Презентация к уроку литературы в 7 классе на темуСтихотворение М.Ю. Лермонтова Когда волнуется желтеющая нива… Восприятие, истолкование, оценка


УРОК - ИССЛЕДОВАНИЕ УРОК - ИССЛЕДОВАНИЕ « Из пламя и света рождённое слово.» М.Ю. Лермонтов « Когда волнуется желтеющая нива…» Когда волнуется желтеющая нива...Когда волнуется желтеющая нива,И свежий лес шумит при звуке ветерка,И прячется в саду малиновая сливаПод тенью сладостной зеленого листка;Когда росой обрызганный душистой,Румяным вечером иль утра в час златой,Из-под куста мне ландыш серебристыйПриветливо кивает головой;Когда студеный ключ играет по оврагуИ, погружая мысль в какой-то смутный сон,Лепечет мне таинственную сагуПро мирный край, откуда мчится он,—Тогда смиряется души моей тревога,Тогда расходятся морщины на челе,—И счастье я могу постигнуть на земле,И в небесах я вижу бога. Парадокс, -а, м. (книжн.). Странное мнение, высказывание, расходящееся с общепринятыми мнениями, научными положениями, а также мнение, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу. Говорить парадоксами. С. И. Ожегов. Словарь русского языка  Прочитайте стихотворение, найдите парадоксы, загадки1 ряд. Рассмотрите стихотворение с точки зрения синтаксиса.2 ряд. Определите время действия в стихотворении.3 ряд. Назовите героев стихотворения.Какова тема стихотворения?Определите жанр стихотворения.Какова идея произведения? Когда волнуется желтеющая нива...Когда волнуется желтеющая нива,И свежий лес шумит при звуке ветерка,И прячется в саду малиновая сливаПод тенью сладостной зеленого листка;Когда росой обрызганный душистой,Румяным вечером иль утра в час златой,Из-под куста мне ландыш серебристыйПриветливо кивает головой;Когда студеный ключ играет по оврагуИ, погружая мысль в какой-то смутный сон,Лепечет мне таинственную сагуПро мирный край, откуда мчится он,—Тогда смиряется души моей тревога,Тогда расходятся морщины на челе,—И счастье я могу постигнуть на земле,И в небесах я вижу бога. В чём особенность композиции стихотворения?Когда в нём появляется лирический герой?Определите строфику произведения и количество строф?Определите стихотворный размер. Когда волнуется желтеющая нива...Когда волнуется желтеющая нива,И свежий лес шумит при звуке ветерка,И прячется в саду малиновая сливаПод тенью сладостной зеленого листка;Когда росой обрызганный душистой,Румяным вечером иль утра в час златой,Из-под куста мне ландыш серебристыйПриветливо кивает головой;Когда студеный ключ играет по оврагуИ, погружая мысль в какой-то смутный сон,Лепечет мне таинственную сагуПро мирный край, откуда мчится он,—Тогда смиряется души моей тревога,Тогда расходятся морщины на челе,—И счастье я могу постигнуть на земле,И в небесах я вижу бога. Рассмотрим подробнее каждую строфу.Обратимся вновь к тексту стихотворения, рассмотрим его планы как фотографы или художники.Каким же мы увидели лирического героя?Сколько предложений в стихотворении? Когда волнуется желтеющая нива...Когда волнуется желтеющая нива,И свежий лес шумит при звуке ветерка,И прячется в саду малиновая сливаПод тенью сладостной зеленого листка;Когда росой обрызганный душистой,Румяным вечером иль утра в час златой,Из-под куста мне ландыш серебристыйПриветливо кивает головой;Когда студеный ключ играет по оврагуИ, погружая мысль в какой-то смутный сон,Лепечет мне таинственную сагуПро мирный край, откуда мчится он,—Тогда смиряется души моей тревога,Тогда расходятся морщины на челе,—И счастье я могу постигнуть на земле,И в небесах я вижу Бога. АНАФОРА АНАФОРА [греч. αναφορα — возвращение, единоначатие, скреп] — повторение каких-либо сходных звуковых элементов в начале смежных ритмических рядов (полустиший, строк, строф).   Термин «анафора» известен как «единоначалие». В переводе с греческого анафора обозначает «вынесение вверх» – в стихотворении – это повышение интонации, движение кверху человеческого духа (КОГДА, КОГДА, КОГДА…..ТОГДА) – «И в небесах я вижу Бога» В стихотворении Лермонтова анафора показывает движение вверх человеческого духа. С помощью каких художественных тропов поэту удалось создать такую красочную картину природы? Составьте таблицу «Тропы поэтической речи в стихотворении М.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» Когда волнуется желтеющая нива...Когда волнуется желтеющая нива,И свежий лес шумит при звуке ветерка,И прячется в саду малиновая сливаПод тенью сладостной зеленого листка;Когда росой обрызганный душистой,Румяным вечером иль утра в час златой,Из-под куста мне ландыш серебристыйПриветливо кивает головой;Когда студеный ключ играет по оврагуИ, погружая мысль в какой-то смутный сон,Лепечет мне таинственную сагуПро мирный край, откуда мчится он,—Тогда смиряется души моей тревога,Тогда расходятся морщины на челе,—И счастье я могу постигнуть на земле,И в небесах я вижу Бога. Тропы поэтической речи в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» Тропы поэтической речи Примеры Роль в тексте Эпитеты Метафоры Олицетворение В чём своеобразие лексики стихотворения? Когда волнуется желтеющая нива...Когда волнуется желтеющая нива,И свежий лес шумит при звуке ветерка,И прячется в саду малиновая сливаПод тенью сладостной зеленого листка;Когда росой обрызганный душистой,Румяным вечером иль утра в час златой,Из-под куста мне ландыш серебристыйПриветливо кивает головой;Когда студеный ключ играет по оврагуИ, погружая мысль в какой-то смутный сон,Лепечет мне таинственную сагуПро мирный край, откуда мчится он,—Тогда смиряется души моей тревога,Тогда расходятся морщины на челе,—И счастье я могу постигнуть на земле,И в небесах я вижу бога. Движению поэтической мысли соответствует и мелодия, интонация стихотворения. Как, по-вашему, следует его читать? Проследить интонацию стихотворения, глубже проникнуть в его смысл поможет прослушивание романса Н.Римского-Корсакова в исполнении Е.Смоляниновой Что нового вы открыли для себя сегодня, прочитав стихотворение М. Ю. Лермонтова , узнали, почувствовали, о чём задумались? Капля, упав на жаровню горячую, Даже следа на ней не оставит, А упадёт на листочек лотоса – Долго сверкает жемчужным блеском, А в раковину попадёт морскую – Станет жемчужиной настоящей! Таким становишься, с кем общаешься,- Низким, средним или высоким. Бхартрихари (древнеиндийский поэт) На уроке я узнал… повторил… учился… понял… задумался… теперь я могу… было трудно… Казался ты и сумрачным и властным,Безумной вспышкой непреклонных сил;Но ты мечтал об ангельски прекрасном,Ты демонски-мятежное любил.Ты никогда не мог быть безучастным,От гимнов ты к проклятиям спешил,И в жизни верил всем мечтам напрасным:Ответа ждал от женщин и могил!Но не было ответа. И угрюмоТы затаил, о чем томилась дума,И вышел к нам с усмешкой на устах.И мы тебя, поэт, не разгадали,Не поняли младенческой печалиВ твоих как будто кованых стихах!