Презентация по литературе на тему Пейзажная лирика Ф.Тютчева


Лирика Ф.И.ТютчеваУрок литературы в 6 классе «Есть в осени первоначальной…» Короткая, но дивная пора. Весь день стоит как бы хрустальный И лучезарны вечера…» «Чародейкою зимоюОколдован лес стоит. И под нежной бахромою, неподвижною, немою, чудной жизнью он блестит…» «Зима недаром злиться,Прошла её пора. Весна в окно стучится И гонит со двора…» «Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый громКак бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом…» Ф.И.Тютчев«Неохотно и несмело…»
Родился Ф.И.Тютчев в 1803 году в семье богатых дворян Орловской губернии. Его родители – Екатерина Львовна и Иван Николаевич, были интеллигентными, гостеприимными людьми. Домашним воспитанием Тютчева много занимался Семён Егорович Раич, известный поэт, литературный критик. Конечно, он сумел привить юному Тютчеву любовь к поэзии, поэтому свою жизнь Фёдор Иванович тоже связал с литературой. 22 года пришлось Тютчеву провести за границей, находясь на дипломатической службе. И по возвращении на родину, он буквально с упоением писал стихи о природе, любуясь ею. Настоящее признание поэта состоялось в 1836 году, когда Пушкин уговорил Фёдора Ивановича опубликовать свои стихи в журнале «Современник» Его произведения о Родине, о любви и, конечно же, о природе. Лирика - один из трех родов литературы, в основе которого не действия и события, а чувства и мысли человека (песня, послание, ода, элегия, сонет).Лирический герой –образ героя, переживания, мысли, чувства которого отражены в лирическом произведении. -Какую картину вы представляли, когда слушали стихотворение?Какое настроение у вас вызвал сильный дождь?-Кто из вас когда-нибудь попадал под сильный дождь в грозу?-Что вы чувствовали?
-Представьте, что начался сильный дождь, изо всех сил гремит гром и сверкает молния. Какие возникают желания в такие моменты?-А какие значения и оттенки значения слова «гроза» вам знакомы? (как в прямом, так и в переносном смысле) Определите тему стихотворения. (О чем?)2. Какие художественные средства использует поэт для того, чтобы нарисовать картину грозы?-Эпитеты (синей молнии струя, пламень белый и летучий, смятенная земля и др.)Олицетворения (принахмурилась земля, солнце смотрит, солнце раз еще взглянуло, раскаты громовые все сердитей и смелей и др.)Метафоры (синей молнии струя, в сиянье потонула вся смятенная земля) Инверсия – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный прямой порядок, с целью усилить выразительность речи (ветра теплого порывы, солнце раз еще взглянуло)
«Тютчев часто изображал природу в её промежуточных состояниях, например, в переходе от зимы к весне. В такие минуты ему острее и яснее открывались тайны природы» Давайте пронаблюдаем за лирическим героем, проследим за его настроением. Какие «тайны» нам откроются?* Что мы услышали?* Что увидели?* Что почувствовали?

Каким настроением проникнуто стихотворение? Давайте проследим за настроением лирического героя.Страшной ли оказалась гроза в стихотворении?Гроза лишь нарушила нетерпимое для природы однообразие жизни.Очистительная гроза сметает оставшуюся после зимы пыль с полей, промывает всё вокруг, и природа предстаёт обновлённой, прекрасной, и сама в смущении удивляется этому чудному преображению.

Человек – часть природы. Стихи Тютчева о природе наполнены мыслью о вечном диалоге человека и природы. Порой, человек любуется ею, порой – страшится.Но у поэта это природное явление вызывает восторг и восхищение!Какова идея стихотворения?Что хотел сказать нам поэт?
План анализа стихотворения:Тема стихотворения (о чем оно?)Выразительные средства, которые использует автор в стихотворении (привести по 2-3 примера)Идея (что хотел сказать нам автор?) Домашнее задание:Выучить стихотворение наизусть.Письменный анализ одного стихотворения по плану. Презентацию подготовилаучитель русского языка и литературыМБОУ СОШ «Перспектива»г.НовосибирскаБахирева Светлана Витальевна