЛюдям всем, животным, мне.Чтоб земля моя цвела,Я желаю всем добра.5 Лес - наше богатствоЛес — часть поверхности Земного шара, покрытая древесными растениями.В настоящее время леса занимают около трети площади суши. Общая площадь леса на Земле составляет 38×106 км². Половина этой лесной зоны принадлежит тропическим лесам, четвёртая часть расположена в северном полушарии.6 Лес - наше богатство7 8 Лес - наше богатствоЛеса в России составляют 45% ее территории.Основные запасы лесов России концентрируются в Сибири и на Дальнем Востоке, а также на Европейском севере. 9 10 11 Общая площадь земель лесного фонда, находящегося в ведении Министерства лесного хозяйства Республики Марий Эл, составляет 1 272,4 тыс.га. Доля хвойных насаждений составляет 49,9%, лиственных - 49,2% от общего состава.12 13 “Леса учат человека понимать прекрасное” 14 15 Значение лесаНет ничего милееБродить и думать здесь.Излечит, обогреет,Накормит русский лес.А будет жажда мучить -То мне лесовичокСредь зарослей колючихПокажет родничок.Нагнусь к нему напиться -Течет вода- водица,Нас ждут в лесу рябина,Орехи и цветы,16 Значение лесаДушистая малинаНа кустиках густых.Ищу грибов полянуЯ, не жалея ног,А если и устану -Присяду на пенек.Лес очень любит пеших,Для них совсем он свой.Здесь где-то бродит лешийС зеленой бородой.Жизнь кажется иною,И сердце не болит,Когда над головою,Как вечность, лес шумит.17 Значение леса Лес необходим для строительства сел и городов, фабрик и заводов18 Значение леса Производство бумаги и кинопленки, искусственного волокна и мебели, музыкальных инструментов и спортивного инвентаря не может обойтись без древесины.19 Значение леса Древесина служит сырьем для получения массы ценных химических продуктов: спирта, кислот, канифоли.20 Значение лесаВелико значение леса в поглощении углекислого газа, выделении кислорода Лес препятствует проявлению парникового эффекта Очищает загрязнённые воды, так как они впитываются лесной подстилкой и отфильтровываются Лес очищает атмосферу от загрязнения21 Значение лесаВ лесу растут лекарственные травы, грибы, ягоды Лес – это местообитание животных и место отдыха людей22 Интересные факты о лесе:1.Вычислите удобным способом, и вы узнаете сколько костюмов можно сшить из 1 м 3 древесины 2.Вычислите, и вы узнаете сколько миллионов спичек можно получить из 1 м3 осины3.Вычислите удобным способом, и вы узнаете на сколько % увеличилось количество углекислого газа за последние 100 лет в результате исчезновения лесов.23 Исследование №1 Учащиеся нашей школы провели маленькое исследование: вычислили, сколько нужно вырубить леса для того, чтобы издать один задачник “Математика 6 класс ” авт. И.И. Зубарева, А.Г.Мордкович, М: “Мнемозина”, 2009, и сколько, чтобы издать тираж учебника. Определить какое количество учебников можно было бы изготовить из леса ,который сгорел в РМЭ в 2010 году.23 Исследование №1Этапы работы над задачей:1. Вычислить площадь одной страницы учебника 2. Умножить результат на количество листов учебника (посмотреть количество страниц и вычислить количество листов)3. Умножить на тираж учебника (посмотреть тираж)4. Выразить результат в квадратных метрах5. Найти в Интернете , какую площадь лесных угодий вырубают, чтобы получить 1000 м2 бумаги (ответ: на 1000 м2 требуется 0,25 га леса)6. Сколько нужно вырубить леса, чтобы создать тираж учебника? 7.Определить , какое количество учебников можно было бы изготовить из леса , который сгорел в РМЭ в 2010 году?24 Исследование №1Решение:Размеры одной страницы учебника 16,5 см на 21,5 см, т.е. площадь равна 16,5 см х 21,5 см = 354,75 см 2В учебнике 264страницы или 132 листа, значит площадь всех листов учебника : 354,75 х 132 = 46 827 см2 = 4,6827 м2 . На 1000 м2 бумаги нужно вырубить 2500 м2 деревьев, т.е. в 2,5 раза больше. Значит на производство одного учебника требуется 4,6827 м2 х 2,5 = 11,70675 м2На весь тираж в 75 000 экземпляров требуется 75 000 х 11,70675 м2 = 878 006,25 м2 леса ≈ 87,8 га В 2010 году на территории РМЭ сгорело около 55 500 га леса, значит количество учебников , которое можно было бы изготовить из этого леса : 55 500 : 87,8 = 632, 11845 тиражей или ≈ 47 408 883 учебника. 25 Лес и здоровье человека Леса поглощают из атмосферы вредные для жизни человека газы, задерживают пыль на поверхности листьев26 Лес и здоровье человекаЧасовая прогулка среди сосен даст заряд бодрости, укрепит иммунитет и повысит работоспособность даже совершенно здоровых людей. Деревья обогащают атмосферу кислородом и выделяют ароматные смолистые вещества, которые губительно действуют на болезнетворные микробы.27 Лес и здоровье человекаЛеса активно преобразовывают атмосферные загрязнения, особенно газообразные Наибольшей окисляющей способностью обладают хвойные (сосна, ель, можжевельник), а также некоторые сорта лип, берёзЛес активно поглощает промышленные загрязнения, в частности пыль, углеводороды28 Лес и здоровье человекаЛес, особенно хвойный, выделяет фитонциды — летучие вещества, обладающие бактерицидными свойствамиФитонциды убивают болезнетворные микробы29 Лес и здоровье человека В определённых дозах фитонциды благотворно влияют на нервную систему, усиливают двигательную и секреторную функции желудочно-кишечного тракта, способствуют улучшению обмена веществ и стимулируют сердечную деятельность 30 Лес и здоровье человекаФитонциды почек тополя, антоновских яблок, эвкалипта губительно действуют на вирус гриппа. Веточка пихты, внесённая в комнату, в 10 раз снижает содержание микробов в воздухе, особенно коклюша и дифтерии. Листья дуба уничтожают бактерии брюшного тифа и дизентерии. 