Презентация по методике преподавания английского языка на тему Формирование коммуникативной компетенции младших школьников при обучении пересказу на иностранном языке


Формирование коммуникативной компетенции младших школьников при обучении пересказу на иностранном языке По окончании начального этапа обучающимся необходимо овладеть следующими компетенциями:строить высказывания по образцу, задаваемому действующими сказочными героями, персонажами, британскими сверстниками и др.;выбрать из образцов и упражнений необходимый материал и использовать его либо в готовом, либо в трансформированном виде на уровне фраз и сверхфразовых единств;воспринимать и понимать информацию используя разные стратегии, обеспечивающие понимание основного содержания текстов;понимать небольшие тексты/сообщения, построенные на изученном речевом материале, как при непосредственном общении, так и при восприятии аудиозаписи и чтении;понимать основную информацию текста;извлекать конкретную информацию. Пересказ – краткое изложение услышанного или прочитанного. Это может быть пересказ прочитанной книги или пересказ последних новостей. Особенно велико значение пересказа при обучении иностранному языку, ведь именно пересказ способствует формированию и развитию речи, заучиванию новых фраз и выражений Виды пересказа:Подробный, близкий к тексту;Краткий или сжатый;Выборочный;С перестройкой текста;С творческими дополнениями Подробный, близкий к тесту образца пересказ используется в школе чаще других не только потому, что он проще и легче, но и благодаря другим своим достоинствам. Он служит, во-первых, средством закрепления в детской памяти содержания прочитанного во всех его деталях, во-вторых, средством усвоения логики образца и его языка. Краткий (сжатый) пересказКраткий пересказ- раскрытие темы текста в главных чертах, схематично. Пересказать кратко детям труднее, чем передать содержание прочитанного в полном объеме, так как в кратком пересказе нужно отобрать важнейшее, отбросить второстепенное, детали. Школьнику приходится самому определять, что в тексте важно и что не очень. Он должен выбрать из текста основное и передать его связно, последовательно, не нарушив логики повествования, без пропусков. Естественно, что сокращение текста не может проходить механически, путем удаления некоторых предложений и абзацев. Если ученик пойдет по такому пути, то неизбежны логические разрывы, пропуски. Школьник должен передать главное содержание своими словами, по-своему. Следовательно, в сжатом пересказе речевая задача еще сложнее, чем в полном, подробном. Выборочный пересказВыборочный пересказ- это работа над темой текста. Это значит выбрать из текста ту его часть, которая способствует узкому вопросу, узкой теме.Перед выборочным пересказом дети читают текст про себя, а с целью их подготовки к пересказу учитель задает проблемный вопрос. Подготовка к выборочному пересказу облегчается составлением плана, вопросами учителя и языковой подготовкой, особенно предложений, помогающих связывать разрозненные части текста. Тексты выбираются такие, в которых сравнительно легко выделяются сюжетные линии. Пересказ с перестройкой текста и с творческими дополнениямиОтдельные творческие элементы могут встречаться и в подробном, и в выборочном пересказах. Но здесь мы рассмотрим те случаи, когда перед школьниками специально ставится задача по перестройке или дополнению текста Известны следующие варианты творческой перестройки и дополнений при пересказе:пересказ с изменением лица рассказчика; чаще всего это пересказ в третьем лице, если в оригинале повествование ведется от первого лица.пересказ от лица одного из персонажей - работа, имеющая много общего с выборочным пересказом, но требующая иногда весьма значительных изменений и дополнений;пересказ всего текста или его части с творческими дополнениями, с вымышленными эпизодами, деталями, описаниями пейзажа, описаниями внешности людей; продолжение рассказа, судьбы героя;инсценирование рассказа, т.е. составление на основе прочитанного художественного произведения диалогов, их чтение по ролям, а также сценическое воплощение; составление сценария по рассказу; На начальном этапе используются следующие виды пересказа:Подробный;Выборочный;Пересказ с творческими дополнениями Схема пересказа:1)Прочитать текст и перевести его. Если в тексте встречаются незнакомые слова- выписать их с переводом;2) Определить необходимые ключевые слова для пересказа, выписать их;3) Разделите текст на части, если необходимо, озаглавить их;4) Запомнить последовательность происходящих действий:Составив план происходящих в тексте действий;Составив список ключевых вопросов к тексту; Предтекстовый этап. Задачи на этом этапе – дифференциация языковых единиц и речевых образцов, их узнавание в тексте, языковая догадка.Задания:прочтите заголовок и скажите, о чем (о ком) будет идти речь в тексте;  ознакомьтесь с новыми словами и словосочетаниями (если таковые даны к тексту с переводом); не читая текст, скажите, о чем может идти в нем речь;прочитайте и выпишите слова, обозначающие… (дается русский эквивалент);выберите из текста слова, относящиеся к изучаемой теме;найдите в тексте незнакомые слова. Текстовый этап. Данный этап предполагает использование различных приемов извлечения информации и трансформации структуры и языкового материала текста.Задания:прочтите текст;выделите слова (словосочетания или предложения), которые несут важную (ключевую информацию);выпишите или подчеркните основные имена (термины, определения, обозначения);замените существительное местоимением по образцу;сформулируйте ключевую мысль каждого абзаца;отметьте слово (словосочетание), которое лучше всего передает содержание текста (части текста). Послетекстовый этап. Этот этап ориентирован на выявление основных элементов содержания текста.Задания:озаглавьте текст;прочтите вслух предложения, которые поясняют название текста;найдите в тексте предложения для описания …подтвердите (опровергните) словами из текста следующую мысль …ответьте на вопрос;составьте план текста;выпишите ключевые слова, необходимые для пересказа текста;перескажите текст, опираясь на план;перескажите текст, опираясь на ключевые слова. Основные ошибки, которые чаще всего встречаются  при пересказе текста:1) Практически дословное воспроизведение или попросту заучивание текста. Оно не приводит ни к какому эффекту. Кроме того при таком пересказе учащиеся забывают о смысле текста, а новые слова не откладываются надолго в памяти.2) Потеря нити повествования, ввиду обращения к мелким деталям, которые не важны и не влияют на сюжет.3) Хаотичное повествование, «выхватывание» отдельных предложений, что тоже, по сути, не является передачей основной информации текста. Правила пересказа:Во-первых, начинать нужно с небольших текстов, а затем постепенно увеличивать объем;Во-вторых, подбирать интересные для учащихся тексты;В-третьих, проговаривать пересказ по частям, постепенно переходя к целому тексту; Критерии оценивания пересказа:а) Содержание (соблюдение объема пересказа, стилевое оформление речи, соответствие поставленной задаче);б) лексика (словарный запас, использование новых слов, диапазон лексических средств); в) грамматика;г) произношение (правильное произнесение звуков английского языка, правильная постановка ударения в словах, а также соблюдение правильной интонации в предложениях). Биболетова М. З., Денисенко О. А., Трубанева Н. Н. “Enjoy English-3”( 2010 г.) Биболетова М. З., Денисенко О. А., Трубанева Н. Н. “Enjoy English-4”( 2010 г.)