Содержание и методика нравственного воспитания детей дошкольного возраста


Тема: Содержание и методика нравственного воспитания детейдошкольного возраста Основные вопросы:Актуальность вопроса нравственного воспитания детейМеханизм нравственного воспитанияЗадачи нравственного воспитания Методы и средства нравственного воспитания Нравственное воспитание Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного обществаВоспитание нравственное – формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М. 2003, с. 23.) Обзор психолого – педагогической литературы Проблемой морального развития и воспитания ребенка занимались Р.С. Буре, А.В. Запорожец, И.В. Княжева, В.К. Котырло, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Ж. Пиаже, Т.А. Репина, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон и др. В исследованиях по изучаемой проблеме рассматриваются вопросы, касающиеся моральных представлений, знаний и суждений; морального поведения; моральных чувств дошкольников. В дальнейшем нравственные представления, знания и суждения дошкольника изучались уже в сопоставлении с моральным поведением (С.Н.Карпова, В.К. Котырло, Л.Г. Петрушина, Е.В. Субботский) и выделяются особенности, свойственные детям дошкольного возраста: в развитии моральные представления «опережают» моральное поведение (С.Н. Карпова, Л.Г.Петрушина, С.Г. Якобсон); у дошкольника наблюдается явное расхождение между вербальным и реальным поведением (Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон); Достаточно широко рассматривается проблема моральных чувств ребенка в исследованиях (А.В. Запорожец, В.В. Зеньковский, В.К. Котырло, А.Д. Кошелева, И.В. Княжева, Я.З. Неверович, Т.А. Репина, В. Штерн и др.). Учеными подчеркивается, что моральные чувства дети выражают и проявляют во внимании к нуждам и интересам другого, в способности считаться с положением другого, выражать сочувствие к чужим бедам и радостям. Ими отмечается, что эмоциональная сфера занимает на протяжении дошкольного детства центральное место (В.В. Зеньковский); моральная активность имеет эмоциональный характер (В.В. Зеньковский); эмоции и чувства доминируют над разумом и являются пусковыми в поведении (А.В. Запорожец, А.Д.Кошелева, М.Н. Матюшина, С.Г. Якобсон). Таким образом, в центре внимания проблемы морального развития и воспитания детей дошкольного возраста оказываются следующие вопросы: психологические механизмы становления и развития моральных чувств, представлений и поведения; характерные особенности и закономерности морального развития дошкольника; педагогические условия и средства, способствующие формированию поступков нравственного поведения у детей. Основные понятия «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», - считает И.Ф. Харламов. Нравственные нормы – это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах.Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.Нравственное сознание и нравственное поведение. Нравственная привычка – это потребность к совершению нравственных поступков. Мораль - нравственность, совокупность норм и принципов поведения человека по отношению к обществу и др. людям; древнейшая форма общественного сознания; соц. институт, выполняющий функции регулирования поведения человека. Нравственность - система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь. Механизм нравственного воспитания: (знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество Прокомментируйте диаметрально противоположные позиции (какой позиции придерживаетесь вы, почему?): 1. «Око за око, зуб за зуб» - принцип первобытной справедливости.2. «Если ударили тебя по одной щеке, подставь другую» - нравственная заповедь.? Понаблюдайте, какие установки, касающиеся поведения ребенка в обществе, делают родители детям? Знания и представления мотивы К началу дошкольного возраста (к 3-4 годам) ребенок входит в сферу нравственных отношений людей. Он знает многие нормы и способен их соблюдать. А значит, несет личную ответственность и за их нарушение. Но именно теперь перед нами в полный рост встает главная задача: как сделать так, чтобы ребенок не только мог, но и хотел соблюдать моральные нормы? Как воспитать у него нравственные мотивы?