Направление Победа и поражение ( итоговое сочинение 2016)


Официальный комментарий: Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами. В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях «Величайшая победа — победа над самим собой.» Цицерон«Возможность того, что мы можем потерпеть поражение в бою, не должна мешать нам сражаться за дело, которое мы считаем справедливым.»А.Линкольн«Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения... Человека можно уничтожить, но его нельзя победить.» Э.Хемингуэй«Гордись лишь теми победами, какие ты одержал над самим собой.» Вольфрам Примерные темы Может ли поражение стать победой?«Величайшая победа — победа над самим собой» (Цицерон).«Всегда победа с теми, в ком согласие» (Публий).«Победа, достигнутая насилием, равносильна поражению, ибо краткосрочна» (Махатма Ганди). Каждая маленькая победа над самим собой даёт большую надежду в собственные силы! Тактика победителя — убедить врага в том, что он делает всё правильно. Если ты ненавидишь — значит тебя победили (Конфуций). Если проигравший улыбается, победитель теряет вкус победы. Побеждает в этой жизни только тот, кто победил сам себя. Кто победил свой страх, свою лень и свою неуверенность. Примерные темы 9. Все победы начинаются с победы над самим собой. 10. Никакая победа не принесёт столько, сколько может отнять одно поражение. Нужно и можно ли судить победителей?11. Одинаковы ли на вкус поражение и победа? 12. Сложно признать поражение, когда так близок к победе. 13. Победа, достигнутая насилием, равносильна поражению, ибо краткосрочна.14.Согласны ли вы с высказыванием «Победа... поражение... эти высокие слова лишены всякого смысла». Б.Васильев «А зори здесь тихие» Великая Отечественная война — славная и в то же время трагическая страница в истории России. Сколько миллионов жизней унесла она! Сколько  людей стало героями, защищая Родину!У войны не женское  лицо — это лейтмотив  повести Б.Васильева «А здесь тихие». Женщина, чьё природное предназначение давать жизнь, быть хранительницей семейного очага, олицетворять нежность, любовь, — надевает солдатские сапоги, форму, берёт в руки оружие и идёт убивать. Что может быть страшнее?Пять девушек —  Женя Комелькова, Рита Осянина, Галина Четвертак, Соня Гурвич, Лиза Бричкина- погибли на  войне с фашистами. У каждого были свои мечты, каждая хотела любви, да и просто жизни.(« …все девятнадцать лет прожила в ощущении завтрашнего дня.»)Но всё это отняла у них война.(«Ведь так глупо , так несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет.») По -разному гибнут героини. Так,  Женя Комелькова совершает истинный подвиг, уводя немцев от товарищей, а Галя Четвертак- просто испугавшись немцев, в ужасе кричит и бежит от них. Но мы понимаем каждую из них. Война — страшное дело, и то, что они пошли на фронт, добровольно , зная, что их может ожидать смерть, это уже подвиг этих молоденьких, хрупких, нежных девушек.Да, девушки погибли, оборвалась жизнь пятерых людей — это, конечно, поражение. Не случайно Васьков , этот закалённый в боях мужчина, плачет, не случайно его ужасное, переполненное ненавистью лицо вызывает ужас у фашистов. Он , один, взял в плен несколько человек! Но всё же это и победа- победа нравственного духа советских людей, их непоколебимой веры , их стойкости и героизма. А сын Риты Осяниной,  который стал офицером,– это продолжение жизни. А если жизнь продолжается- это уже победа – победа над смертью! Бетти Джин Лифтон. «Король детей. Жизнь и смерть Януша Корчака» Януш Корчак (1878-1942) – выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель. В августе 1942 года пришёл приказ о депортации Дома сирот. 192 ребёнка из приюта Корчака были привезены в концентрационный лагерь Треблинку. Корчак отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и предпочёл остаться с детьми, приняв с ними смерть в газовой камере. Что это - полное поражение, проигранная жизнь? Нет, это небывалая победа: остаться человеком, любить, быть в последнюю минуты жизни рядом с теми, кого любишь – это сильнее газовых камер, сильнее смерти «Когда все обитатели «Дома сирот» уже поднялись в вагон поезда, отправлявшегося в лагерь, к Корчаку подошел фашист, офицер СС и спросил: — Это вы написали «Короля Матиуша»? Я читал эту книгу в детстве. Хорошая книга. Вы можете быть свободны. — А дети? — Дети поедут. Но вы можете покинуть вагон. — Ошибаетесь. Не могу. Не все люди — мерзавцы» Бетти Джин Лифтон. «Король детей. Жизнь и смерть Януша Корчака» Э. Хемингуэй «Старик и море» Потеряв свой улов в неравной схватке с акулами, старик чувствует себя побеждённым, но это ощущение наполняет его душу невероятной лёгкостью. - Кто же тебя победил, старик? - спрашивает он самого себя и тут же даёт ответ. – Никто. Просто я слишком далеко ушёл в море. В этом простом рассуждении видны несгибаемая воля и настоящая житейская мудрость человека, познавшего всю необъятность окружающего мира и своё место в нём, место хоть и маленькое, но почётное. Да, старик потерял свой улов, но одержал победу. Море для него не просто работа, это постоянная борьба за выживание. Жизненный опыт помог старому Сантьяго выстоять в неравной схватке с природой. Л.