Презентация на тему Формирование навыков самоконтроля при решении арифметических задач


Формирование навыков самоконтроля при решении арифметических задач. Действие самоконтроля состоит в сопоставлении совершаемого действия или его результата с соответствующими образцами: конкретно данными или существующими в сознании.Образец может:1) Подаваться в виде полного решения заданий;2) Включать только промежуточные и конечные результаты, получаемые при решении заданий;3)Состоять только из конечного результата.4)Памятка, содержащая запись последовательности действий;5) Карточка с рекомендациями о порядке проведения самоконтроля. Одним из эффективных приемов формирования самоконтроля является взаимопроверка.Необходимо:- сверять ответы, искать ошибки, объяснять их друг другу;- предлагать учащимся оценить ответ товарища, задать ему вопросы, сделать замечание по существу ответа, высказать свои соображения, идеи или ход решения, а так же попытаться предложить другой вариант ответа или решения;- приучать учащихся контролировать деятельность учителя, стимулировать постановку вопросов учителю;- демонстрировать учащимся типичные ошибки. Такую демострацию можно провести в явном виде, но можно предложить учащимся рассказ с сознательным нарушением логических связей, которые ученики должны обнаружить. Одним из условий формирования навыка самоконтроля является умение детей проверять правильность решения текстовых задач.Проверка обычно осуществляется одним из следующих способов:1)Составление и решение обратных задач;2)Проверка ответа по условию и смыслу задачи;3)Решение задач другими способами. В качестве эффективного средства формирования самоконтроля могут выступать обратные задачи.Пример взаимообратных задач:«В понедельник в магазине продали 278 пар обуви, во вторник – в 2 раза меньше, а в среду – на 44 пары больше, чем в понедельник. Сколько пар обуви продали за эти дни?»После решения задачи получается ответ: 739 пар обуви продали всего.К этой задаче можно составить 3 обратные задачи.1) В понедельник в магазине продали278 пар обуви, а в среду продали 322 пары обуви. На сколько пар обуви в среду продали больше, чем в понедельник?2) В понедельник в магазине продали 278 пар обуви, во вторник продали 139 пар. Во сколько раз больше обуви продали в понедельник, чем во вторник?3) В магазине продали 739 пар обуви за 3 дня. Во вторник продали 139 пар обуви, а в среду 322 пары. Сколько пар обуви продали в понедельник? Следующим приемом проверки решения текстовых задач является проверка по условию и смыслу задачи.Та же задача. После прочтения всего условия целиком, читаем: «В понедельник в магазине продали 278 пар обуви, во вторник – в 2 раза меньше…»Проверяем: 278 : 139 = 2 (раза) – верно.«… а в среду – на 44 пары больше, чем в понедельник…»Проверяем: 322 – 278 = 44 (пары) – верно.« Сколько пар обуви продали за эти дни?»Проверяем: « У нас получилось 739 пар, тогда 737 -322 – 139 = 278 (пар) – продали в понедельник» – верно.Таким образом, ответ не противоречит ни одному из положений условия задачи, значит задача решена правильно. Для развития навыка самоконтроля полезно решать задачи различными арифметическими способами. Методические приемы:1) Разъяснение плана решения задач.2) Пояснение готовых способов решения.3) Прием соотнесения пояснения с решением.4)Продолжение начатого способа решения.5) Нахождение ложного способа решения.6) «Досочинить» задачу. Задача 1Рабочий изготовил за 6 часов 72 одинаковые детали. Сколько деталей он изготовит за 4 часа?Карточка с записью полного решения задачи:1) 72:6=12(деталей)2) 12×4=48(деталей)Карточка, на которой записана схема решения задачи:1) □:□=□2) □×□=□В схему могут быть введены некоторые числовые данные:1) 72:□=122) □×□=48





Задача 2В вазе было 7 груш, это на 2 больше, чем яблок. Сколько всего фруктов было в вазе?Карточка, на которой записано 2 варианта решения, одно из которых неверно:(7+2)+7=16(7-2)+7=12Задание:Внимательно прочти задачу и выбери правильное решение.



Задача 3Девочка купила 8 конфет, а мальчик – 5 таких же конфет. Какой из вопросов можно поставить к условию задачи:1) Сколько всего конфет купили дети?2) На сколько меньше конфет купила девочка, чем мальчик?3) Сколько стоит одна конфета?


Задача 4На карточке даны тексты двух или более задач, их краткие записи и решения. Учащимся дается задание « Установите соответствие между условием, краткой записью и решением задачи».Задачи:1) В первой вазе – 10 роз, во второй – на 4 больше. Сколько роз в двух вазах?2) В двух вазах 10 роз. В первой – 4 розы. Сколько роз во второй вазе?


Краткие записиА) 1 – 10 2 - ? На 4 большеБ) 1 – 10 2 - ? На 4 большеСколько роз в двух вазах?В) Всего 10 роз1 – 4 2 - ? Г) 1 – 4 2 - 10 Решения:1) 10+4=142) (10+4)+10=243) 10-4=64) 14+10=24







Задача 5Ручка стоит 12 рублей, карандаш – 4. Сколько стоит пенал, если за всю покупку заплатили 36 рублей?Карточка с различными выражениями из данных, включенных в условие задачи:Задание:Что означает каждое выражение для данной задачи, и выбрать те выражения, которые являются решением задачи.{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}12+412-412:436:1236-436-1236-(4+12)36-4-12(36-12)-436+1236+436:4


Задача 6Теплоход шел со скоростью 30км/ч и был в пути 4 часа. На обратный путь он затратил 3 часа. С какой скоростью он шел на обратном пути?Задание:«Используя правила нахождения пути и скорости, проверьте свое решение:Чтобы найти расстояние нужно скорость умножить на время; Чтобы найти скорость, нужно расстояние разделить на время.


Задача 7В море вышло 20 лодок. Вернулось 8 больших и 6 маленьких лодок. Сколько лодок осталось в море? Решить задачу по плану:Найти, сколько лодок вернулось.Найти, сколько лодок осталось в море.Запиши решение выражением.Вспомни, как можно вычесть сумму из числа и запиши полученное выражение.Объясни каждое выполняемое действие, что находим первым, а что вторым действием.



Некоторые приемы работы учителя в формировании потребности в самоконтроле при обучении математики.1) Давать правило и определения имеет смысл не в окончательном виде.2)Нужно давать детям также упражнения типа: верно ли, проверить, упражнения на опровержения утверждений.3)Если ученик дал письменное решение задачи (на доске или в тетради) с ошибкой, то в иных случаях не надо торопиться с выставлением оценки.4) Класс работает самостоятельно. Выборочно просматривая некоторые решения, учитель видит разнообразные ошибки, наиболее поучительные из них стоит показать всем учащимся класса, не называя фамилии учащихся, допустивших ошибки.5) Не стоит спешить с помощью – окажем ее тогда, когда самостоятельные попытки найти ошибку ни к чему не привели. ВыводСистематическая и целенаправленная работа по формированию самоконтроля оказывает положительное влияние на усвоение знаний, умений и навыков.Стимулирует творческую активность и самостоятельность мышления учащихся.Растет общая математическая культура школьников, их работы и ответы становятся более грамотными.Организованный на уроке самоконтроль по процессу приводит к концентрации внимания всех учащихся.Формирует в практической деятельности каждого ученика умение рассуждать.Дает возможность слабым учащимся лучше разобраться в изучаемом материале, что почти исключает ошибки в тетрадях и тем самым создает ситуацию успеха каждому ученику.