Малыш выполняет нормы не потому, что он "добр", "честен", "справедлив", а потому, что ему выгодно их соблюдать. Нарушать же - невыгодно: можно "нарваться" на наказание. Такое нравственное поведение нуждается во внешней опоре - социальном контроле. А что если этот контроль ослабнет? Если он исчезнет совсем?С возрастом внешний контроль ослабевает. В отношениях ребенка с людьми образуется область, недоступная внешнему контролю, пространство, в котором ребенок остается "один на один" с нравственной нормой. И если нравственное поведение опиралось лишь на контроль - с падением последнего исчезнет и оно. Количество детей, сдерживающих непосредственные желания под влиянием различных мотивов-ограничителей (по данным И. М. Матюшиной, %) (Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 1998. С.113.) Характер мотивов Возраст 3-5 лет 5-7 лет Запрет взрослого **Поощрение (награда)Наказание (исключение из игры)Собственное слово 46,7* 66,7 66,0 46,7 67,0 100,0 80,0 80,0 чувства и отношения Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания, по мнению Б.Т. Лихачева, является понятие нравственного чувства – постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий. Нормы морали преобразуются в субъективную нравственность только благодаря их чувственному освоению ребенком«Учить чувствовать (авт.)- это самое трудное, что есть в воспитании»«Чувства – это, образно говоря, живительная почва для высоконравственных поступков» В.А. Сухомлинский. Сердце отдаю детям. С. 73.Абай Кунанбаев. Книга слов. Слово тридцать шестое (Но что такое стыд?) навыки и привычки Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация - переживание - осмысление ситуации и мотивов - выбор и принятие решения - стимул - поступок. ? Д.С. Лихачев подчеркивал: «Многие думают, что раз приобретенная интеллигентность затем остаётся на всю жизнь. Заблуждение! Огонек интеллигентности надо поддерживать. Читать, и читать с выбором: чтение – главный, хотя и не единственный, воспитатель интеллигентности и главное её «топливо» (Лихачев Д. Заметки и наблюдения. – Л.,1989, с.428)Переформулируйте данное высказывание относительно «нравственности»?? Назовите причины по которым дети не соблюдают правила поведения? Воспитатели, изучая причины невыполнения правил поведения детьми, выделяют три основных варианта воспитательного воздействия: 1. Дети не знают некоторых правил. Это причина простая и легко устранимая; 2. Дети знают правила, но не умеют их выполнять. Значит надо не только рассказывать, но и показывать, как можно вести себя в подобной ситуации, как надо выполнять это правило. 3. Дети знают правила, знают как их выполнять, но не выполняют. Это происходит потому, что некоторые правила дети считают ненужными и неважными. Кроме того, дети видят, что взрослые не придерживаются единства в требованиях, предъявляемых детям, или дети не выполняют правила из-за лени, отсутствия привычки к волевому усилию. Главная особенность механизма нравственного воспитания Отсутствие принципа взаимозаменяемости При этом действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества (от его сложности и т. п.) и от возраста объекта воспитания Цели и задачи нравственного воспитания Нравственное воспитание имеет свои специфические цели. Они определяются господствующими общественными отношениями и духовными ценностями. Цель воспитания – формирование нравственно устойчивой цельной личности. Это определяет направление и организацию всего процесса нравственного воспитания. В Концепции воспитания сказано что в «.. условиях перехода на новую модель образования и усиления роли воспитания в образовательном процессе правомерно рассмотреть вопрос о переориентации содержания воспитания. Поскольку сегодня в образовательном процессе большое внимание уделяется духовно-нравственному развитию личности, то именно воспитание нравственности и формирование духовности становится стержнем всего воспитательного процесса» ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Гражданско-патриотическое, правовое и поликультурное воспитание должно формировать гражданскую позицию и патриотическое сознание, правовую и политическую культуру, развитое национальное самосознание, культуру межнациональных отношений, Духовно-нравственное воспитание предполагает создание условий для развития самосознания, формирования этических принципов личности, ее моральных качеств и установок, согласующихся нормами и традициями жизни общества и т.