Н. Толстой «Война и мир» М.И. Кутузов и Наполеон Бонапарт После мучительных раздумий на военном совете в Филях 1 сентября Кутузов принял решение об отходе своих войск и сдаче Москвы. Важно было во что бы то ни стало сохранить боеспособную армию, потому что с ее потерей не было бы ни Москвы, ни России. Таким образом, сдача русской святыни явилась вынужденным, но необходимым шагом на пути к главной цели — разгрому Наполеона . А.С.Грибоедов «Горе от ума» Главный герой пьесы — Александр Андреевич Чацкий. Автор показывает его непримиримое столкновение с фамусовским обществом. Чацкий не принимает морали этого высшего света, их идеалы, принципы. Он открыто высказывает это. Финал произведения ,на первый взгляд, трагичен для героя: он покидает это общество, не понятый в нём, отвергнутый любимой девушкой, буквально бежит из Москвы: «Карету мне, карету!». Так кто же Чацкий: победитель или побеждённый? Что на его стороне: победа или поражение? Попробуем понять это. Герой внёс такой переполох в это общество, в котором всё так расписано по дням, по часам, где все живут по порядку, установленному ещё их предками, общество, в котором так важно мнение «княгини Марьи Алексеевны». Разве это не победа? Доказать, что ты — личность, имеющая свою точку зрения на всё, что ты не согласен с этими законами, высказать открыто свои взгляды об образовании, о службе, о порядках в Москве — это настоящая победа. Нравственная. Не случайно так испугались героя, прозвав его сумасшедшим. А кто же ещё может так возражать в их кругу, как не сумасшедший? Да, тяжело осознавать Чацкому, что здесь его не поняли. Ведь дом Фамусова ему дорог, здесь прошли его юношеские годы, здесь он впервые полюбил, сюда мчался после долгой разлуки. Но приспосабливаться он не будет никогда. У него другая дорога- дорога чести, служения Отечеству. Он не принимает фальшивых чувств и эмоций. И в этом он победитель. А.С.Грибоедов «Горе от ума» Победа над самим собой, над своими слабостями и недостатками. Она многого стоит, если человек доходит  до конца, до той цели, которую поставил. Не таков Илья Обломов, герой романа И.А.Гончарова. Лень празднует победу над своим хозяином. Она так крепко сидит в нём, что кажется, ничто не способно заставить героя встать со своего дивана, элементарно написать письмо в своё имение, узнать, как там дела. И всё же герой попытался сделать попытку преодолеть себя, своё нежелание что-то предпринимать в этой жизни. Благодаря Ольге, любви к ней, он стал преображаться: наконец –то встал с дивана, стал читать, много гулял, мечтал, беседовал с героиней. Однако вскоре он отказался от этой затеи. Внешне сам герой оправдывает своё поведение тем, что он не сможет ей дать того, чего она заслуживает. Но, скорее всего, это очередные отговорки. Лень снова заволокла его, вернула на любимый диван. И.А.Гончаров « Обломов» М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» Печорин, герой романа М.Ю.Лермонтова , вызывает противоречивые чувства у читателей. Так, в его поведении с женщинами практически все сходятся водном- герой проявляет здесь свой эгоизм , а иногда просто бездушие. Печорин словно играет судьбами женщин, которые любят его.(«Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы.» )Вспомним Белу. Она была лишена героем всего — родного дома, близких. Ничего не осталось у неёё кроме любви героя. Бэла полюбила Печорина, искренне, всей душой. Однако он , добившись её всеми возможными средствами – и обманом, и бесчестным поступком,- вскоре стал охладевать к ней. («Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви  знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой.»)В том, что Бэла погибла, во многом виноват  и Печорин. Он не дал ей той любви, того счастья, внимания и заботы, которой она заслуживает. Да, он победил, Бэла стала его. Но разве это победа ?Нет  это поражение, так как любимая женщина не стала счастливой.Сам Печорин способен осуждать себя за свои поступки. Но ничего изменить в себе не может и не хочет. Тихий Дон» М.А. Шолохов «В гражданской войне всякая победа есть поражение" (Лукиан). История жизни центрального героя романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон» Григория Мелехова, отразившая драматизм судеб донского казачества, подтверждает эту мысль. Война калечит изнутри и уничтожает все самое дорогое, что есть у людей. Она заставляет героев по-новому посмотреть на проблемы долга и справедливости, искать правду и не находить ее ни в одном из враждующих лагерей. Оказавшись у красных, Григорий видит все ту же, что у белых, жестокость, непримиримость, жажду крови врагов. Мелехов мечется между двумя воюющими сторонами. Везде он наталкивается на насилие и жестокость, которые не может принять, потому и не может принять одну сторону. Закономерен итог: «Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория…».