Презентация «Переход на ФГОС: введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Проблемы и перспективы внедрения»


«Если ученик в школе не научился сам творить, то в жизни он будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений»( Л. Н. Толстой)«Не для школы, для жизни учимся» (латинское изречение) «Переход на ФГОС: введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Проблемы и перспективы внедрения» Цель: обеспечить оптимальное вхождение педагогического коллектива школы в систему ценностей современного образования через принятие идеологии ФГОС общего образования; изучение концептуальных подходов федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования. Задачи: изучение нормативно-правовой базы внедрения ФГОС ООО;освоение концептуальных основ и терминологии ФГОС основного общего образования, определение сущности различия Стандартов первого и второго поколения;определение направлений работы школы на I этапе пилотирования;изучение структуры Примерной основной образовательной программы основного общего образования;представление основных разделов Основной образовательной программы основного общего образования. План проведения: Введение. Нормативно-правовая база введения ФГОС ООО Актуальность введения новых образовательных стандартов на ступени основного общего образования. Цель и задачи ФГОС основного общего образования. Основные отличия ФК ГОС 2004 г. и ФГОС ООО. Достижение новых образовательных стандартов и модель выпускника. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897);ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова);КОНЦЕЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ (Авт. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.) Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается Требуется умение отбирать главное в море информации Функции мобильного телефона Набор товаров в магазине Инструкция к новой технике Поиск в Интернете вакансий, досуга, сведений и т.д. ______________________________________________________________________ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ: все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания Цель и задачи ФГОС ООО Полное и гармоничное развитие личности, интегрированной в мировую и национальную культуру, обладающую ключевыми компетентностями, способной к самореализации и к ответственному поведению в современном ей обществе Стандарт направлен на обеспечение Доступности получения основного общего образования;Духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;Преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования;Сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа РФ, права на изучение родного языка, возможности получения общего образования. Основная образовательная программа основного общего образования Цели реализации программы: обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости. Задачи программы:  обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Стандарта;обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; обеспечение доступности получения качественного основного общего образования; установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы; обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами; выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей;организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада; включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды;социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности. . Задачи программы: Требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Новый стандарт – три системы требований общественный договор, ориентация на результат, системно-деятельностный подход Требованияк структуреООП Требованияк результатамосвоения ООП Требованияк условиям реализации ООП Ожидаемыерезультатыдеятельностисистемыобразования Ресурсы: кадры, информация,материальная база,финансы Организационныеи педагогическиеусловия деятельности системыобразования Структура ООП основного общего образования 1. Целевой раздел:Пояснительная записка;Планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО;Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы ООО2. Содержательный раздел:Программа развития УУД;Программы отдельных учебных предметов;Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени ООО;Программа коррекционной работы.3. Организационный раздел:Учебный план;Система условий реализации ООП. Программа духовно-нравственного развития и воспитания Планируемые результаты обучения. Система оценки. Программа формирования УУД Фундамен-тальное ядросодержания Концепция духовно-нравственного развития и воспитания УМК УМК Т Программа формирования культуры здорового образа жизни Учебныйплан основного общего образования Требования к результатам освоения основной образовательной программы Программы учебных предметов Учебныйплан основного общего образования Планируемые результаты ООП ООО - это система ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу ООП Планируемые результаты:три основные группы ЛИЧНОСТНЫЕ Самоопределение:внутренняя позиция школьника;самоиндификация;самоуважение и самооценка Смыслообразование:мотивация (учебная, социальн.);границы собственногознания и «незнания» Морально-этическаяориентация:ориентация на выполнениеморальных норм;способность к решению моральныхпроблем на основе децентрации;оценка своих поступков МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные:управление своей деятельностью;контроль и коррекция;инициативность и самостоятельность Коммуникативные:речевая деятельность;навыки сотрудничества Познавательные:работа с информацией;работа с учебными моделями;использование знако-символическихсредств, общих схем решения;выполнение логических операцийсравнения, анализа, обобщения,классификации, установленияаналогий, подведения под понятие ПРЕДМЕТНЫЕ Основы системынаучных знаний Основы системынаучных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению,преобразованиюи применениюнового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Учебно–познавательные задачи Освоение систематических знаний;Формирование и оценка навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний (сравнение, анализ, синтез, обобщение, интерпретация, классификация по признакам, установление причинно-следственных связей, исследование новой информации и т.п.) Учебно-практические задачи: Формирование и оценка навыков:Разрешения проблемы;Сотрудничества;Коммуникации;Самоорганизации и саморегуляции;Рефлексии;ИКТ - компетентности На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения: Учебных программ по всем предметам;Четырех междисциплинарных учебных программ – «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ- компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности», «Основы смыслового чтения и работа с текстом» Готова ли школа к новому результату или продолжаем «давать знания»? Как обучать ? С помощью чего учить ? Для чего обучать?