д.Семейное воспитание, определяющим звеном которого является передача социально-исторического опыта эмоциональных и рациональных отношений между людьми с приоритетом воспитания нравственных, духовных и гуманистических ценностей. Задачи нравственного воспитания В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения.Вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами. Если первая группа задач носит постоянный, неизменяемый характер, то вторая - подвижна. На ее содержание оказывают влияние и исторический этап, и особенности возраста объекта воспитания, и конкретные условия жизни.Задание 2: Провести анализ задач нравственного воспитания в современных программах дошкольного воспитания и методов их реализации. ДЕСЯТЬ «НЕЛЬЗЯ» ВАСИЛИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА СУХОМЛИНСКОГО(Из книги «Нравственное воспитание школьников» на основе педагогического наследия В.А. Сухомлинского. «Уроки сосредоточивания ума») Прочти и призадумайся - выполняешь ли ты эти десять «нельзя»?Нельзя бездельничать, когда все трудятся; позорно предаваться праздности, всевозможным увеселениям, когда ты прекрасно знаешь об этом - старшие не могут позволить себе отдыха.Нельзя смеяться над старостью и старыми людьми – это величайшее святотатство...Нельзя вступать в пререкания со взрослыми людьми, особенностариками; недостойно человеческой мудрости и рассудительности скоропалительно выражать сомнения в истинности того, что советуют старшие; если у тебя просятся на язык какие-то сомнения, придержи их в голове, подумай, рассуди, чтобы не обидеть.Нельзя выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи...Нельзя допускать, чтобы мать давала тебе то, что она не даст себе, - лучший кусочек на столе, лучшую конфетку, лучшее платье... Умей отказаться от подарка, если Ты знаешь, что в вещи, которую тебе дарят, мать отказывает себе... ДЕСЯТЬ «НЕЛЬЗЯ» ВАСИЛИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА СУХОМЛИНСКОГО Нельзя делать то, что осуждают старшие, - ни на глазах у них, ни где-то в стороне...Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у нее нет никого, кроме тебя; в радостные дни праздника никогда не оставляй ее одну; ты сам - твое слово, твоя улыбка, твое обращение, - бывает, единственная радость ее бытия; чем ближе закат человеческой жизни, тем острее переживается горесть одиночества; оставлять одиноким дедушку, оставлять в одиночестве старика отца, даже если и ты уже станешь стариком, бесчеловечно, дико; помни, что в жизни человека наступает такой период, когда никакой другой радости, кроме радости человеческого общения, у него уже не может быть.Нельзя собираться в дорогу, не спросив разрешения и совета у старших, не простившись с ними, не дождавшись от них пожелания счастливого пути и не пожелав им счастливо оставаться.Нельзя садиться обедать, не пригласив старшего, нельзя сидеть, когда стоит взрослый, особенно пожилой человек или женщина.Нельзя ожидать, пока с тобой поздоровается старший, ты должен первым приветствовать его, встречаясь, а расставаясь - пожелать доброго здоровья: в этих правилах этикета заключается глубокая внутренняя сущность - уважение человеческого достоинства. Заповеди воспитания ... Екатерины Великой Воспитание нравственности«Главное достоинство наставления детей состоять должно в любви к ближнему (не делай другому, чего не хочешь, чтоб тебе сделано было), в общем благоволении к роду человеческому, в доброжелательстве ко всем людям, в ласковом и снисходительном обхождении ко всему, в добронравии непрерывном, в чистосердечии и благородном сердце, в истреблении горячности сердца, пустого опасения, боязливости».Воспитание хорошим примеромЕкатерина строго требовала, чтобы от глаз и ушей Великих князей удаляли «все худые и порочные примеры. Чтоб никто при детях не говорил грубых, непристойных и бранных слов и не сердился». Необходимо «отдалять от воспитанников всякие разговоры, рассказы и слухи, умаляющие любовь к добру и добродетели или умножающие пороки». Методы формирования привычек нравственного поведения в детском саду: 1. Беседа. 