Презентация по литературе Пейзажная лирика Ф. Тютчева (10 класс)


Основные темы и мотивы лирики Тютчева: природа;любовь;Россия;поэт и поэзия;духовный кризис современного поколения;свобода и счастье;христианские мотивы. «Не то, что мните вы, природа…»(Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева) В творчестве Тютчева представлена попытка найти образец гармоничного мироустройства – это жизнь природы, вечной и обновляющейся. Тютчев раньше всего был оценён как автор стихов о природе. Величие, великолепие открывает поэт в окружающем мире, мире природы. Она одухотворена, олицетворена… Не то, что мните вы, природа:Не слепок, не бездушный лик —В ней есть душа, в ней есть свобода,В ней есть любовь, в ней есть язык...… Природа жива, только люди не видят её осмысленной самостоятельной жизни. Они не видят и не слышат,Живут в сем мире, как впотьмах,Для них и солнцы, знать, не дышатИ жизни нет в морских волнах. Природа в лирике Тютчева имеет 2 лика: хаотический и гармонический. И от человека зависит, способен ли он услышать, увидеть и понять этот мир. Неслучайно в лирике Тютчева много олицетворений. О чем ты воешь, ветр ночной?О чем так сетуешь безумно?..Что значит странный голос твой,То глухо жалобный, то шумно? Ночь хмурая,Как зверь стоокий,Глядит из каждого куста! Как сладко дремлет сад темно-зеленый,Объятый негой ночи голубой!Сквозь яблони, цветами убеленной,Как сладко светит месяц золотой! И когда поэту удаётся понять язык природы, её душу, он достигает ощущение связи со всем миром, с космосом.Тютчев писал: «Всё во мне, и я во всём…»Это состояние души звучит во многих стихах поэта. Картины природы для Тютчева – это повод для размышления о человеческой судьбе. Поэтому почти в каждом его стихотворении 2 мира: природный и человеческий. В стихотворении «Ещё земли печален вид» описано пробуждение и природы, и души. Еще земли печален вид, А воздух уж весною дышит, И мертвый в поле стебль колышет, И елей ветви шевелит.… Весенняя грозаЛюблю грозу в начале мая,Когда весенний, первый гром,Как бы резвяся и играя,Грохочет в небе голубом.Гремят раскаты молодые,Вот дождик брызнул, пыль летит,Повисли перлы дождевые,И солнце нити золотит.С горы бежит поток проворный,В лесу не молкнет птичий гам,И гам лесной и шум нагорный —Все вторит весело громам.Ты скажешь: ветреная Геба,Кормя Зевесова орла,Громокипящий кубок с неба,Смеясь, на землю пролила. В этом стихотворении человек сливается не только с природой, но и природа одушевляется, очеловечивается.- Найдём олицетворения. Таким образом, весеннее действие развернулось в высших сферах и встретилось с ликованием земли – гор, лесов, горных потоков – и с восторгом самого поэта. Для поэта в изображении природы привлекательна и пышность южных красок, и волшебство горных массивов, и «грустные места» средней России в разные времена года. Но особенно пристрастен поэт к водной стихии. Чуть ли не в каждом втором стихотворении речь идёт о воде, море, океане, фонтане, дожде, грозе, тумане, радуге.Непокой, движение водных струй сродни природе души человеческой, живущей сильными страстями. Как хорошо ты, о море ночное, Здесь лучезарно, там сизо-темно...В лунном сиянии, словно живое,Ходит, и дышит, и блещет оно...На бесконечном, на вольном простореБлеск и движение, грохот и гром...Тусклым сияньем облитое море,Как хорошо ты в безлюдье ночном! Таким образом, в поэзии Тютчева природа и человек живут по одним законам. С угасанием жизни природы угасает и жизнь человека. Миг единения с природой, растворения в ней – высшее блаженство, доступное человеку на земле.