Как проверить достижение новых образовательных результатов? Изменение приоритетов в образовании Структура стандарта ГОС 2004 г. – СОДЕРЖАНИЕ! Обязательный минимум содержания основных образовательных программМаксимальный объем учебной нагрузки обучающихсяТребования к уровнюподготовки выпускников ФГОС – РЕЗУЛЬТАТЫ! Требования к структуре основных общеобразовательных программ (ОП)Требования к результатам освоения основных ОПТребования к условиям реализации основных ОП Структура традиционного урока1. Учитель проверяет д/з учеников2. Учитель объявляет новую тему3. Учитель объясняет новую тему4. Учитель организует закрепление знаний учениками Решение проблем в жизни1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?»2.Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания)4.Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет. Традиционный взгляд: Основная задача школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯ«Хорошее прошлое положительно опасно, если делает нас удовлетворенными настоящим и, следовательно, не готовыми к будущему» Чарльз В. Элиот ФГОС«Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности» Принципы 1. Образовательный процесс построить с учетом возрастных психологических и физиологических особенностей обучающихся(ориентирован на возраст)2. Использовать современные образовательные технологии деятельностного типа (системно-деятельностный подход, который обеспечивает:-формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;-проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;-активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; Новые ФГОС Как обучать? Дидактические принципы  С помощью чего учить? Урок  Урок Как проверить достижение новых образовательных результатов? Что мешает учителю работать на новый результат? Разностильные учебники Методики обучения Приемы воспитания Что мешает всей школе работать на новый результат? ИСТОРИК ФИЛОЛОГ БИОЛОГ МАТЕМАТИК ГЕОГРАФ ХИМИК «В началке учили не тому, что я хочу!» * КОНЦЕПЦИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ЯДРА СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБАРЗОВАНИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Универсальные учебные действия Основные элементы научного знания Базовые национальные ценности 11 предметов Универсальное Учебное Действие способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, что предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая :познавательные и учебные мотивы;учебную цель;учебную задачу; учебные действия и операции УУД РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? 1. Подробно описать новый результат в виде конкретных задач : Зачем учить? (ЦЕЛЬ) Подобрать средства получения нового результата, ответить на вопросы: 2. Чему учить? (изменение СОДЕРЖАНИЯ) 3. Как учить? (изменение МЕТОДИКИ) Основная педагогическая задача – создание и организация условий,инициирующих детское действие Как учить?обновлениесредствобучения Ради чегоучить?ценности образования Чему учить?обновлениесодержания Системно-деятельностный подход Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенкана основе универсальных учебных действий формирование универсальных способов действий Каким образом включить ученика в образовательный процесс?Как помочь его самоопределению? Только с помощью действия Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. В учебной деятельности действие ребенка строится из связанных между собой задач: -действие связано с принятием цели и принятием решения;-эта компетентность связана со сформированностью оценочного действия.-сформированность оценочного действия говорит о фактическом участии ребенка в учебном процессе. «…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…»Г.А.Цукерман, доктор психологических наук Важно, чтобы ребенок образовывал себя сам посредством взрослого Необходимо развивать такие умения:1) рефлексию,2) анализ,3) планирование.Они нацелены на самостоятельность человека, его самоопределение, действие. В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи. Содержание образования должно представлять систему деятельностного подхода, а не фрагменты.. «Качество системы образования не может быть выше уровня работающих в ней учителей»Роль хорошего учителя в системе образования больше, чем сумма всех других факторов, вместе взятых ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ И ЛИЧНОСТНЫМ КАЧЕСТВАМ УЧИТЕЛЯ Хорошо знающий свой предмет и владеющий методикой его преподавания.Владеющий современными образовательными технологиями.Хорошо разбирающийся в психологии ребенка, способный оказать психологическую поддержку и помощь, особенно в период возрастных признаков.Эффективно взаимодействующий с семьями своих учащихся.Открытый новшествам, умеющий отбирать и осваивать новые формы и методы работы. ФГОС: каким образом можно получить новый результат? ОРГАНИЗОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ: СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий (КИМы: вместо проверки знаний - проверка умений ими пользоваться!) способность к самоорганизации в решении учебных задач. прогресс в личностном развитии Личностные результаты система ценностных ориентаций, интересы, мотивации, толерант-ность Метапредметные результаты способы деятельности,применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях Предметные результаты знания умения,опыт творческой деятельности и др. ФГОС: изменение требований к ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ РЕЗУЛЬТАТУ Портрет выпускника – гражданина России: Патриот. Уважающий ценности иных культур. Креативный, мотивированный. Уважающий других людей, готовый сотрудничать. Способный принимать самостоятельные решения Модель выпускника патриот любознательный, проявляющий исследовательский интерес деятельный, креативныйактивно познающий мир умеющий учиться, способный к самоорганизации открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый положительное отношение к себе, уверенность в своих силах навыки самоорганизации и здорового образа жизни познающий себя, утверждающий себя как взрослый умеет работать в группе и индивидуально готовый нести ответственность перед самим собой, другими умеет действовать с ориентацией на другую позицию чувство собственного достоинства исследовательский интерес уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения Вы - блестящий учитель, у вас прекрасные ученики! Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса. Веди ученика от собственного опыта к общественному.Будь не «НАД», а «РЯДОМ».Радуйся вопросу, но отвечать не спеши.Учи анализировать каждый этап работы.Критикуя, стимулируй ученика. Спасибо за внимание ! Творческих побед Вам, талантливых и прилежных учеников!!!