2. Чтение и анализ художественных произведений, например, В.А. Сухомлинского «Почему Олечка не сорвала цветок?», А. Кузнецовой «Мы поссорились», К.Д. Ушинского «Умей обождать», А. Барто «Помощница».3. Игра. 4. Наблюдения за деятельностью педагога в процессе игр, занятий, труда. Условия, способствующие наиболее эффективному усвоению норм нравственности и формированию привычек нравственного поведения у дошкольников 1. Позитивный настрой. Нельзя забыть или обидеть никого из воспитанников, для чего используются обращение по имена, похвала, призы и прочие способы обучения, увлекающие детей; 2. Пример взрослых, прежде всего воспитателя; 3. Связь с семьей – необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания. Средства нравственного воспитания Художественные средства: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Природа. Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения (С.Н.Николаева, Л. Г.Нисканен, Н.Г.Фокина, В.Д.Сыч).Собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Особое место в этой группе средств отводится общению, если его вслед за психологами (М.И.Лисина, А.Г.Рузская) считать видом деятельности. Атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Педагогические ситуации К воспитателю, сидящему за столом, подошел пятилетний Кирюша и сказал: «А Вова сломал машину!» Педагог мгновенно отреагировал: «Позови ко мне Вову, мы сейчас разберемся». Кирюша, смущенный, отошел от взрослого.Как вы оцениваете поступок Кирилла: ябедничество это или жалоба? По каким признакам их можно различить? Мама Славы, недавно посещающего детский сад, обратилась к воспитателю: «Мой сын не хочет идти в детский сад, говорит, что его все время обижает Андрей. Слава несколько раз обращался к вам за помощью, а вы говорите, чтобы он не ябедничал, а сам разбирался и играл дружно!»Что бы вы посоветовали маме? Какие меры приняли бы в отношении мальчиков? В старшую группу пришел новенький мальчик. Поначалу очень тихий, через некоторое время, освоившись, он стал всех бить, особенно девочек и тех, кто слабее его. Когда ему пытались объяснить, что настоящие мужчины так не поступают, что сильный должен защищать слабых, Виталик отмалчивался. Но однажды свою силу он испытал на воспитателе — выпускнице педучилища. Она на детей не кричала, была всегда ровной и спокойной. Все остальные дети группы были от нее в восторге.Как вы думаете, чем молодой педагог мог «заслужить» такое отношение Виталика? Какие причины могли вызвать негативное отношение мальчика к детям?Как бы отреагировали вы на месте молодой воспитательницы ? Младший школьник и младший класс Ведущие потребности возраста – быть школьником. Она складывается из стремления соответствовать внешне, поведением роли школьника, из желания быть успешным в учебной работе, из ориентации на признание этой «школьности» сначала учителем, а позже (2-3 класс) и сверстниками, из хотения быть вместе с одноклассниками.Образ себя отражает осуществленность – неосуществленность этих стремлений. Типичные доминанты восприятия себя младшеклассниками как школьников, как «уже взрослых», как успешных-неуспешных, умеющих-неумеющих в учении, в общении.Самокатегоризация Я – «второклассник» и т.д.Мир фантазий «как принцесса», «как черепашка ниндзя». Деятельность Интенсивное формирование познавательной деятельности как переход от феномена «почемучек» к освоению, как ценности, умений учений.Развитие коммуникативной, общенческой деятельности как построенного по правилам взаимодействия с учителем, так и учебно-делового общения с одноклассниками.Неучебное общение формируется медленнее, стихийно, не являясь чаще всего предметом специальной педагогической подготовки. Содержание межличностного общения Инструментальное-событийно-ситуативное. Разговоры о том, что делаем, о том что происходит сейчас, сегодня. Гораздо реже «о вчера и завтра».Взаимоотношения в классе находятся под сильным влиянием оценок учителя (референтная личность). Типичные группы общения 2-3 человека. Ожидаемые роли учителя – судья и защитник. Потенциалы личностного развития Рефлексия в ученииСоциальная рефлексия как первый этап осознанного отношения к общению, к совместной деятельности, укрепление чувства успешности.