Работа над сжатым изложением при подготовке к ГИА


Изложение – общее название работ, связанных с воспроизведением готового, «чужого» текста. По отношению к объёму исходного текста По отношению к содержанию исходного текста По осложнённости языковым заданием Классификация видов изложений(по Т. А. Ладыженской) По восприятию исходного текста По степени знакомства с исходным текстом По характеру воспроизведения текста Подробное изложение Выборочное изложение Сжатое изложение Изложение с творческим заданием Сжатое изложение как особый вид пересказа ставит задачу передать из воспринятого текста главное(существенное), используя языковые средства обобщённой передачи содержания. Коммуникативно-речевые умения умение отобрать в исходном тексте основное и существенное умение сокращать текст разными способами умение правильно и логично излагать свои мысли умение точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания Способы сжатия текста исключение подробностей, деталей обобщение конкретных, единичных явлений сочетание исключения и обобщения Приёмы сжатого изложения сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения; образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи; сокращение сложного предложения за счет менее существенной части; разбивка сложного предложения на сокращенные простые; перевод прямой речи в косвенную; пропуск предложений, содержащих второстепенные факты; пропуск предложений с описаниями и рассуждениями. Главная задача сжатого изложения - научить детей кратко, в обобщенной форме освещать описанные в тексте факты, явления или события, глубже вдумываться в содержание произведения, вычленять наиболее важный материал, самостоятельно подбирать слова и синтаксические конструкции. Требования к сочинению Сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста, избегая чрезмерного цитирования.Сформулировать позицию автора.Объяснить, почему согласен или не согласен с автором прочитанного текста, аргументируя свой ответ примерами из жизненного или читательского опыта (не менее трёх аргументов)