31 Лес и здоровье человека Наибольшей фитонцидной активностью обладают: клюква, зверобой, тысячелистник, мята, подорожник, можжевельник, сосна.32 Лес и здоровье человекаФитонциды березы и тополя убивают бактерии через 20-25 минут; сосны, кедра и ели - через 10-15 минут,фитонциды пихты - всего за 5 минут.33 Исследование №2 Летом 2010 года в РМЭ бушевали страшные пожары, в результате которых сгорело много леса. Мы решили провести исследование и вычислить объём кислорода, который мог бы выделиться этими деревьями и узнать количество людей, которые могли бы дышать этим кислородом.34 Исследование №2 Этапы работы над задачей: 1. Определить площадь сгоревшего леса в РМЭ за лето 2010 года.2.Найти объём кислорода, выделяемого одним деревом в сутки.3. Найти среднюю плотность деревьев по РМЭ.4. Вычислить количество людей, которые могли бы дышать кислородом деревьев , если бы они не сгорели.35 Исследование №2 Решение:Площадь сгоревшего леса 55 500 га или 555 км2Узнали , что 1 дерево выделяет около 180 литров кислорода в сутки. Этот объём кислорода необходим для дыхания 3 человек, значит для одного человека - 60 литров в сутки. Средняя плотность деревьев по РМЭ 7 000 деревьев на 1 км2 . Вычислим объём кислорода с 1 км2 площади : 180 х 7000 = 1 260 000 литров в сутки.Вычислим объём кислорода со всей площади сгоревшего леса: 1 260  000 х 555 км2 = 699  300  000 литров в сутки.Вычислим количество людей, которые могли бы дышать сутки кислородом , если бы деревья не сгорели : 699  300  000 : 60 = 1  165  500 человек.Сравним эту цифру с количеством жителе РМЭ . Население РМЭ на 2010 год – 698  176 человек.36 ФизкультминуткаУпражнения для мышц глаза:1. Крепко зажмурить глаза на 4 секунды, затем открыть глаза на 4 секунды. Повторить 3 раза.2. Смотреть перед собой вдаль в течение 3 секунд, затем поставить указательный палец вытянутой правой руки перед лицом, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3 секунды. Повторить 4 раз.3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4 раза.4. Быстро поморгать глазами, закрыть их и спокойно сосчитать до пяти.37 ФизкультминуткаРуки подняли и покачали Это деревья в лесу.Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу.В сторону руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят.Как они тихо садятся, покажем – Крылья сложили назад.38 Охрана лесаОсновная задача охраны лесов : - рациональное использование леса- восстановление леса- защита от пожаров - защита от вредителей 39 40 41 42 Охрана леса Пожары в Марий Эл, бушевавшие в лесах республики в июле и августе 2010 года признаны самыми разрушительными за последние 30 лет.43 Забывчивый охотник на привалеНе заметал, не растоптал костра.Он в лес ушел, а ветки догоралиИ нехотя чадили до утра…А утром ветер разогнал туманы,И ожил потухающий костер.И, сыпля искры посреди поляны,Багровые лохмотья распростер.Он всю траву с цветами вместе выжег,Кусты спалил, в зеленый лес пошел.Как вспугнутая стая белок рыжих,Он заметался со ствола на ствол.И лес гудел от огненной метели,С морозным треском падали стволы,И, как снежинки, искры с них летелиНад серыми сугробами золы.44 45 46 В пожароопасный сезон в лесу запрещается: бросать горящие спички и окурки; оставлять в лесу промасленные или пропитанные бензином тряпки; заправлять горючим топливные баки работающих двигателей автомашин; оставлять бутылки или осколки стекла; разводить костры в местах с сухой травой; выжигать траву под деревьями и на полянах.47 48 Как мы можем помочь лесу? Не рубить молодые деревья.На месте срубленного дерева посадить новое деревце.Запрещать вырубку леса в природоохранных зонах.Очищать лес от мусора.Собирать макулатуру.Не заниматься браконьерством.Не разрушать муравейники.Не рвать растения, которые стали редкими и охраняются законом.49 Самостоятельная работа Леса - хранители вод. Снег в лесу лежит ровным ковром, весной он медленно тает, при этом талая вода просачивается в глубь почвы. Поэтому реки, по берегам поросшие лесом бывают полноводными и летом. 51« Лес – это … , … – это … , … – это … » Самостоятельная работа« Лес – это вода,вода – это урожай,урожай – это жизнь!50 Итог урокаИспокон веков лес был и остается верным другом и защитником человека. Лес и кормит, и лечит, и одевает, и согревает людей. Лекарственные растения, ягоды, грибы, плоды дарит лес людям, а взамен требует только одного – бережного обращения к ним.52 Итог урокаВо многих странах приняты законы об охране растений.Создаются охраняемые природные территории: заповедники, заказники и национальные парки. Составлены специальные списки охраняемых видов животных и растений( Красные книги). Сберечь и сохранить растительный мир Земли для потомков – важнейшая задача человечества. Любить лес, охранять его – это долг каждого российского человека . 53 Домашнее заданиеВ выходные дни сходите с родителями на экскурсию в лес.54 55 Спасибозавнимание!57